Летняя шабашка

Юрий Короткевич
                ЛЕТНЯЯ  ШАБАШКА

        апрель 2008


    Не успеешь родиться, а тебе уже семьдесят... А ведь не за горами семнадцатый год! В смысле юбилейный 2017-й. Могут подойти и тихо так, неназойливо, но всех подряд, спросить
 -" А что ты делал до этого семнадцатого года? Ну, к  примеру,в начале славных  девяностых..".

   Тут главное, не перепутать века. Да и цифры вокруг всё семёрки да семёрки, просто мистика какая-то.

    Ведь в двадцать седьмом  году прошлого века,наверное помните, спущенная сверху НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА переживала свой угар. Все кинулись выживать за счёт ближнего. Пана Козлевича, например, пытались охмурить пан Морошек и пан Кушаковский. Эти жуткие люди в сутанах захотели забрать в своих корыстных целях любимое детище бедного пана Козлевича -  антикварную Антилопу Гну.

  Эту историю  я узнал в тридцатую годовщину  теперь уж сам не знаю чего. То ли переворота, то ли революции, то ли чьей-то  фантазии. Вычитал из своей самой любимой книги детства, подаренной мне отцом. Так как эта книга на сегодняшний день  бестселер не первой свежести, я назову её. В ней два романа писателей-сатириков Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок", и речь в ней о малом бизнесе в России периода НЭПа. Тогда было тоже два выбора - либо отнять деньги у разбогатевшего  олигарха  Корейко, либо взять кредит у государства и смыться. Оба пути быстрого  обогащения начинались, естественно, у корыта, от бюджета. Где-же ещё взять миллиарды?..
 
   Люди, которые впоследствии назвали себя шестидесятниками и даже олигархами, поголовно знали эти романы практически наизусть и объединялись в клубы поклонников Остапа Бендера. Что касается меня, то я с тех пор  стал с большой осторожностью относиться к представителям разных религий и вероучений. Очень напугала меня их агрессивность. Да и знают они всё и всегда,например, "спросите об этом Лившица". Не у того Лившица, который участвовал в РАДИОНЯНЕ и учил русской грамматике, а  у Лившица - советника по трудным ответам руководства на  трудные  вопросы  населения.

   Попутно у меня,как автолюбителя, вопрос к автолюбителям, лучше сказать, к автопотребителям.. На каком таком заводе и когда была сделана автомашина по имени Антилопа-Гну, предположительно породы Лорен-Дитрих, уже в 1927 году бывшая  старинной?!( Лорен явно французское женское имя, а Дитрих смахивает на немца.)

    В конце прошлого века нам опять сделали новую жизнь со старыми проблемами. Во главе проблем - где и как  достать денег.

  Совершенно случайно я попал по своей воле  в руки московских баптистов. Дельце было такое. В то время в Москве имелись 2-3 баптистских прихода. На территории одного из них находилась "Академия малого предпринимательства". У директора этой Академии была машина, но не было своего Козлевича. Подвернулся Короткевич. На дворе стояло отличное московское лето, и я согласился на извоз. Шеф, его я условно назову конечно-же  Александром Яковлевичем, сокращенно Альхеном, был моложавого вида и высокого роста  мужик, бывший преподаватель марксизма -ленинизма - помните такое  вероучение? - и не где-нибудь, а в Институте народного хозяйства. По словам Альхена, он всю свою сознательную  прошлую жизнь терпел жуткие моральные страдания, которые просто разрывали его на две части.
   
  С одной стороны, он любил Маркса и Энгельса и получал за это зарплату, а, с другой стороны, он любил Христа, но тайно и как-бы для себя. И нет, чтобы любить Иисуса как большинство нормальных  людей в России, в рамках ортодоксии, а любил он его в необычной форме - в баптизме. Просто детектив какой-то. Где он смог узнать о нём, о баптизме, в те времена монополизма самого верного из всех вероучений,  которому он служил? Да и контроль всего этого, как мы считали, был жесткий..

