Евангелие от Матфея. Глава 1

Вера Солодова
И сказал некто: "Я вот читаю Евангелие и не всё понимаю..."
Патриарх Алексий Второй: "А вы читайте, читайте. Бесы всё понимают... И трепещут".
................................................./Из рассказа Никиты Михалкова по радио/



Евангелие в стихах

---------------------------------
И всех родов от Авраама* –
Четырнадцать. Затем – Давид**
Пришел. И вплоть до Вавилона*** –
Еще четырнадцать родов.
Спустя четырнадцать родов
С переселенья в Вавилон –
Христос родился у Марии.
И Рождество Христа – с тех пор.

По обручении Марии****
С Иосифом*****, вдруг оказалось
До брачного их сочетанья,
Что есть во чреве у нее
Дитя от Духа от Святаго.

Иосиф праведным был мужем.
Он, не желая огласить
Её перед людьми другими,
Хотел Марию отпустить,
От всех других в полнейшей тайне.

Но лишь такое он помыслил –
Во сне Иосифу явился
Господень Ангел и сказал:
«Прими жену свою Марию.
Во чреве плод Святаго Духа
Она имеет – не печалься.

Родившееся от нее –
Святаго Духа Cын Небесный.
И наречешь его Иисус.
И он спасет людей Своих
От всех грехов, что совершили».

И встав от сна, решил Иосиф
Принять жену свою тогда.
Ее не знал, как наконец
Мария Сына Своего,
Святого первенца, родила.
И он нарек Его – Иисус.
-----------------------------

*) Авраам – (ивр.  Аврахам,  лат. Abraham, араб.  Ибрахим) – в Пятикнижии родоначальник еврейского народа, первый из трёх патриархов. Считается также родоначальником aрабов. Потомок Евера (Эвера), правнука Сима (Шема), первого сына Ноя.
...Определение времени жизни патриарха Авраама – задача для библейской науки весьма трудная, почти неразрешимая, потому что исследователи не могут опереться на летоисчисления, которые использовали народы Древнего Востока.
...У древних евреев, как и у других народов Ближнего Востока, не было единого летоисчисления. Годы, которые указываются в древних летописях (чаще всего – годы правления царей) не соотнесены с определенной общепринятой отправной исходной датой. Поэтому библейская датировка ветхозаветных событий не дает возможность уверенно соотнести их с нашим отсчетом времени.
...Ориентировочно датами жизни патриарха Авраама можно считать промежуток от 2165 до 1940 года до Рождества Христова. Не позднее, так как в в 1900 году до Р.Х его родной город Ур был разрушен.

**) Давид – второй царь Израиля, младший сын Иессея (Ишая) из Вифлеема (Бет-Лехема). Царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 до н. э.): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме).
...Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого, согласно еврейскому преданию, выйдет Мессия.

***) Вавилон — город в Междуречье (сегодня Ирак, 110 км к югу от Багдада), один из крупнейших городов Древнего мира. Вавилон был столицей Вавилонии, царства, просуществовавшего полтора тысячелетия, а затем державы Александра Македонского.

****) Мария – Богородица (Богоматерь), Дева Мария — в христианской и исламской традиции –мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых фигур, в особенности в католицизме и православии.
...Личность Богородицы полулегендарна. Датой её рождения иногда называют 20 год до н. э., а её смерть церковное предание относит к 48 году н.э.
...Впервые Дева Мария была названа Богородицей в сочинениях Дионисия Великого (середина III века н.э.).
...Личное имя Богородицы – Мария – восходит к еврейскому личному имени Maryam, ивр.; (предпол. — «горечь, возмущение или сопротивление», но также «госпожа» или «надежда»).
В католической традиции встречается также наименование Мадонна (итал. Madonna, сокр. от итал. Mia Donna («моя госпожа»), фр. Notre Dame, англ. Our Lady).
...Библейские фрагменты, посвящённые Богородице, делятся на прямые упоминания (в Евангелиях, Деяниях апостолов и Посланиях), а также ветхозаветные пророчества о Деве, которой надлежит стать матерью Христа и библейские прообразы, символически говорящие о спасительной миссии Богородицы.
...Сведения о жизни Богородицы, содержащиеся в Новом Завете, не являются достаточно подробными. В нём присутствуют лишь несколько эпизодов, связанных с именем и личностью Пресвятой Девы.
...Некоторые подробности жизни Богородицы известны из Церковного Предания: древних сказаний, церковно-исторических сочинений.
Род Марии славился своим высоким происхождением – от царя Давида – благочестием и ученостью. Говоря современным языком, Мария родилась в благороднейшей семье. Была долгожданным, вымоленным ребенком.
...Родителями Марии были святой Иоаким и святая Анна. У немолодой пары не было детей, за что Иоаким был изгнан из храма и ушёл в горы к пастухам. Там ему явился архангел (Благовестие Иоакиму) и предрёк рождение Марии.
...После встречи праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь даст им дитя, то они посвятят его Богу, и, как было тогда в обычае, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. И действительно через год, 8 сентября, родилась у них дочь.
...До трех лет Мария жила вместе со своими родителями.
...Предание говорит о воспитании Марии в обстановке особой ритуальной чистоты и о «введении во храм», когда Марии было 3 года. Мария обучалась вместе с другими еврейскими детьми, но имела различные видения ангелов. В связи с этим к 12 годам Мария дала обет вечного девства.
...Однако по достижении совершеннолетия она не могла остаться при храме, и для неё традиционным обрядом был избран супруг, охраняющий её и уважавший её обет – выбранный из колена Давида престарелый Иосиф Обручник.
...По другой версии это произошло, когда ей было 14 лет, по инициативе первосвященника. Причём Иосиф был избран из числа прочих женихов, так как его посох чудесным образом расцвёл.
...В доме Иосифа Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой занавесы (символ предстоящего «прядения» младенческого тела Иисуса из «пурпура» материнской крови в утробе Марии).
...По другой версии, Дева Мария в то время читала священную книгу пророка Исайи и, дойдя до слов «Се дева приимет во чреве и родит Сына…», воскликнула, как была бы она счастлива, если бы она сподобилась увидеть эту Божию избранницу и быть хотя бы служанкой у неё. Тогда и произошло Благовещение – посланный с небес Богом архангел Гавриил сообщил Марии о грядущем рождении от неё Спасителя.
...По Евангелию от Луки (1:26) Мария в это время жила в Назарете. Это первое упоминание о Марии в Евангелиях.
...По учению Православной церкви, Сын Божий воплотился сразу после согласия «Богоотроковицы».
 
