Роберт Грейвс. Пятое деяние Геракла Авгиевы конюшн

Николай Ефанов
                АВГИЕВЫ КОНЮШНИ         

      Пятым заданием, которое получил Геракл, была очистка Авгиевых конюшен, причём, очистить их он должен был в один день. Эвристей смаковал подробности того, как Геракл будет переносить всю эту вонь на своих плечах. Авгий, царь Элиды, был сыном Гелиоса или Элейоса Наупиадамы, дочери Амфидамоса или, как утверждают другие, Ифибы. Ещё его называли сыном Посейдона. Имел самые богатые поля и стада, с помощью богов они были тучны, плодовиты и лишённые всяческих болезней и ран. Что было несомненной правдой, так это то, что рождалось у него в основном женское потомство.Правда у него было триста белоногих чёрных быков и двести быков красных. Кроме того, ещё и двенадцать серебристо-белых быков, посвящённых отцу Гелиосу. Эта дюжина быков охраняла его стада от грабителей с лесистых гор.    
   

    Уже многие годы никто не убирал помещения, в которых Авгий содержал домашний скот, и они были переполнены навозом: смрад исходил как от них, так и от скота, и смрад был такой, что по всему Пелопоннесу люди задыхались от ужасного запаха. В сами помещения было невозможно войти:кучи навоза преграждали вход, достигая потолка.
   

    Геракл пообещал Авгию очистить эти помещения, а взамен попросил десять голов скота. Авгий рассмеялся и не поверил Гераклу, он позвал своего старшего сына Пелея, и попросил того быть свидетелем позора Геракла. Пелей сказал, обращаясь к Гераклу: «Поклянись, что сумеешь закончить работу за одну ночь». Геракл первый и последний раз поклялся, поклялся именем своего отца. Авгий тоже поклялся, что выполнит условия договора. В это время Фаэтон привёл двенадцать белых быков и погнал их на Геракла: ему, видите ли, показалось, что он видит перед собой льва. Геракл подхватил первого же быка за рога, пригнул его шею к земле и повалил силой своих рук.
   

    По совету Менедема Элейца, пришедшего ему на помощь по зову Иоласа, Геракл начал с того, что разрушил стену в двух местах, а потом соединил соседние реки Алфей и Пеней или Меней так, чтобы их воды потекли через скотный двор, смыли бы все нечистоты и растеклись по долине. Так Гераклу удалось без особого труда выполнить эту работу. Авгий, который узнал от Копрея, что Геракл имел подобное поручение от Эвристея, решил не выплачивать ему условленной награды и даже осмелился перечить ему, говоря, что ни о чём таком они и не договаривались.
   

    Геракл же решил, чтобы это дело закончилось полюбовно. Когда же состоялся суд, Филей вызванный Гераклом в качестве свидетеля подтвердил условия договора. Авгий совсем рассердился и выгнал обоих из Элиды, утверждая, что был, обманут Гераклом, поскольку всю работу совершил вовсе не он, а речные боги. Дело приняло ещё более худший оборот, так как Эвристей не захотел считать эту работу выполненной, раз с этим не согласился его заказчик Авгий.
   

    Филей вынужден был уйти в Далихион, а Геракл ушёл ко двору Дексамена царя Олено, дочь которого Мнезима выросла на руках кентавра Эвритиона.



1. Скорее всего, этот миф связан с легендой, по которой Геракл, также как и Ясон, должен был поймать двоих быков, запрячь их в ярмо, расчистить заросший взгорок, распахать его, засеять и собрать урожай - и всё это в течение одного дня: такое задание получал человек, претендующий на роль царя. В данном случае взгорье надо было очистить не от деревьев и камней, как в кельтской версии этого мифа, а от навоза, потому что имя посланца Эвристей, который передал такое приказание, было Копреус («дерьмо»).

    Джеймс Фрэзер в комментарии к Павсанию, цитирует норвежское сказание The Mastermaid, в котором князь, чтобы добыть дочь великана должен вычистить три конюшни. И как только забирает вилами одну порцию грязи, так вместо неё сразу прибавлялось десять. Дочь князя советует ему отбросить вилы в сторону и взять в руки дерево, чтобы им убирать навоз. Услышал её совет и очень быстро очистил конюшни. Фрэзер допускает, что в первоначальной версии именно Афина подала Гераклу этот совет, а норвежское сказание просто один из вариантов подобного события. Скот Авгия не имеет никакой особенной связи с повествованием: он представлен только огромным количеством навоза, который необходимо убрать. Миф наводит на мысль, что греки не использовали навоз в качестве удобрения. Об этом не упоминает ни Гесиод в «Трудах и днях», ни Г. Митчелл  в «Экономике Древней Греции», впрочем, некоторые документы прямо утверждают, что был запрещён свободный выпас скота. 


    Действительно пёс Одиссея Аргос лежал на куче дерьма предназначенного для превращения в навоз, но вспомним, когда была создана «Одиссея», а до этого на континенте, скорее всего, господствовали критские обычаи. По утверждению одних мифологов Авгий был сыном Элейоса, что означает «царя Элиды»; другие называют его сыном Посейдона, что свидетельствовало об его Эолийском происхождении. Элейос в этом месте смешан с Гелиосом, коринфским богом солнца. Поэтому Авгию приписывают владение стадом священных животных: подобное стадо имел Сизиф. Стадо такое имело триста пятьдесят голов, то есть двенадцать полных лунных циклов плюс пять священных дней, что составляло традиционный египетский год. О том же говорила и триада месячная соответствующая их масти: красной, белой и чёрной (причём, белые быки символизировали двенадцать полных лунных циклов). На эту триаду часто падали жертвы покражи: также поступил Геракл в своём десятом деянии, а препирательства с Авгием касались ещё не хватавшего числа быков в стаде - двенадцати.


2. Пятое деяние предшествовало вспашке, севу и сбору урожая и соприкасается с двумя иными: десятым, похищением стада Гериона и седьмым захватом белого Критского Быка Посейдона, который не был использован для пахоты. В культе Посейдона, который часто предстаёт как отец Авгия, молодые мужчины боролись с быками. Борьба Геракла с Фаэтоном, подобно, как и Тезея с Минотавром, может служить как один из древних приёмов коронации или часть коронационных торжеств: через магический контакт с рогами быка царь насыщался необходимой мощью, и получал титул Потидана или Посейдона, и покровительство богини Луны. Также мы можем говорить о любовных играх Геракла с рекой Ахелос, представлявшейся как мужчина с головой быка, которому он отламывал рог - Рог Изобилия. Поворот течения Алфеоса означает, что этот сюжет был, почерпнут из иного, а именно - представлял Геракла хватающего за рога критского быка пасущегося в посчитанном стаде на берегу реки. Бук взят как подмена речного бога и вся сцена рассматривается в том смысле, что Геракл изменил течение реки для того, чтобы очистить поле для вспашки.