Евангелие от Матфея. Глава 2

Вера Солодова
Евангелие в стихах

--------------------------------
Когда родился в Вифлееме
Святаго Духа Сын небесный,
Тогда правителем был Ирод*.

Волхвы** пришли в Иерусалим.
Они царя спросили прямо:
«Скажи, где Царь ваш Иудейский,
Родившийся у вас недавно?
Мы видели звезду его,
Что появилась на востоке,
И из своей страны восточной
Пришли Ему мы поклониться».

Услышав это, взволновался
Царь Ирод – и весь город с ним.
Тогда он книжников народных,
Первосвященников спросил:
«Где должен был Христос родиться?»
Они сказали: «В Вифлееме.
И сказано через пророка,
Что этот Вождь спасет Израиль».

И у волхвов царь Ирод вызнал,
Когда взошла звезда востока.
Он их направил в Вифлеем,
Чтоб те узнали о Младенце
И известили чтоб его,
Поскольку хочет поклониться
Царю небесному и сам.

Волхвы пошли – звезда пред ними
Шла весь тот путь. Пришла и встала
Над местом, где и был Младенец.
Они возрадовались очень
И в дом указанный вошли.

Увидели они Младенца
И мать Марию рядом с ним –
Упали наземь, поклоняясь,
И поднесли ему дары:
То были золото и ладан***,
И смирна**** – вот дары волхвов.

Во сне им было откровенье,
Чтоб к Ироду не возвращались.
Тогда они другим путем
Ушли в восточную страну.

Во сне Иосифу явился
Господень Ангел и гласил:
«Возьми Младенца и Марию,
Беги в Египет вместе с ними,
И будешь там до лучших дней.
Сейчас Младенца Ирод ищет
И хочет погубить Его».

Иосиф встал и со Младенцем,
И с Матерью Его, Марией,
Пошел в ночи в страну Египет.
И были там, пока жил Ирод.

Царь Ирод был разгневан сильно,
Что так волхвами был осмеян.
И он послал избить младенцев –
Всех, что родились в Вифлееме,
От крошечных до двух годов.

Стоял и вопль, и плач великий
Во всем несчастном Вифлееме
Всех матерей, что потеряли
Детей своих при избиеньи.

Как только умер Ирод страшный,
Опять во сне явился Ангел
К Иосифу и говорит:
«Возьми Младенца и Марию,
Иди в Израиль. Ирод умер».

Когда пришли они в Израиль,
Там было царство Архелая*****,
Что сыном Ирода являлся.
Иосиф сильно убоялся
И, получивши откровенье
Во сне, пошел тогда в пределы,
Что Галилейскими зовутся,
И поселился в Назарете.
-------------------------------

*)Ирод I Великий (ивр. Хордос; лат. Геродус; в русском языке — Ирод от традиционной среднегреческой передачи) (около 73-74 гг. до н. э. – умер в 4 до н. э.) – идумеянин, сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи. Царь Иудеи (40 – 4 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов.
...Полководец Ирод получил иудейский престол и царский титул по решению римского сената, в 37 г до н. э.
...Захватив Иерусалим и установив контроль над страной, Ирод казнил 45 членов Синедриона, сторонников партии Хасмонеев. Таким образом была подорвана политическая сила Синедриона и он превратился лишь в религиозный суд, не оказывавший никакого влияния на практическое законодательство. Ирод присвоил себе право назначать первосвященников, ставя и смещая их по своему произволу.
...Во время правления Ирода I Иудейское царство имело приблизительно те же границы, что и во времена царя Давида. Оставаясь вассалом Рима, в Иудее он правил вполне самостоятельно и привёл страну к экономическому и культурному процветанию. Важнейшим делом Ирода Великого была постройка нового Иерусалимского храма.
...Отличаясь любовью к строительству и некоторым архитектурным вкусом, Ирод восстановил из развалин и украсил великолепными зданиями несколько городов своей страны, придав им новые имена в честь своего верховного покровителя-властелина, кесаря Августа (Шомрон он переименовал в Себастию – от греч. слова Augustus, Стратонову Башню — в Кесарию).
В самом Иерусалиме он восстановил древний замок, названный им Антонией, а также построил великолепные дворцы, сделавшиеся лучшим украшением города.
...Несмотря на стремление Ирода укрепить свои трон, евреи относились к нему с недоверием, так как видели в нём иноземца, римского ставленника и похитителя престола Давидова.
...Чтобы примирить с собой народ, Ирод женился на Мариамне, внучке первосвященника Гиркана II, стремясь тем самым придать своей династии санкцию кровного родства с домом Давидовым. Ему, однако, так и не удалось установить доверительные отношения с еврейским народом. Этому отчасти способствовало и то обстоятельство, что Ирод в восстановленных им городах строил ипподромы и амфитеатры, заводил римские и греческие игры, финансировал гимназии, задавал пиры с чисто языческими увеселениями и вообще вводил такие обычаи, которые, отличаясь совершенно языческим характером, могли внушать евреям лишь чувство ужаса и отвращения.
...Дело дошло до того, что сильная партия ревнителей закона, именно зелоты, в числе 6000 человек, отказались принести ему присягу в верноподданстве и устроили заговор, грозивший Ироду низвержением.
...Видя невозможность примирения, Ирод задумал сломить оппозицию крутыми и жестокими мерами. Он превратился в жестокого и кровожадного деспота, который беспощадно истреблял всех и всё, в чём только его подозрительный взгляд видел признак крамолы.
...Так, он истребил почти весь дом Хасмонеев, как потомков законных правителей еврейского народа, и не остановился даже перед умерщвлением Мариамны, хотя она была самой любимой из его десяти жён.
...Конец его царствования ознаменовался невообразимыми ужасами, которые завершились умерщвлением его собственного сына Антипатра.
...При таком настроении Ирода вполне понятен тот ужас, с которым он выслушал, по свидетельству Матфея (Мф.2:16), от восточных волхвов весть о том, что родился «истинный царь иудейский», поклониться которому они и пришли с далёкого Востока.
...Первой мыслью Ирода, по этому свидетельству, было умертвить новорожденного царя, а когда ему не удалось найти его, то он не остановился перед поголовным избиением грудных младенцев в Вифлееме.
...Поражённый тяжкой болезнью (вероятно, почечной недостаточностью), он неистовствовал даже на одре смерти и дал приказ в самый день его смерти истребить всю еврейскую знать, собранную для этого в цирк; но распоряжение его не было исполнено.
...Похоронен Ирод был в крепости Иродион. Его могила была обнаружена профессором Эхудом Нецером, крупнейшим специалистом по иродианской археологии.
...Ирод – имя нескольких царей Иудеи:
...Ирод I Великий — царь Иудеи, он - отец Ирода Филиппа II и тетрарха (четвертовластника)Ирода Антипы.
...Как видно из многих справочников – Ирод I Великий умер в 4 веке до нашей эры. То есть, за 4 года до Рождения Христова.
...Это противоречит Евангелию от Матфея, в котором описано и Рождение Христа при Ироде и избиение младенцев, совершенное по приказу Ирода. Либо это Евангелическая легенда, либо есть сомнения в дате рождения самого Христа???
...Исследования по этому поводу см. в примечании к последующей Главе 14 Евангелия от Матфея - в данной работе.

