Парикмахерская

Соловьева
Меня прельщает в Шагале бесстрашие совмещать в своём творчестве высокое и низкое, бытовое и бытийное, умение через конкретику, через деталь передать сложнейшие психологические нюансы. Возьмём, к примеру, картину «Парикмахерская»:
На ней изображён Зуся - дядя Шагала, парикмахер, играющий на скрипке, утончённый денди, могущий работать и в Париже, и в Лондоне, но он прожил всю свою жизнь в местечке Лиозно.
Зуся напряжённо смотрит на дверь: ждёт посетителя. Ожидание - утомительное чувство, поэтому Шагал и сгустил на своём герое все тёмные тона.
Зиновию не понравилась картина, и он отдал её племяннику назад со словами:
- Возьми портрет к себе домой. Пусть лучше он хранится у тебя.
 Эту остроумную ситуацию я отобразила в стихотворении -иллюстрации к картине « Парикмахерская», 1914г.


О, сколько лиц за жизнь свою побрил!
Характеров я сколько разглядел!
Я слушал всех - и с ними я острил,
От умных лиц и сам я поумнел.

В  глазах рябит от разноцветных стрижек:
От жёлтых, рыжих и седых волос.
Лишь человек войдёт - я сразу вижу.
Кто очень уж хитёр, кто слишком прост.
               
О, зеркало! Свидетель мой немой:
Неуж не заработал ничего?
Ещё часок - ни с чем пойду домой:
Глаз не свожу со входа моего!

Когда бы Вы могли читать по лицам,
То поняли б: едва свожу концы,
Но дочери на платье надо ситца,
Сынка учу, - вот так-то мудрецы!
Нарисовал меня племянник мой,
Я в зеркало взглянул сам на себя,
Сказал:  «Возьми портрет к себе домой,
Пусть лучше он хранится у тебя.


Нарисовал по голубому пятна,
На мне все краски тёмные сгустил,
А у меня здесь по-мужски опрятно,
И сам я всё-таки не так уныл!»