Красный еврей

Соловьева
Картина «Красный еврей»1915 года относится к серии мудрых стариков. Наделённый нелёгким опытом, познавший много горя и бед, пожилой мужчина сидит на скамейке, положив руки на колене. Одна рука в зелёной перчатке, другая поражает снеговой белизной. Один глаз остро смотрит из-под зелёной брови, другой вообще убежал с лица,- создаётся иллюзия многоопытного прищура.
За спиной еврея с длинной красной бородой находится дом- необходимое условие счастья - и текст Священной Торы, книги, призывающей к нравственно-чистой жизни.
               
За моей спиною  солнца жёлтый круг,
Текст Священной книги,-
Это значит, молодой  мой друг,
Дорожу я мигом

Сокровенных знаний, доброты людской,
Вежливой услуги,
Потому что я знаком с большой тоской-
Остракизма вьюгой.

Я глядел на солнце смело, не мигая,
Только щурил очи;
И любовь, и муки, - всё давно познал я,
Жду теперь вот ночи.

Коль в беде я был суровым мудрецом,
На моей могиле
Попрошу друзей своих перед концом,
Чтобы слёз не лИли,

Посмотрели б на задумчивый пейзаж-
Солнца пламенее -
И на крест мой - неусыпный страж
Посреди аллеи,

Чтобы дух, пылая в мёртвой вышине,
Грезил бы о Боге,
Чтобы шли потомки с радостью ко мне
Праведной дорогой.