   Все простые  массы  были уверены - их же так научили не самые глупые  люди - что якобы баптисты принадлежат к какой-то микроскопической секте с неясновыраженными, но несомненно  общественно вредными идеями. Только у поэта Окуджавы была к тому времени небольшая повесть под названием "Приключения секретного баптиста", но там  совсем не о религии..

   На новой работе я сразу-же узнал, что баптизм появился в начале 17-го века, название происходит от греческого слова, означающего " окунаю, крещу водой" - это с одной стороны, а с другой  происходит от прозвища библейского  Иоанна Крестителя - БАПТИСТА. Своего родственника Иисуса Христа, когда тот был в довольно зрелом возрасте, он по-родственному окрестил окунанием   в реку Иордан, и это является  одним из основных отличий  баптизма от других  вероучений. Там  тебя окунают и крестят без твоего согласия, в младенчестве, и ты можешь только поорать и захлебнуться. У баптистов  подразумевается, что ты такой выбор делаешь, пребывая в своём уме. Как приём в партию...

  Сами церкви, то есть здания и помещения для отправления  церковных служб, предельно просты и даже аскетичны. Ни икон, ни  драгоценных облачений, похожих на  императорские. Пасторы, простые парни в ковбойках и джинсах, обнимают тебя и спрашивают о семейных проблемах, говорят тебе о годовом бюджете  общины и помогают, чем могут. То маслица  подсолнечного плеснут из  американской бочки, то секондхэндом  почти новым одарят. Да где это видано?..  А самое главное, они вас на веки вечные могут  спасти.
   Да, да, они знают,  как  это делается, и даётся полная гарантия. При этом не допускается никакой самодеятельности. Контролируемое спасение в рамках отдельно взятого прихода и под руководством  надёжного человека. Он - дипломированный проводник в вечную жизнь, а не какой-то тип, окончивший Высшую партийную школу. Он ПОСВЯЩЕН на это дело. Самого главного своего начальника он никогда не видел, но  всех уверил, что у него было озарение... 

   "А если я сам прочту инструкцию по спасению, то есть Главную Книгу, буду соблюдать все десять заповедей и буду любить ближнего, как самого себя и  проникнусь ЛЮБОВЬЮ,  что и есть сам Б-г? Так же у вас написано перед входом  в молельный дом. Ведь прежде всего это мой интерес. Не достигну ли я  таким образом более качественно главной задачи - СПАСЕНИЯ?" - спросил я моего хозяина по дороге на его дачу.

   "Нет - сказал очень уверенно Альхен - Тем самым ты потратишь много сил, наделаешь ошибок и не достигнешь желаемого. Только в среде паствы, руководимой прямым посредником и внося десять процентов от своих доходов  в это ДЕЛО, всё будет ОК".

   "И есть прямые доказательства Вашей справедливости? "- спросил я, прикидываясь дурачком. 

    "А это  богохульство и грех неверия!"- парировал он. 

    "Ну, раз это ДЕЛО, БИЗНЕС, верняк -  тогда, конечно, надо доверять" - успокоился я  и на этом первый охмурёж окончился.

  Внешне помещения офиса моей новой конторы практически ничем не отличались от  других,появившихся в изобилии  в то время по всей Москве. Только на каждом столе на видном месте лежала казённая Библия, да и сотрудники выглядели неестественно серьёзными. Наверное, за ними велся чей-то неусыпный контроль сверху...
   Был разгар лета, выпускники прошлого года  вовсю занимались  малым бизнесом,  прибывали новые абитуриенты. На мой взгляд,  Академия занималась очень полезным делом. Набирались молодые парни, преимущественно из бедных  и верующих семей, и их учили тому, как в условиях  всеобщего одичания, отсутствия деловых навыков и растерянности начать своё махонькое  дельце, не разориться и суметь прокормить семью. Горьковский автозавод  тогда заполонил всю страну  грузовичками с большим выбором кузовов и  со смешным названием ГАЗЕЛЬ. С одной стороны, это  животное, а с другой  стороны - совсем другое. Первые три буквы -  старое сокращенное название Горьковского Автозавода, а последние три буквы - новогоднее дерево - ель. Всё не просто...

  А  в стране  все торговали и не хватало машин  разного назначения, и перевозили  любые товары,  и пиво и брюки, сами  предприниматели-торговцы,  в основном, на своих легковушках. Ниша извоза по  найму была свободна. Академия   учила молодых ребят, как выгодно купить новый или подержаный  автомобиль, определить для себя, какой тип или для чего его приобретать, составлять  простой  бизнесплан и договора, вести  бухгалтерию и уплачивать  налоги, юридическим основам  малого бизнеса, и ещё куче необходимых в  этом новом  деле вещей. В принципе учила тому, как дать самому себе деловую оценку. Всё это, естественно, никогда  и нигде не изучалось в недалёком советском прошлом, даже в Институте Народного хозяйства имени товарища Плеханова.  И  было это для большинства откровением. К тому-же  за самодеятельное и недозволенное властями предпринимательство  в том же прошлом могли  запросто послать куда следует.

  Конечно,  главный перестройщик  господин Горбачёв  за недостатком времени не мог  поучиться в такой Академии. Раньше он учился в МГУ на гуманитарном факультете, то есть был как-бы интеллигент. А интеллигенты того времени знали наизусть истории про Остапа Бендера и чем всё это кончилось. Творец  НОВОГО МЫШЛЕНИЯ- ударение на Ы  -  мог - бы сначала научить  всех чему-нибудь подобному перед   выбрасыванием нас  на  то место, которое  он называл  по глупости  рынком. Скорее всего всё пошло бы другим путем. А может быть у него были другие планы?...Ведь к тому времени ряды нашей направляющей и руководящей силы страшно размножились, и на всех стало не хватать черной икры?..

      Академия владела ШЕСТЁРКОЙ. Это просто шестая модель  автомобиля ЖИГУЛИ, а не бандит самой низшей категории. Совсем недавно шестерка была довольно престижной машиной. Та, на которой мне надо было трудиться, прошла через много рук и имела довольно неухоженный вид. Чтобы платить меньше налогов,она была записана как собственность Альхена, а так как он не умел водить и считал себя очень большим начальником, на машине были видны следы насилия случайных людей. Обода передних колёс были чернее сажи. Это значит, что тормозили перед светофорами на полном скаку, от всей души, и летели  на обода лохмотья тормозных колодок. Не плохо бы их поменять...  Это важнее, чем громыхание заднего моста, черт с ним, всё равно  долго  не буду на них горбатиться.

     Машина  как - будто слышала мои перепалки  о вере со своим хозяином  и стала мне подбрасывать  бяки. Как-то выезжаю я днем из ворот  дома и слышу сзади  звук разбитого стекла. Надо сказать, что жил Альхен не в простом доме, а в ДВОРЯНСКОМ ГНЕЗДЕ. Конечно, это не теперешние  дворцы  для НОВЫХ русских. Это был жилой комплекс в московских Черёмушках, построенный для элитных людей брежневской поры. Там мальчишки не били стекол машин, так как   в этих домах  уже тогда  машина была в каждой семье.
 Надо срочно менять стекло и лучше самому, так быстрее, надо только его купить. В то время запчастей  к любым машинам в Москве появилось немеренно,  только  хорошо-бы кого-то попросить посидеть в машине, пока я буду бродить по рынку.

   Шеф мне дал в  напарницу свою бухгалтершу, и   началось повторение сцены в богадельне, когда старушки остались с Остапом без контроля Ильфовского Альхена. Оказывется, шеф был  директором только по званию, выполняя роль завхоза Академии, а действительным хозяином  был молодой парень из Канады, через которого шла помощь в деле освоения малого бизнеса. Ну, а верующий завхоз при таком раскладе не давал себя в обиду. Склады ломились от  обширной  заокеанской помощи, практически никем не контролируемой, ведь всё основано на доверии... Главбух Марья Ивановна сказала, что единственной в организации машиной, она, вторая в формальной иерархии,  может очень редко  пользоваться, даже по служебным делам.

  "Ну, ничего - сказала она с оптимизмом. - Б-г всё видит..."

     Часа через два я поставил новое стекло  и повёз шефа в центр, прямо  в  Государственную  Думу. Он там регулярно  проводил  семинар - вербовку народных избранников  в лоно своей веры, по его словам довольно успешно. Альхен был уверен, что  когда  в России  появится хотя бы  десять процентов  ИСТИННО верующих, ну вот  таких, как он, наступит полное благоденствие. Уж они-то смогут навести порядок...

   На следующее утро шел дождь и сломался  насос омывателя лобового стекла. Это дело пустяковое, я ублажил машину, купив ей новый бачок с насосом. На этом мы с ней временно помирились, да и  Альхен был озабочен другим делом.

   "Отстаём мы от прогресса! Все конторы пооткрывали свои банки, а мы как нищие, несём  свои денежки  чужим людям. Пора открывать свой."

   В свободное время, а его у  меня было достаточно много, я стал думать о своём отношении к религии. Конечно, как всякий нормальный человек, я знал, что все виды религий были придуманы людьми для  решения своих  целей. Это и возможность  для активных людей управлять  массами, и боязнь потерять привычную хорошую жизнь после смерти, да и страшно  человеку  быть одному, без стада и пастыря. Для этого надо было придумать вечную жизнь и заставить в неё верить других, чтобы были сговорчивее. Ведь выдумщик  становился  монополистом  по спасению. С другой стороны, с детства я ощущал  необъяснимое присутствие некой  силы, которая  неявновыраженно руководит моей жизнью. После  нашего  государственного атеистического  воспитания  трудно найти  для себя однозначный ответ. Иногда просто обзавидуешься, глядя на  верующих, как у них всё просто. Вот недавно человек  верил в Интернационал и платил партвзносы, а теперь выбрал себе духовного наставника  и продолжает  верить не себе, а посреднику. Платит свои десять процентов на спасение души, ничуть не меняясь при этом...

   Продолжалась мистика. Везу я как-то поповну, жену Альхена, с дачи домой, а жара дикая. И закипел у ШЕСТЁРКИ бензонасос, от жары образовалась в нем паровая пробка и он перестал качать бензин. Есть  болезнь такая у советских машин. Хорошо,что недалеко от Дворянского гнезда, и поповна  домой пешком дошла. А заглох я на взгорке и вышел посмотреть на мотор. Сзади на гору прёт груженый тяжёлый грузовик и аккурат не доезжая  до меня  несколько метров, с него слетает бетонная плита и останавливается в своём полёте в десяти сантиметрах от моей ноги... После этого мотор заводится и я благополучно доезжаю домой.

   Ну, думаю,пора начать дружить с баптистом".

  Одной из его прихотей было желание научиться водить машину. Ведь дело ему казалось простым, машину, по его мнению, водят почти что дебилы. Ан,нет. Сколько мы не мучали машину его экзерсайсами на площадке перед МГУ на Ленинских горах, ничего не получалось. Просто горе от ума, от его избытка. Нужна только быстрая реакция на окружающее, не больше, а постоянное  мышление отвлекает и притупляет внимание...  На неудачи шефа машина отреагировала проколом заднего колеса. На фиг! Отвезу лататься к мастеру.

     От тяжких трудов необходим отдых. И решил шеф со всей семьёй поехать в отпуск, на родину, на юга. За день до отъезда  всё было хорошо. Утром я стал заводить мотор, а он ни в какую. И бензобак полный и батарея новая, но чего-то не хватало... Мы  бросили машину у подъезда, доехали на метро до вокзала и на том я распрощался с этой шестеркой. Даже не оглянулся на неё. И на  хозяина тоже. Верите, или нет?

    P.S.Излагая свои мысли относительно различного рода вероучений, автор ни в коей мере не хотел оскорбить чувства людей, считающих себя истинно верующими.Бог с ними..

   Согласно Конституции США You can practice any religion, or not practice a religion. Это твоё личное дело.