Роберт Грейвс. Восьмое деяние Геракла Кобылы Диоме

Николай Ефанов
      Восьмое деяние Геракла: Кобылы Диомеда.

    На восьмой раз Эвристей приказал Гераклу поймать четырёх диких кобыл тракейского царя Диомеда - спор ведётся о том, был ли Диомед сыном Ареса и Кирены или же родился вне брака от связи между Астерией и её отцом Атласом, который владел воинственными Бистонами и имени которого боялись все в Тракии. Кобылы Диомеда были привязаны к бронзовым столбам железными цепями, а кормил он их мясом. По иной версии это были не кобылы, жеребцы, носящие следующие имена: Подарг, Лампон, Ксант и Дейн.
   

    Геракл в сопровождении нескольких добровольцев отплыл в Тракию и по дороге посетил своего приятеля царя Адмета из Феры. Приплыв в Тирид захватил конюхов Диомеда врасплох и погнал кобыл к морю, где оставил их на пригорке под охраной своего любимца Абероса, сам же повернул назад, чтобы отогнать Бистонов, которые пустились за ним в погоню. Чтобы прервать её, он прорыл канал, и воды моря затопили долину. Бистоны остановились и бросились бежать, Геракл же бросился за ними. Своей палицей он оглушил Диомеда, потом притащил его на берег вновь образованного озера и бросил ещё живого кобылам на растерзание. Наелись они почти досыта, но по неосмотрительности Геракла набросились на Абдероса и сожрали и того.
   

    По другой версии Абдерос хоть и родился в Опосе в Локриде, был на службе у Диомеда. Кое-кто называет его сыном Гермеса, иные же сыном приятеля Геракла Ориана Минойца. Тем самым он был братом Патрокла, который пал под стенами Трои. Заложив город Абдер недалеко от места захоронения Абдероса, Геракл взял телегу Диомеда и запряг в неё этих кляч, хотя до этого они не знали узды. Поспешно погнал её через горы и достиг Микен, где Эвристей посвятил их Гере и отпустил на волю на горе Олимп. Сожрали их, в конце концов, дикие звери, но некоторые утверждают, что их потомство прожило до войны троянской, и даже до времён Александра Великого. В Картере Коме показывают развалины дворца Диомеда, а в Абдере ещё проводятся игры в честь Абдероса - скачки на колесницах, поскольку люди помнили, что кобылы начали поедать людей, когда их стали запрягать в телеги, которые они старались непременно разбить. 
      
   

1. Обуздание дикого коня предназначенного для обрядового пира, как кажется, было коронационным церемониалом в Греции. Покорение Ариона Гераклом, приписываемое  Адрастосу и Онкосу (Павсаний), имеет свои параллели с покорением Пегаса Беллерофонтом. Этот обрядовый миф, в данном случае, связан с легендой о том, как Геракл, быть может, представлял жителей Теоса, которые отобрали у Траков Абдеру (Геродот относил обычай низложения и пожирания святого царя по окончании его царствования женщинами в конских масках). Его убивали, как будто бы случалась авария с его колесницей. Проведение заездов колесниц, во время погребальных игр в Абдере, показывает изменённый характер жертвоприношения. Подаргос был назван по имени гарпии Подарги, матери Ксантоса, Была она бессмертной кобылой, которую Пелею передал Посейдон, как свадебный подарок. Лампос напоминает Лампона из запряжки Эоса. Слова Диодора, что кобылы, отпущенные на свободу на Олимпе, могли означать, что канибалистский культ коня был тут прерван ещё до прихода эллинов.

2. Гераклу часто приписывают рытьё, каналов, туннелей и искусственных подземных сооружений.