Марк Шагал в Витебске. Прогулка

Соловьева
                Марк Шагал в Витебске         
               
Марк Шагал – замечательный философ-мудрец и самый
непосредственный ребёнок: «Художнику надо иногда быть в пелёнках».

Шагал - тонкий проникновенный лирик и неподражаемый юморист , бунтарь против правил в искусстве, и в то же время  в его творчестве чувствуется влияние фовизма и кубизма.
Сила художника не столько в рисунке  и гибкости линий, ( у художника может быть не дорисована рука или не дочерчен глаз) ,сколько стихия Шагала в высокой эмоциональности, непосредственности образов,  суть  творчества Шагала- цвет, свет и пластика : именно они и  передают состояние души.
Обратимся к самой известной работе Шагала - «Прогулка».
Часто говорят : «Лучше синица в руке, чем журавль в небе». Те , кто так думает, иногда всю жизнь тоскуют по недоступному, недостижимому идеалу.
Хитроумный и весёлый  Марк Шагал совместил несоединимое: в левой руке он держит «парящего в небе журавля» - свою музу, свою любимую Беллу, а в правой руке, ближе к земле, трепещет синица; художник словно говорит нам , что искусством можно и на жизнь заработать, и жить , фантазируя , в ирреальных мирах грёз и творческих иллюзий.
Сколько экспрессии в цвете! На картине «Прогулка» преобладает зелёный цвет- цвет спокойствия, кротости, тишины, самовыражения:
Цвет надежды - цвет зелёный:
Он земной, весёлый, прочный,
Он сияет всем влюблённым
Молодой травою сочной.
Домики, горки и ели зелёного цвета, а над ними чистейшим ультрамарином сияет голубая ветка; а ведь голубой цвет-цвет свободолюбия, творчества и брачной любви:
Голубой как голубиный.
Он – возвышенный воочью:
Он дневной, такой глубинный,
Он супругам светит ночью.
Но самым чарующим, самым загадочным цветом на картине является фиолетовый, состоящий из холодновато- синего и жарко-красного – страстного: лазурь неба смешалась с зарёй.
Что же может быть таинственнее и непостижимее любви?
Именно поэтому Шагал и облёк летящую над Витебском  Беллу в лиловое платье.
Но в живописи одно пятно должно подтверждаться другим: что же , как не вера в Бога, удивляет нас так же , как и любовь, -поэтому церковь на картине «Прогулка» тоже лилового цвета.
Ближе всех к земле расположена ярко-алая скатерть с яствами и вином в бокалах:
Красный - маковый и властный,
Красный - огненный и страстный…
Страсть…Незабываемо волнующее чувство, яркое, земное…
А вот теперь все «компоненты» анализа мне хотелось бы синтезировать в стихотворении – иллюстрации «Прогулка»:
Домики ярче, чем зелье.
Рубиновая скатерть скачет.
Горка с высокою елью.
Пойманная птица плачет.

Журавля Марк держит в небе,
А в другой руке - синицу.
Кто в любви безумным не был,
Тот не может и влюбиться.

В небе голубеет ветка
 Светлою царевною бала,
Любимая, легче ветра,
Парит над Витебском Шагала.

Сердце занялось лиловым-
Цветом счастья и удачи!-
Ведь сначала было Слово,
Свет и краски - не иначе!
Наряду с голубым , фиолетовый цвет преобладает  над другими цветами на многих картинах Шагала: «Еврейское кладбище»,    «Фиолетовая  Земля», «Зеркало»…
Искусство Шагала знаково, символично, его приходится постоянно расшифровывать,- тем и интересно оно.