Предупреждение геноцида и наказание виновных

Анатолий Обросков
«Больше никогда»: предупреждение геноцида и наказание виновных

«Предотвращение геноцида — долг всех и каждого в отдельности. Каждый вносит свою лепту: правительства, средства массовой информации, организации гражданского общества, религиозные группы и каждый из нас. Давайте же развивать и укреплять глобальное партнерство против геноцида. Давайте защищать народы от геноцида тогда, когда их собственные правительства не смогут или не станут делать этого».

Генеральный секретарь Пан Ги Мун
по случаю 13-й годовщины геноцида в Руанде

Справочная информация — преступление геноцида в свете международного права
Необходимость предупреждения геноцида и наказания ответственных за него привлекла первоочередное внимание международного сообщества после окончания второй мировой войны.За истекшее время государства — члены ООН согласовали ряд международных договоров, направленных на предупреждение геноцида, в частности Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года (известную как «Конвенция о геноциде»), четыре договора, принятые в 1949 году, известные как «Женевские конвенции», и два Протокола, в которых определен дальнейший перечень действий, которые, в соответствии с международным правом, являются неправомочными.

Конвенция о геноциде 1948 года накладывает на все государства обязательство принимать меры предупреждения и карать за совершение актов геноцида независимо от того, совершается ли он в мирное или в военное время. Под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

убийство членов такой группы;
причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
В Конвенции о геноциде предусматривается личная уголовная ответственность за:

геноцид;
заговор с целью совершения геноцида;
прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида;
покушение на совершение геноцида;
соучастие в геноциде.
Поскольку Конвенция о геноциде обладает статусом международного обычного права, она является обязательной для всех государств.

Кроме того, четыре Женевские конвенции и дополнительные протоколы 1977 года направлены на защиту людей, которые не принимают участия в военных действиях (гражданские лица, медицинский персонал и т. д.), а также тех лиц, кто более не в состоянии воевать (например, раненые и военнопленные). Каждая из этих четырех Женевских конвенций налагает обязательства на договаривающиеся стороны предотвращать или карать за действия, определяемые как «серьезные нарушения» данных конвенций. В соответствии с этими конвенциями «серьезные нарушения» включают:

преднамеренные убийства, пытки или негуманное обращение;
преднамеренное причинение тяжких страданий, серьезных увечий или ущерба здоровью;
обширные разрушения или захват собственности, не обусловленные военной необходимостью и совершенные незаконно и бесцельно;
захват заложников; и
незаконную депортацию или перемещения (что обычно называется «этнической чисткой»).
Налагаемое на государства обязательство предотвращать «серьезные нарушения» или карать за них требует от государства принятия законодательства, обеспечивающего меры уголовного наказания для лиц, совершающих или отдающих приказы о совершении серьезных нарушений; а также розыска подозреваемых лиц и предания их собственным судам, либо возможной передачи их другому договаривающемуся государству. Помимо этого, в соответствии с Дополнительным Протоколом I государствам-участникам необходимо оказывать взаимную помощь в уголовном судопроизводстве, проводимом в связи с «серьезными нарушениями», в том числе сотрудничать в вопросах экстрадиции. Поскольку «серьезные нарушения» положений Женевских конвенций относятся к юрисдикции международного обычного права, обязательство предотвращать «серьезные нарушения» или карать за них распространяется на все государства.

Что такое геноцид
Геноцид не возникает в одночасье или без предупредительных признаков. Ученые, занимающиеся вопросами геноцида, пришли к выводу, что геноцид в действительности является преднамеренной стратегией, которая в большинстве случаев применяется правительствами или группами, контролирующими государственный аппарат. Само государство, призванное защищать своих граждан, начинает их уничтожать, и потенциальным жертвам негде искать защиты, кроме как за его пределами. Последствия геноцида ощущаются и за рубежами затронутого государства, поскольку он оказывает негативное влияние на защищенность и безопасность народов соседних стран. Последствия геноцида для будущих поколений действительно огромны.

В случае с Руандой, представители этнического меньшинства тутси, жившие в изгнании в соседних странах, в 80-е годы стремились вернуться в Руанду, но в этом им чинили препятствия. Некоторые из них вступили в Патриотический фронт Руанды (ПФР) — повстанческую армию, состоявшую в основном из тутси, которая вторглась в Руанду в 1990 году, отстаивая право находящихся в изгнании на возвращение. Жившие в Руанде тутси подверглись арестам и нападкам как пособники вторжения. Экстремистски настроенные радиостанции и пресса представляли всех тутси сообщниками сил вторжения. В августе 1993 года в Аруше, Танзания, между ПРФ и Руандийским правительством были подписаны мирные договоренности, направленные на прекращение гражданской войны. Для наблюдения за осуществлением этих соглашений была направлена Миссия Организации Объединенных Наций по оказанию помощи Руанде (МООНПР). Однако эти соглашения подверглись растущей угрозе со стороны экстремистов хуту в армии, СМИ и части государственных органов.