**) Волхвы — особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности. Это были «мудрецы» или так называемые маги, мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. Смотря по степени культурного развития народа, его Волхвы или мудрецы могли представлять собою разные степени «мудрости» – от простого невежественного знахарства до действительно научного знания. Родина Волхвов – древний Восток. Волхвы или маги являются в качестве особого класса у мидян и персов. По свидетельству Геродота, они составляли одно из шести племён древних мидян, быть может, сосредоточивавшее в своих руках все религиозные функции, как это было, например, с племенем левитов у древних евреев. Кельтский аналог слова "волхв" – "друид".

***) Ладан (греч.) – высушенный сок, смола, (камедь) многих растений рода Boswelliaии и др., семейство бурзеровые (Burseraceae), растущих в восточной Африке, в Йемене, в Сомали.

****) Смирна (Мирра) (устаревшее мирро) – камедистая смола, получаемая от африканских и аравийских деревьев из семейства Бурзеровые (Burseraceae), в особенности от Commiphora myrrha. Смирна (Мирра) обладает приятным запахом и остропряным вкусом, содержит 40-67 % камеди, 23-35 % смолы (миррин) и 2-1 % эфирного масла (миррол). В древности ценилась как благовонное курительное вещество. Использовалась при ангинах, цинге для полосканий, в зубной практике и для ингаляций. Используется в медицине и парфюмерии.
Миррой также называют растение, источающее такую смолу.

Принесенные волхвами дары имеют следующее символическое значение:
...Золото –это царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царем;
...Ладан –это дар священнику, так как Иисус пришел стать новым Учителем и истинным Первосвященником;
...Смирна – это дар тому, кто должен умереть, так как смирну употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей жертве искупления Христа — одним из эпизодов Страстей Господних, увенчающихся Распятием, будет умащение ног Спасителя миррой, а перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.
...Считается, что традиция дарить подарки на Рождество была заложена именно ими.

*****) Архелай, этнарх Иудеи, Самарии и Идумеи (правил в 4 г. до н. э. – 6 г. н. э.), сын Ирода I Великого и его жены-самаритянки Малтаки. Ирод назначил Архелая царем, однако император Август, которому надлежало утвердить назначение, провозгласил Архелая лишь этнархом.
...Несмотря на сложную политическую обстановку, в которой приходилось править Ироду, его царствование было отмечено большим блеском. Иудея при нем усилилась и значительно расширила свои границы. Это стало внушать римлянам опасения, и после смерти Ирода император Август разделил страну между тремя его сыновьями. Архелаю достался центральный район – собственно Иудея, Идумея и Самария, но без прибрежных греческих городов Гадары и Гиппоса (они отошли к римской провинции Сирии). Ирод Антипа получил Галилею и Перею (Заиорданье), а Ирод Филипп II – южносирийские владения Ирода (Батанею, Трахонею и Авран). Ни один из принцев не был удостоен царского титула. Архелай стал этнархом, а его братья – тетрархами. Оба они благополучно правили своими владениями в течение нескольких десятилетий.
...Впоследствии отношения между Архелаем и народом ухудшились до такой степени, что в 6 г. н. э. делегация представителей населения Иудеи и Самарии обратилась к Августу с жалобами на этнарха. Архелай был изгнан, а Иудея, Самария и Идумея были присоединены к Сирийской провинции как объединенная территориальная единица, получившая название Иудея. Архелай умер в изгнании в Галлии приблизительно в 16 г. н. э. Иудея стала римской провинцией.