Роберт Грейвс. Седьмое деяние Геракла Бык Критский

Николай Ефанов
            Седьмое деяние Геракла: Бык Критский.


    Седьмым заданием для Геракла была поимка Критского быка. Однако это спорная версия, ибо это был тот самый бык, который по приказу Зевса перенёс Европу на Крит, или это был бык, которого Минос не принёс в жертву Посейдону и который зачал с Пасифаей Минотавра. В то время он опустошал Крит, особенно окрестности реки Тетрис, разрывал поля и разрушал стены охранявшие сады.
   

    Когда Геракл приплыл на Крит, Минос пожертвовал ему огромное состояние, с тем, чтобы Геракл не только победил быка, но и передал бы власть над ним Миносу. А зверь был лютый, выдыхал огонь, который сжигал на своём пути всё.


    После долгой борьбы Геракл привёл быка в Микены, где Эвристей выпустил его на свободу и посвятил Гере. Богиня гордилась даром, который только увеличил славу Геракла, направила его сначала в Спарту, потом через Аркадию и перешеек в Марафон Аттический, там- то Тезей захватил его и привёл в Афины, где и принёс в жертву богине Афине.
   

    Много разных соображений высказывалось на тему как будто бы Критский бык это одно и то же, что и бык Марафонский.



1. Борьба с быком или с человеком наряженным быком - одно из заданий, которое получал претендент на царскую власть: он одинаково присутствует в повествовании о Тезее и Минотавре или о Ясоне и дышащих огнём быках Айетеса. Когда откровенно бессмертие заключено - предначертано - в служение святому царю и была пожертвована каждому человеку, посвящённому в тайны дионисийских мистерий: поимка быка и приношение его в жертву Дионису Плутодесу («дающему богатство») и это стало государственным обрядом как в Аркадии (Павсаний), так и в Лидии (Страбон), где Дионис имел титул Зевса. Его главным обличьем был бык, но он мог появиться и в виде льва или змеи. Соприкосновение с рогом быка позволяло святому царю оплодотворять землю именем богини Луны, вызывая дождь: магия здесь трактовала рёв быка, как напоминание о буре, с молниями и громом, которые сопровождали барабаны и трещотки. Одновременно имитировались молнии, что должно было напоминать огненное дыхание быка.


2. Дионис, которого называли Плутодесом («дарителем богатства»), поскольку он обладал Рогом Изобилия, который изначально был талисманом сопровождавшим воду:
происходил он из критского Загреуса, который мог вселяться в льва, в рогатого змея, в быка или в «Кроноса сопровождавшего дождь».