11 января 1994 года командующий силами МООНПР генерал-лейтенант Ромео Даллэйр предупредил Центральные учреждения ООН о том, что экстремистски настроенная милиция готовит массовые убийства и в этих целях создала запасы оружия. Даллэйр заявил о своем намерении захватить эти запасы, однако не получил на это разрешения, поскольку такие действия были расценены как выходящие за рамки мандата сил. 6 апреля был сбит самолет с президентом Хабиаримана на борту, что спровоцировало начало геноцида. Солдаты президентской гвардии в течение нескольких часов расстреляли умеренных лидеров хуту, в том числе премьер-министра. Военные привели к власти экстремистское правительство хуту, и с этого момента начались убийства этнических тутси.

Не случилось ничего неожиданного.

Сегодня различного вида последствия геноцида в Руанде по-прежнему дают о себе знать как внутри страны, так и в соседних государствах, в частности в восточных районах Демократической Республики Конго, где обширные районы провинции Южная Киву по-прежнему контролируются руандийской милицией хуту и их местными союзниками. Наряду с другими участниками войны в Конго они продолжают совершать серьезные нарушения прав человека, в том числе похищения, убийства и изнасилования. Широко распространено сексуальное насилие, в частности против женщин и детей.

Распознавание геноцида
Понимание того, каким образом возникает геноцид, и способность распознавать признаки, которые могут, при наличии надлежащей среды, привести к геноциду, — являются важными для того, чтобы подобные трагические события не повторились вновь. Бывший заведующий Канцелярией ООН Икбал Риза признал, что «мы не придали этой информации (предупреждение об угрозе геноцида в Руанде) большого значения и не сделали соответствующих выводов. Мы поняли это только задним числом».

По мнению экспертов, геноцид является преступлением, причины которого кроются в нетерпимости какой-либо группы (этнической, расовой, религиозной или иной). В многоэтническом обществе и в обществе с разнообразными культурными традициями различные группы нередко мирно уживаются друг с другом. Они находят возможности демократическим путем решать вопросы совместного доступа к богатству и к власти, решать конфликты мирным путем и не допускать насилия.

Однако в периоды политической и экономической неустойчивости доверие между общинами ослабевает и связи разрушаются. У людей начинают возникать опасения и предубеждения. Когда такие опасения и предубеждения подкрепляются государствами в политических целях или ими начинают манипулировать, одна группа может выступить против другой группы, состоящей из людей, которые еще вчера были друзьями и соседями.

Но и тогда такая враждебность редко приводит к геноциду. Необходимо наличие еще ряда факторов, прежде чем вероятность геноцида станет более реальной.

Специальный советник ООН по предупреждению геноцида в сотрудничестве с другими экспертами по геноциду составили перечень предупредительных признаков, свидетельствующих об опасности геноцида или других злодеяний в стране. Вот эти признаки:

в стране существует тоталитарное или авторитарное правительство, в котором власть контролируется лишь одной группой;
страна либо находится в состоянии войны, либо в ней существует беззаконие, и в этих условиях могут начаться массовые убийства, которые могут быть не сразу замечены или легко задокументированы;
одна или несколько национальных, этнических, расовых или религиозных групп становятся объектами дискриминации или объявляются виновными в нищете или иных серьезных социальных проблемах, существующих в стране;
распространено убеждение или идеология, согласно которым члены такой целевой группы объявляются «недочеловеками». Происходит их «дегуманизация» и оправдывается насилие против них. В средствах массовой информации и на митингах распространяется информация, пропагандирующая такие взгляды («СМИ, разжигающие ненависть», «послания ненависти»);
усиливается терпимость к нарушениям прав человека представителей целевой группы, или в прошлом уже отмечались случаи геноцида и дискриминации в отношении этих групп. Это порождает у злоумышленников и нарушителей уверенность в том, что если их прежде не привлекали к ответственности за геноцид, то и теперь это может сойти с рук.
Предупреждение геноцида
7 апреля 2004 года, выступая по случаю десятой годовщины геноцида в Руанде, бывший Генеральный секретарь Кофи Аннан предложил план действий по предупреждению геноцида, состоящий из пяти пунктов:

1. Предотвращение вооруженных конфликтов;

2. Защита гражданского населения в условиях вооруженного конфликта;

3. Необходимость покончить с безнаказанностью, используя систему правосудия национальных или международных судов;

4. Сбор информации и создание системы раннего предупреждения;

5. Необходимость принятия быстрых и решительных мер по ряду вопросов, в том числе в отношении военного вмешательства.

