Моральный кодекс и свобода личности

Максим Гуреев
В современной России налицо острая идеологическая борьба - борьба сознания и бессознательного, борьба альтруизма и эгоизма, борьба порядка и анархии. Эти прения стары как мир, но их актуальность проявляется в данный момент с новой силой, ибо мы сейчас переживаем и боремся с периодом очередного духовного кризиса, бытийствуем в мире переоценки ценностей.
Что сильнее - моральный кодекс или бессознательная свобода личности? Что справедливее из этих двух начал? Коль такие вопросы ставятся, значит имеет место дихотомия (двойственность) ответов на них. Налицо абсолютизация того или иного начала: одни ярые представители сегодняшней молодежи проповедуют (причем нередко в действии) вседозволенность, беспредел и безнаказанность; другие, наоборот, не способны сделать и одного реального самостоятельного шага в жизни без участия своих папы и мамы, без наставлений учителей. Однако, здесь и кроется корень проблемы: мы противопоставляем друг другу то, что призвано существовать в симбиозе, поддерживать и обогащать смысл друг друга. Крайности еще никого до добра не доводили: в современном мире глупо подставлять правую щеку, когда тебя лупцуют по левой; но и антигуманно, бесчеловечно уподобляться главным героям нашумевших гангстерских киноэпопей.
Мораль - это общепринятые нормы поведения людей, учитывающие интересы всех и каждого. Мораль создана для человека, а не человек для морали. Из правильного понимания и прочувствования морали (неписаных, практических законов наших генетических предков) формируется личная нравственность каждого из нас. Мы должны следовать моральным нормам не из-под палки (мораль насилия - это уже не мораль), а из собственного, свободного волеизъявления. Каждый из нас должен сам понять ценность моральных норм для себя и окружающих, дойти своим умом до реализации их в жизни. Есть "свобода от" и "свобода для".
Так вот, должны быть свобода от внешнего принуждения и свобода для позитивного самовыражения. В частности, свобода слова - это свобода излагать свою точку зрения, а не право общенародно унижать и оскорблять других людей, поливать своих оппонентов грязью. Свобода творческого самовыражения - это не просто попытка поделиться своей болью с другими, но и искреннее желание эту боль преодолеть, хотя бы с помощью остальных людей. Дурной пример заразителен. Если все будут просто лить слёзы со сцен и экранов и ничего не делать к лучшему, то страна погрузится в хаос в два счета.
Если в твоей голове есть категория "я хочу", то должна в ней умещаться и категория "я должен". "Поступай с другими людьми так же, как хочешь, чтобы они поступали с тобой", - на том стояла, стоит и будет стоять Великая Русь. А "кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет". Все познаётся в сравнении: человек свободен лишь до тех пор, пока есть другие люди вокруг него; если же он останется один, то от кого ему быть свободным? Если нет зависимости, то нет и свободы. Цени людей, пока они с тобой; когда они уйдут, ценить их будет поздно!!! Каждый стремящийся к совершенству в чём-то лучше других, но в чем-то другом слабее их. Только Бог совершенен в любой активности.
Так давайте же не будем кичиться своими талантами, а будем развивать эти таланты дальше и поддерживать друг друга. Всегда найдутся те, для кого твоя крыша окажется полом, если узколобо относиться к социальному устройству как к вертикальному нагромождению бетонных клеток. Но в том-то и дело, что мы все связаны круговой порукой перед Богом (и никуда от этого не деться): или мы все выживем, или мы все погибнем. Трагедия в Беслане – это всего лишь очередной знак свыше, что пора одуматься. Мораль заключается в том, чтобы свобода одного человека не угрожала свободе другого; свобода заключается в том, чтобы самому прийти к гармоничным отношениям со всем миром.
Мораль в свободе, и свобода в морали.
 


15 сентября 2004, некоторые дополнения – 5 марта 2006


Впервые опубликовано:
Гуреев, М. В. Моральный кодекс и свобода личности [Текст] // Научно-популярный журнал Новгородского Государственного Университета «Время открытий», февраль 2005, № 7 (625). – С. 23.
Электронная версия: