Образ времени. Часы

Соловьева
Образ времени часто встречается в творчестве Шагала. Живописец творит в пространстве , поэт- во времени , но поэзия может быть живописной, а хорошую живопись Марк Захарович именовал поэзией, поэтому творчество художника неразрывно связано с образом времени. На картинах «Часы», «Время- река без берегов», «Крылатые часы» Шагал рисует стенные часы своих родителей.
Обратимся к картине «Часы» 1914 года. На желтом  фоне песочного оттенка помещены часы : по размерам  они в десять раз превосходят фигурку сидящего у окна и человека и глядящего то ли вдоль садов , то ли в даль  веков - показана неизмеримость масштабов времени : мироздания- растянутого в тысячелетиях- и кратковременной эфемерной жизни человека:
Гляжу сквозь стёкла вдоль садов,
Во тьму тревожную весны.
Скорбь нескончаемых веков –
Твои, Вселенная, часы.
 
Сгустился в доме жёлтый мрак,-
Течёт меж пальцами песок,
Я слушаю вселенский такт,
И кровь пульсирует в висок:

Зачем часам песочный фон-
Боль нескончаемых могил
И вечный колокольный звон
Напрасных, эфемерных сил?!
Марк Шагал мне близок своей непосредственностью и лиризмом,
своей философией и тонким юмором, и мне обидно до слёз, что я разминулась во времени со столь гармоничным и созвучным моему внутреннему строю Человеком: вечно мы разминовываемся; вечно родимся то слишком рано, то слишком поздно,- вот об этом моё стихотворение «Время», посвящённое Шагалу:

Мы во времени с ним разминулись:
Значит, время  - великое зло?
И бреду я по жизни понуро,
И несу я под мышкой крыло.

И какая звериная сила
В этот  кратком  смиренном тик-так!-
Мои чувства, как сон,  развихрила ,
С головой окунула во мрак.

Время- бремя напрасных  попыток?
Время- стремя: скачи и мечтай!
Время-семя? Развёрнутый свиток?!
Время- темя раздумий  и тайн?

Но время не только разрушает красоту  храмов и людей, оно стирает обиды и лечит раны. Лучшее, что есть у времени, - это мы и наша любовь.