1. «Профилактика лучше, чем лечение»
Полагая, что конфликт легче предотвратить, чем остановить его после того, как он начался, государства — члены Организации Объединенных Наций настаивают на изыскании более эффективных путей по предотвращению конфликтов на основе использования как краткосрочных, так и долгосрочных стратегий.

Принимаются меры для укрепления региональных организаций (таких, как Африканский союз и Европейский союз), субрегиональных групп (таких, как Экономическое сообщество государств Западной Африки, ЭКОВАС) и Организации Объединенных Наций, в целях укрепления их возможностей по улаживанию споров и содействия в разработке практических и мирных решений до возникновения конфликта. Генеральный секретарь планирует чаще направлять миссии по установлению фактов в районы, где существует напряженность, для принятия безотлагательных мер для предотвращения кризиса.

Конфликты нередко возникают в странах, в которых правительства либо слабы, либо неприкрыто ущемляют интересы некоторых групп. Наилучшим способом для предотвращения этого является содействие установлению «благого управления», в рамках которого предусматривается здоровое и сбалансированное экономическое развитие, уважение прав человека для всех, в том числе представителей групп меньшинств, а также политическое устройство, при котором все группы справедливо представлены. Любая незаконная деятельность, связанная с поставками оружия, переводом денежных средств или использованием природных ресурсов, подрывает основы благого управления и должна придаваться огласке.

Международное сообщество совершенствует свою миротворческую деятельность, стремясь сделать ее более эффективной и действенной в условиях конфликтов. В отношении людей, которые прибегают к насилию или подстрекают к нему, применяются целенаправленные санкции; причем санкции применяются по отношению к отдельным лицам или группам, вовлеченным в конфликт, а не в отношении ко всему населению в целом.

Наконец, необходимо в полной мере применять нормы международного права и общепризнанных прав человека для обеспечения того, чтобы более надежно защищать уязвимые группы людей и чтобы грубые нарушения не оставались безнаказанными. Нельзя допускать, чтобы национальный суверенитет страны служил прикрытием для людей, которые заведомо нарушают права других людей.

2. Защита гражданских лиц, в частности путем усиления роли миротворцев ООН
Начиная с 2000 года, Совет Безопасности ООН неоднократно расширял функции миротворцев ООН, с тем чтобы они могли физически защитить гражданских лиц, которым угрожает насилие. Однако на практике такие возможности ограничены имеющимися ресурсами. В настоящее время миссии по поддержанию мира Организации Объединенных Наций на регулярной основе:

осуществляют контроль и представляют доклады о нарушениях в области гуманитарной сферы, прав человека и уголовного законодательства;
способствуют принятию эффективных мер для расследования серьезных нарушений законодательства и судебного преследования за них;
разоружают и демобилизуют боевиков и содействуют их реинтеграции в общество;
принимают особые меры для защиты женщин и девочек от насилия, изнасилований и других форм сексуального насилия;
представляют доклады и принимают меры по предотвращению сексуальных домогательств и эксплуатации женщин со стороны работников гуманитарных служб и миротворцев;
создают системы надзора над СМИ и представляют доклады о любых «СМИ, разжигающих ненависть», и
принимают меры по недопущению появления материалов, в том числе распространяемых через эфир, подстрекающих людей к геноциду, преступлениям против человечности или другим нарушениям международного гуманитарного права.
3. Одних законов недостаточно: покончить с традицией «безнаказанности»
Для того чтобы закон, касающийся уголовного преступления, действовал эффективно, он должен удерживать людей от совершения преступления. Для этого те, кто совершает такие преступления, должны предаваться суду и отвечать за свои деяния.

В 1949 году после завершения Нюрнбергского процесса, в ходе которого были осуждены нацисты, игравшие ведущую роль в осуществлении холокоста в Европе, не существовало международного суда, обладавшего полномочиями рассматривать дела отдельных лиц, подозреваемых в совершении актов геноцида или преступлений против человечности.

Организация Объединенных Наций учредила несколько судов для рассмотрения дел ответственных за геноцид в Сребренице, Боснии и Руанде, а также за ужасные преступления, совершенные в ходе войны в Сьерра-Леоне (1991–2002 годы) и в Камбодже (1975–1979 годы). В настоящее время в Международном уголовном трибунале по бывшей Югославии (1993 год), в Международном уголовном трибунале по Руанде (1994 год), в Специальном суде по Сьерра-Леоне (2000 год) и Чрезвычайных палатах в судах Камбоджи (2006 год) рассматриваются дела лиц, подозреваемых в совершении преступлений в этих странах.

Наряду с этим Организация Объединенных Наций вела работу по давно ожидаемому созданию Международного уголовного суда, который был создан в 2002 году. На 1 января 2007 года 104 правительства ратифицировали Римский статут — основополагающий документ этого Суда, и еще более тридцати правительств подписали его, но пока еще не ратифицировали.

К настоящему времени этими судами проделана следующая работа:

Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии осудил 48 бывших государственных деятелей и военных — участников конфликта с обеих сторон, оправдал шестерых и в настоящее время рассматривает дела еще 61 человека.
Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР) осудил и вынес приговор 25 бывшим государственным деятелям и военным, а также владельцам СМИ, распространявшим провокационные материалы, в том числе премьер-министру в период геноцида Жану Камбанде и Жан-Полю Акайесу — первому человеку, который был осужден за изнасилование как за преступление против человечности. Пять человек были оправданы; продолжаются судебные процессы над 43 лицами.
Специальный суд по Сьерра-Леоне предъявил обвинение 11 лицам, в том числе бывшему президенту Либерии Чарльзу Тэйлору, за преступления, совершенные в ходе 10-летней войны. Судебный процесс над президентом Тэйлором будет осуществляться Специальным судом в помещении Международного уголовного суда (МУС). Все остальные дела находятся в процессе рассмотрения.
Международный уголовный суд (МУС) на сегодняшний день выдал шесть ордеров на арест. В том числе предъявлено обвинение руководителям «Армии сопротивления Господа» в Северной Уганде за преступления против человечности. Томас Лубанга, один из руководителей милиции в Демократической Республике Конго, обвиняется по трем эпизодам военных преступлений за использование в своей армии детей-солдат. Кроме того, МУС выдал ордера на арест двух высокопоставленных должностных лиц Судана. Государственный министр правительства Ахмад Харун обвиняется в вооружении, финансировании и руководстве проправительственных милицейских отрядов «Джанджавид», совершавших нападения на гражданских лиц в Дарфуре. Али Кушайб обвиняется в том, что был одним из командиров милицейских отрядов «Джанджавид» в Дарфуре. В отношении них ведется следствие по 51 эпизоду военных преступлений и преступлений против человечности, включая изнасилования, убийства, пытки, преследования, насильственные перемещения, нападения на гражданское население Дарфура и многое другое.
Эти первые судебные дела заставляют тех, кто совершил серьезные нарушения, задуматься о неизбежности наказания если не со стороны своего правительства, то со стороны международной судебной системы.

4. Создание системы раннего предупреждения
С 1994 года была улучшена и укреплена система заблаговременного предупреждения о вероятности возникновения конфликтов, несущих опасность геноцида. В прошлом ряд независимых организаций контролировали и анализировали проблемные ситуации, однако получаемая от них информация редко использовалась директивными органами. Не было ответственного за сбор информации и за своевременное представление ее Совету Безопасности для принятия превентивных мер.

Для исправления этого положения бывший Генеральный секретарь Кофи Аннан по случаю десятой годовщины геноцида в Руанде учредил Канцелярию Специального советника Генерального секретаря по предупреждению геноцида.

5. Принятие безотлагательных мер, включая использование военной силы
Международное сообщество зависит от решений, принятых Советом Безопасности в отношении того, когда, где и как осуществлять военное вмешательство в ситуацию внутри тех стран, в которых совершаются геноцид или массовые нарушения прав человека.

В сентябре 2005 года на Всемирном саммите Организации Объединенных Наций все государства-члены официально признали ответственность каждого государства по защите своего населения от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности.

В ходе Саммита мировые лидеры пришли к общему мнению о том, что если какое-либо государство не в состоянии выполнить такое обязательство, то все государства («международное сообщество») берут на себя ответственность по оказанию помощи в защите людей, которым угрожают такого рода преступления, и для этого в первую очередь необходимо использовать дипломатические, гуманитарные и другие мирные методы. Затем, если мирные средства оказываются недостаточными, и если национальные власти «явно не в состоянии» защитить свое население, то им необходимо действовать коллективно, «своевременно и решительным образом» через Совет Безопасности ООН и в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций — путем применения силы.

