Продукт горения или круговая любовь

Александр Дудкин
ПРОДУКТ ГОРЕНИЯ
ИЛИ
КРУГОВАЯ ЛЮБОВЬ

Галина Щекина. Горящая рукопись: поэма.
Вологда: «Свеча», 2002,148 с.
Галина ЩЕКИНА. КОГДА ТЫ ПРИХОДИШЬ:
сборник стихотворений.
Вологда: «Свеча», 2003, 40 с.

В одной из книг Галины Щекиной то ли она сама про себя, то ли  героиня этой книжки о себе говорит: «Я дрезина, меня разогнали. Не  остановлюсь, пока не взорвут».  Я же в своё время сравнил Галину Щекину с пожаром. Причём с пожаром не обычным, а большим, не только поверхностным, но и подземным. А  потушить такой пожар подручными средствами и простыми методами невозможно. Ни водой не зальёшь, ни песком не закидаешь. Нужны особые, хитрые приёмы. Да и дело это затратное и хлопотное. Поэтому её - Галину Щекину - в целях экономии - никто и не тушит, а она всё горит и горит. И горит не одна. То с одним, то с другой, то в компании, то с компанией (кампании такие). А продукты горения собирает. В альманах, например. Или отделит от себя горящую часть (ума ли, души ли, сердца ли, памяти ли) и назовёт  Поэмой, Повестью или же Стихотворением.
Об одном зажжённом Галиной Щекиной костре я хочу немного сказать. О поэме или же лирическом дневнике, который является, во всяком случае, для меня продолжением более раннего сочинения Галины Александровны - повести «Графоманка». Героиня «Горящей рукописи» только опыт приобрела, имя потеряла да окружение изменила. Но то, вокруг чего (или же – внутри чего) и благодаря чему развиваются события и в том  и в другом произведениях одно и то же. Это литература.  Надо сказать, что сам текст «Горящей рукописи», и отражённая в этой поэме реальность, разнообразны, пёстры, текст то полыхает и обжигает, то коптит и чадит. Героиня то долго, муторно и почти всегда неуспешно что-то, как будто теорему,  доказывает, а то рубит с плеча, высекает аксиомы ли, афоризмы ли, с которыми  не поспоришь.
Трудно ведь возражать таким утверждениям:
…лишь мир любить начнёшь, как раздаётся
за окнами подвала вой сирены!
или
…в юности человеку не хватает себя самого, оттого такая жадность…
или же
Где человека слышат, там оазис.
Или ещё
Ну что за страх вас гонит на запреты!
А вот со следующими утверждениями спорить смешно: ребро Адаму  - Ева.
Или же
Мужчины очень ограничены своим прикладным значением, они все  видят узко.
Не потому ли они зорче женщин? - всё же не удержусь, и спрошу я.
А вот рассуждение Галины Александровны о поэзии просто хочется присвоить:
               
… грех искать в поэзии законов
известных  и тем более понятных.
Поэзия явленье звуковое,
судить её не логикою нужно,
И быть она должна – неимоверной,
И в основном, конечно, непонятной,
Она боится всяческих разборок…
Поскольку вся она – увы, загадка,
Как женщина заманчивая, быстро
Впорхнувшая в автобус. Всё, исчезла!..

Есть люди, и их, наверное, большинство в этом шумном и страстном мире, которые любовь считают тем чувством или тем состоянием, которое жизненно необходимо человеку:  «Жить без любви, быть может, просто, но как, скажите, без любви прожить?» Это есть, по их мнению, исключительно положительное чувство. Оно возносит человека, заставляет того, кто любит творить, подвиги совершать или безумствовать.
Вот об этом – о любви, о круговороте любви в жизни женщины, о любви как о смысле жизни – сборник стихов «Когда ты приходишь». В начальных, ранневесенних стихах, (а книжка состоит из циклов, которые называются «Весна», «Лето», «Осень», «Зима») героиня ещё оглядывается по сторонам, вертит головой, её ещё вдруг
Чужая радость ослепит,
Чужая молодость обманет…
она ещё замечает «величие скудности/ радость смешного калеки…» и старая кастрюля может ещё привлечь её внимание. И в это же время она, завидуя кому-то, вздыхает: «Она ничья, и он ничей», но  через несколько страниц (уже летом) то же, но о себе и другими словами «мы никого и нас никто не слышит».  И всё то время, в которое медведи бодрствуют, а деревья растут и гоняют по своим стволам соки и смолы, она погружена только в свою любовь. Иначе говоря, и если согласиться с мнением большинства, - придаёт своей жизни смысл.
Но с приходом зимы «…ссоры снова прорастали», наружу вырывались, а в стихи врывались ревность, сожаления и сомнения:
В угаре, второпях, наложницей, рабою
Напрасно я была беспомощна с тобою.
Зима наступила и охладила горячее чувство – любовь, отрезвила ум. Героиня опять замечает чужие радости. Но придёт весна, и всё опять повторится. Такова жизнь. По кругу всё, увы, по кругу.
В этом же сборнике есть четверостишие, которым, похоже, сказано всё и сразу, о том, что было, что есть, что будет и что не будет, и о жизни Галины Щекиной и о её произведениях:
Одоление дали, одоление льда
И за это медали не дадут никогда
Данность давняя делит на две доли юдоль
Никогда наподобие и не через а вдоль

между прочим
Галину Александровну интересует не только то, что думают о её прозе и стихах, но и то, что думают о ней самой…
Галина Щекина считает себя, надеюсь, что всерьёз, гениальной и великой. Но осознание этого не отрывает её, как часто бывает с теми, кто уверен в своей гениальности, от земли, если хотите, от почвы. Она живёт здесь и сейчас, а не только в веках и вечности. Она суетится и дебоширит, вкалывает и на солнышке греется, сама спешит и окружающих подталкивает, говорит-говорит-говорит и других говорить заставляет и, что удивительно, слушает, слышит, а часто и вслушивается.
Галина Щекина считает себя гениальной и одновременно, что тоже против обыкновения, внушает почти что каждому, написавшему хоть пару строчек, что и он такой же. Но, правда, может после такого внушения так переделать (точнее: заново переписать) стихотворение новоиспечённого ею гения, что от него (стихотворения) своих родных ни рожек, ни ножек не останется. И поэт, уже убеждённый – ею же убеждённый, - что он, как язык русский, велик и могуч, ни за что с такой правкой не соглашается.
Вознося других, но вместе с тем замечая в вознесённых недостатки, она, тем самым, в их глазах принижает себя и своё дело.
Галина Щекина почти со всеми разговаривает на равных.  Только однажды я видел, как она поднималась над человеком, делаясь холодной и надменной. Обычно же она готова соглашаться с глупыми и наивными и может спорить и ругаться с умными и мудрыми.
А ещё Галина Щекина не любит кошек.