Дорис Лессинг. Марта Квест

Екатерина Тарлева
Предлагаемая на этот раз книга является классикой 20-го века. В 2007-м году ее автор получила Нобелевскую премию, что, конечно, привлечет читателя, любящего иметь дело с признанными мастерами, но может отпугнуть любителя ультрасовременной литературы. Однако роман Лессинг звучит очень современно, а многие, затронутые в нем проблемы, актуальны во все времена.
Место действия довольно экзотично – Африка. Мы наблюдаем жизнь европейских переселенцев в Замбии. Жизнь сельскую и жизнь городскую. Однако тематикой романа является вовсе не столкновение различных менталитетов: английского, голландского, еврейского, местного. Социальная проблематика является лишь фоном для рассказа о глубоко личных переживаниях девушки-англичанки, очень похожей и непохожей на всех на свете девушек. На мой взгляд, эта книга обращена в первую очередь к двум типам читателей. Во-первых, к тем, кто сам достаточно молод и хочет соотнести свой внутренний мир с виртуальным другом из другой эпохи и другой страны, узнать, что сильнее в молодом человеке: законы природы или законы социальной среды. Во-вторых, к тем, кто уже сам является родителем и хочет лучше понять своего ребенка. Ведь зачастую наиболее сложно складываются отношения со взрослым ребенком, который уже является свершившейся личностью, но еще в значительной степени зависит от мнения сверстников, ищет возможности самоопределения в первую очередь среди ровесников. В общем-то, перед нами книга о том, что быть молодым человеком совсем непросто. Молодость и здоровье кажутся показателями счастья для тех, у кого зрелый взгляд на вещи, кто чувствует почву под ногами и знает, где искать ответы на свои вопросы. Но как раз именно зрелость дарует истинный вкус жизни. Совсем иначе живут люди юные. У них еще не выработались безотказные защитные механизмы, позволяющие легче преодолевать столкновения с угловатостью жизни. Те средства, которыми пользуется молодая личность, жестки и неровны. Нередко они не только не спасают его, а напротив – являются опасным балластом. Что такое юность? О чем она мечтает? Почему избирает такие неподходящие пути для воплощения своих грез? Что видит юность вокруг себя, а чего напротив совершенно не может разглядеть?
В отличии от психологических трудов или философских изысканий роман Дорис Лессинг написан легким, увлекательным языком. Она без труда погружает нас в особую атмосферу переходного периода в жизни человека: когда человек перестает довольствоваться непосредственным восприятием жизни и хочет глубже понять причинно-следственные связи окружающих явлений. В этот период мы так и норовим совершить побольше ошибок, чтобы иметь самые разнообразные впечатления. Юные люди так похожи на взрослых: они рассуждают, стремятся выглядеть независимыми, хотят разобрать любовь на составляющие и понять, что это такое. Но все это иллюзия. Не зря же говорится, что человек не взрослеет никогда. На самом деле все-таки взрослеет, а некоторые очень рано обзаводятся несокрушимыми представлениями о том, как должно и как не должно быть. Но настоящая юность в некоторых вопросах наивнее детства. Подобно тому, как неродившийся младенец в своем развитии повторяет основные этапы эволюции, ребенок, взрослея, проходит стадии самопроявления древних цивилизаций. Этот путь предписан, в нем есть спасительная заданность, природная убежденность в том, что хорошо и что плохо. Совсем иначе дело обстоит с юностью. В этот период природа ослабевает материнскую хватку и предоставляет человеку ощущение освобожденности от древней догматической морали, как бы говоря: «Теперь сам решай, где добро, где зло». Не всем удается мудро распорядиться этой свободой. Да что там мудро! Все глупости, какие только возможно, караулят со всех сторон.
Однако помимо вечных проблем в романе затронуты и вопросы определенной эпохи. Книга описывает время накануне второй мировой войны. Роман не рассматривает ее предпосылок и политических настроений в обществе, зато он передает специфический вкус эпохи, уже утерянный для нас. Это еще один довод в пользу того, что особенно я рекомендую эту книгу юношеству. Наша действительность страдает опасной забывчивостью или поверхностным знакомством с историей. Правда и школьная программа со своей стороны грешит схематизмом и догматичностью. Ее интересуют только глобальные выводы из тех или иных эпохальных свершений. Однако такой отстраненный подход разрывает связь времен. Мы не можем почувствовать пульса ушедшего времени, не понимаем предшествующих поколений и вряд ли поймем однажды своих детей.
Достоинством романа Лессинг является его жизненность, непосредственность в описании вкусов и нравов. Он написан легко, современно, динамично и в то же время представляет собою исторический документ. Юный человек, прочитавший этот роман, будет поражен тем, насколько тот мир похож на нашу современность. 
Чем живет любое общество в любые времена? Любовью и ненавистью, попыткой занять положение в обществе или мыслью о том, кто они в этом обществе.
Марта Квест постигает мир человеческих чувств. Она самобытная и любознательная девушка и любит читать. Однако жизнь демонстрирует ей разницу между страстями, характерными для книжных сюжетов, и тем, что ощущает человек на самом деле. Она с удивлением наблюдает за тем, какие чувства, как диковинные растения, расцветают в ее душе. Роман Лессинг не страдает литературщиной. В нем нет ни экзальтированности, ни надуманного интеллектуализма. Атмосфера романа документальна. Перед нами не провозвестник какого-либо идейного комплекса, не иллюстрация эстетических принципов, а живая девушка. Дорис Лессинг наблюдает жизнь таковой, какая она есть, не навязывая ей готовых ответов. Она действительно хочет понять, почему человек поступает именно так, а не иначе, что нами движет, когда мы сами себя понять не в состоянии. Марта Квест – это вполне конкретный человек, со своими вкусами и взглядами. В то же время Марта – это человек вообще, а именно такой, какой живет чувствами, но не лишен развитого ума. Марта – это личность, но в то же время она не свободна от множества черт и глубоководных течений, которые объединяют самых разнообразных людей.
Роман Лессинг свободен от литературных штампов. Различные литературные школы, будучи весьма актуальными в свое время, оставили после себя готовые клише для обрисовки положительных и отрицательных персонажей, счастливой или трагической развязки. Лессинг рисует нам счастье и несчастье, как субъективные категории; разнообразных людей – как равно имеющих право на жизнь, в силу того, что природа вообще тяготеет к разнообразию. Единственное, что можно воспринять в качестве совета, не данного явно, но проявляющего себя в акцентных точках повествования, это предложение больше доверять личному жизненному опыту, чем каким-то готовым концепциям. Человеку присуще определенное количество осторожности и здравого смысла, чтобы пользоваться возможностью приобретать собственный опыт. Доверие к готовым концепциям может наоборот как раз сослужить плохую службу.
Роман написан полвека назад, но время не сыграло с ним злую шутку, потому что он не писался в угоду времени. Даже неискушенный в литературе читатель, предпочитающий легкое, занимательное чтение, получит удовольствие от этой книги. Но также и читатель искушенный оценит ее достоинства, как вещи сделанной качественно и без обмана. Доступность и глубина в данном случае гармонически дополняют друг друга. Лессинг живо набрасывает портреты, подмечает тонкости взаимоотношений между людьми, но все это дается глазами молоденькой девушки и потому приобретает очаровательный флер некоторой наивности, что, безусловно, – изящная игра искушенного литератора. Героиня романа обаятельна и непосредственна. Ей, конечно, удастся завоевать сердце читателя, хотя характер у нее не такой уж простой.

Опубликовано в "АиФ Молдова"
ноябрь 2008