Роберт Грейвс. Шестое деяние Геракла Птицы Стимфал

Николай Ефанов
           Шестое деяние Геракла: Птицы Стимфалийские.


        Шестое задание, которое получил Геракл, касалось страшных птиц пожиравших людей: крылья и клювы у них были из бронзы, а посвящены они были Аресу. Птицы те изгнанные из Волчьих Ям, что лежали на дороге в Орхомен, поселились на болотах Стимфалийских. Ужасно размножились на берегах реки того же названия, время от времени взлетали огромными стаями побивая людей и стада градом своих перьев из бронзы и рассыпали ядовитый кал, от которого погибал урожай на полях.
   

    Добравшись до болота, которое было окружено густым лесом, Геракл убедился, что стрелами ему не удастся перебить этих птиц: слишком много их было. Да и ходить по нему было невозможно, как и плыть на лодке. Когда Геракл стоял в унынии на берегу болота, Афина дала ему пару кастаньет из бронзы, которые выковал Гефест: они вызывали ужасный грохот. Стоя на вершине Килены, что возвышалась над болотами, Геракл принялся стучать ими, поднялся грохот, он испугал птиц, и те взлетели, ошалев от страха. Перестрелял их десятки, остальные же улетели на остров Ареса, который был расположен в Чёрном море, где позднее их застали Аргонавты. Некоторые утверждают, что Геракл сопровождал Аргонавтов и убил ещё много этих птиц.
   

    Птицы Стимфалийские по размерам были равны журавлям и напоминали ибисов, но только клювы их были более прямые и они могли ими продырявить металлические панцири. Размножились они и в пустыне Аравийской и совершали там опустошения ничуть не меньшие, чем львы или леопарды, пробивая клювами груди путников и убивая их на месте. Хитрые арабы научились носить особые корзины плетёные из коры, и в то мгновение, когда клюв птицы застревал в корзине, можно было ей свернуть шею. Быть может, название этих птиц происходит от стаи, которая перелетела из Стимфала в Аравию.
   

    По некоторым предположениям, так называемые, Стимфалийские птицы были женщинами, дочерьми Стимфала и Орнис, которую убил Геракл, поскольку отказала ему в гостеприимстве. В древнем святилище Артемиды Стимфалийской в Стимфале изображения этих птиц висят под потолком, а за ширмами стоят изображения девушек на птичьих ногах. Действительно, Темен, один из сыновей Пеласга, заложил в этом месте три святилища в честь Геры. В первом она представала, как дитя, которое воспитал Темен; в другом, как возлюбленная, полюбившая Зевса; а в третьем, как вдова, отвергшая Зевса и вернувшаяся к Стимфалу.
         


1. Хотя Афина всегда помогала Гераклу, но данное задание было делом чисто мужским, в котором горные духи должны были одолеть птиц живших на болотах. Птицы в шлемах часто попадаются на стимфалийских монетах и их можно сравнить с журавлями, которых мы можем видеть на английских резных изделиях эпохи средних веков, где эти птицы высасывают болезни из людей. В действительности это птицеголовые сирены, в древности их  особо отличали,  за то, что они могли лечить горячку, бряцая кастаньетами и трещотками (такое встречается   ещё и сегодня у примитивных народов), славя приношения в   жертву вышним  духам. Артемида была богиней, которая  могла своими «милосердными стрелами» вылечить горячку.


2. Стимфалийскому болоту предавали такое значение, что оно  будто бы тогда, когда      закрывались подземные каналы, так    описывалось это во времена Павсания. Ификратос   
основывая город, как будто заткнул их, но удержал его  некий знак с неба (Страбон). Может быть, по одной из   версий этого сказания Геракл осушил болота открывая
каналы, так как до этого он осушил равнину Темпе (Диодор Сицилийский).


3. Миф этот, как кажется, имеет  не только обрядовое значение, он вполне историчен. Видимо сообщество аркадийских жриц служащих тройной богине как девице,жене и старухе, бежали в Стимфалос изгнанные из Волчьего Яра, всадниками поклоняющимися Волчьему 
Зевсу. Многие принимают за действительное эти события, связанные со Стимфалийскими Птицами, как ликвидацию Гераклом чародеек, которые означали племя ахеян. Само название Стимфалийские указывает на определённую сексуальную практику.


4. Арабские «птицы с сильными клювами» Павсания могли быть демонами солнечного поражения, перед которыми можно было защититься сплетёнными из коры щитами,в то время арабы уже имели сведения о южно-африканских страусах. Leuk-erodes - так называемая «белая цапля». Так один из предков Ирода Великого был невольником в святилище
Геракла Тирийского (Африканус, цитируется по Эвсебиусу в «Церковной истории»), откуда получил своё родовое имя. Птицу эту можно было бы сравнить и с ибисом, который также является болотной птицей,посвящённой богу Тоту, изобретателю письменности.
Тирийский Геракл, как и его кельтский восприемник был покровителем науки, и тем собственно прославил Тир (Книга Иезекиля). Во время еврейских поучений его жрец,
Хирам из Тира, обменивался загадками с Соломоном.