Что вы можете сделать
Помогайте обучать других тому, как распознавать признаки геноцида;
Содействуйте выявлению и преданию огласке любых случаев нарушения прав человека (в том числе изнасилований) в своей стране;
Содействуйте просветительской деятельности в своей общине по вопросам поддержки жертв изнасилования и сообщайте о мужчинах, которые насилуют и жестоко обращаются с людьми;
Оказывайте поддержку войскам по поддержанию мира в вашей стране, разъясняйте членам своей общины причины, по которым они здесь находятся, сообщайте о любых случаях злоупотреблений, в которых замешаны миротворцы, в ООН и местным властям;
Требуйте от избранных вами политических деятелей, полицейских, судей, военнослужащих и местных руководителей честного и ответственного исполнения своих обязанностей в полном объеме;
Содействуйте обеспечению того, чтобы все люди, включая малые группы меньшинств, а также женщины могли в полном объеме участвовать в политической, экономической и общественной жизни вашей страны;
Содействуйте обеспечению того, чтобы в тюрьмах в вашей стране были созданы человеческие условия, чтобы заключенные обеспечивались питанием и питьевой водой, и чтобы их жизням ничто не угрожало;
Поддерживайте ваши местные средства массовой информации — помогайте журналистам выступать честно и открыто;
Привлекайте средства массовой информации к ответственности за размещение материалов, сеющих рознь и вражду, сообщайте о подобных случаях в ООН, хвалите журналистов за хорошие материалы.
Послание Генерального секретаря Конференции УООН-МКГ по предупреждению массовых злодеяний, Нью-Йорк, 10 октября 2007 года
Я тепло приветствую всех участников Конференции по предупреждению массовых злодеяний. Позвольте мне принести поздравления Университету ООН и Международной кризисной группе за организацию этого важного мероприятия, а также за то, что удалось собрать столь выдающуюся группу должностных лиц и экспертов для рассмотрения столь актуального вопроса.

Предупреждение массовых злодеяний является одной из самых священных обязанностей международного сообщества и ООН. К сожалению, именно эту обязанность мы не всегда хорошо выполняли. Поля массовых захоронений жертв в Руанде, Камбодже и на Балканах служат немыми свидетелями той жестокости, которая прошла не замеченной международной системой, у которой не хватило как воли, так и дальновидности действовать.

Я уверен, что мы можем и что мы должны сделать большее. Поэтому с самого первого дня на этом посту я уделяю первостепенное внимание Дарфуру. И также поэтому я безотлагательно принял решение укрепить позиции моего Специального представителя по предупреждению геноцида и массовых злодеяний и назначить на этот пост видного суданского дипломата Франсиса Денга. Позднее я информировал Совет Безопасности о моем намерении назначить профессора Эдварда Лака на вновь созданный пост Специального советника по вопросам ответственности по защите.

Я твердо убежден в том, что помимо этих двух назначений вся система ООН должна быть усилена для обеспечения этой ответственности. Нам необходимо использовать все наши ресурсы: раннее предупреждение, техническую помощь, миростроительство, дипломатию и, наконец, при необходимости, военную силу. Нам необходимо работать с государствами — членами ООН с тем, чтобы вложить реальный смысл в торжественное обещание, коим является ответственность по защите.

В этом контексте я приветствую создание в январе Глобального центра по вопросам ответственности по защите при Институте Ральфа Банча. Этот новый центр может стать действенным защитником в борьбе по предупреждению наиболее одиозных массовых преступлений в мире.

Сегодняшняя конференция аналогичным образом обладает хорошими возможностями для того, чтобы внести значительный вклад в наше дело. Исследуя деятельность ООН по предупреждению массовых злодеяний, вы можете содействовать улучшению нашей работы и совершенствованию наших ответных мер. Основываясь на опыте и профессиональных знаниях коллег из ООН, а также представителей государств-членов, сообщества неправительственных организаций и научных кругов, вы можете инкорпорировать ответ ООН в более широкие международные рамки. Я, безусловно, надеюсь, что ваши рекомендации помогут обеспечить то, что Организация Объединенных Наций никогда больше не будет застигнута врасплох перед лицом самых тяжких преступлений против человечности.

В этом ключе я желаю вашей конференции продуктивной и успешной работы.