*****) Иосиф Обручник (Иосиф Плотник) — согласно Новому Завету (Мф.1:18 и след.), обрученный муж Пресвятой Богородицы. Он по прямой линии происходил из рода Давида-царя, но находился в бедности и, проживая в глухом городке Назарете, занимался плотничеством.
...Иосиф был обручён Деве Марии  согласно Евангелию от Матфея (Мф. 1:19-24).
...О жизни его, кроме обстоятельств рождения Христа, известно мало, хотя апокрифическая литература и старалась восполнить этот пробел.
...Некоторые источники сообщают, что Иосиф был женат дважды. Мария была второй женой и от первого брака у него осталось 6 детей: 4 сына и 2 дочери.
...Согласно житию, он скончался в возрасте около ста лет, по-видимому вскоре после посещения Иерусалима с 12-летним Иисусом Христом, так как о нем после того уже не упоминается.
 
******) Матфей - Святой апостол и евангелист Матфей, именуемый также Левием (Мк. 2, 14; Лк. 5, 27), апостол из двенадцати (Мк. 3, 18; Лк. 6, 45; Деян. 1, 13), брат апостола Иакова Алфеева (Мк. 2, 14).
...Матфей Был мытарем, то есть сборщником податей для Рима, ибо евреи находились под властью Римской империи. Он жил в галилейском городе Капернауме.
...Матфей, услышав глас Иисуса Христа: "Иди за Мной" (Мф. 9, 9), оставил свою должность и пошел за Спасителем. Христос и Его ученики не отвергли приглашения Матфея и посетили его дом, где разделили трапезу с друзьями и знакомыми мытаря - такими же, как и хозяин, мытарями и грешниками. Это событие чрезвычайно поразило фарисеев и книжников.
...Мытари, собирая подати с соплеменников, делали это с большой выгодой для себя. Люди корыстолюбивые и жестокие, они считались у иудеев за предателей и изменников родины и религии. Слово "мытарь" звучало для иудеев так же как слова "грешник" и "идолопоклонник". Говорить с сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним - осквернением. Но иудейские учители не могли понять, что Господь "пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию" (Мф. 9, 13).
...Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом. Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12 апостолами с проповедью к "погибшим овцам дома Израилева" (Мф. 10, 6), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.
...Восприняв благодатные дары Духа Святого, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы, апостол Матфей вначале 8 лет проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в далекие страны, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, святой апостол Матфей запечатлел в Евангелии земную жизнь Спасителя мира - Богочеловека Иисуса Христа и Его Учение.
...В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Местом написания Евангелия называют Палестину. Евангелие написано святым Матфеем в 42-м году (по Рождестве Христовом) на современном ему еврейском языке и переведено на греческий. Еврейский текст до нас не дошел, но о нем напоминают многие лингвистические и культурно-исторические особенности греческого перевода текста.
...Евангелист Матфей, Апостол Матфей проповедовал среди народа, имевшего вполне определенные религиозные представления о Мессии.
...Его Евангелие является ярким доказательством того, что Иисус Христос - подлинный Мессия, предреченный пророками, и другого не будет (Мф. 11, 3).
...Речи и деяния Спасителя евангелист излагает в трех разделах, соответствующих трем сторонам служения Мессии: как Пророка и Законодателя (гл. 5 - 7), Царя над миром видимым и невидимым (гл. 8 - 25) и Первосвященника, приносящего Жертву за грехи всех людей (гл. 26 - 27).
...Богословское содержание Евангелия, кроме христологической темы, включает также учение о Царствии Божием и о Церкви, которое Господь излагает в притчах о внутренней готовности к вхождению в Царство (гл. 5 - 7), о достоинстве служителей Царства в мире (гл. 10 - 11), о признаках Царства и его возрастании в душах человеческих (гл. 13), о смирении и простоте наследников Царства (Мф. 18, 1 - 35; Мф. 19, 13 - 30; Мф. 20, 1 - 16; Мф. 20, 25 - 27; Мф. 23, 1 - 28), об эсхатологическом раскрытии Царства во Втором Пришествии Христовом и в повседневной духовной жизни Церкви (гл. 24 - 25).
...Царство Небесное и Церковь тесно сопряжены в духовном опыте христианства: Церковь есть историческое воплощение Царства Небесного в мире, а Царство Небесное есть Церковь Христова в ее эсхатологической совершенности (Мф. 16, 18 - 19; Мф. 28, 18 - 20).
...Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию, Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон.
/Православный Церковный календарь - http://days.pravoslavie.ru/Life/life2546.htm/
Почему мы не встречаем на улицах православных миссионеров?
http://aif.ru/society/article/26554
------------------------------------------