Не выпендривайся!

Сергей Аршинов
Я уже рассказывал, к чему может привести недостаточное знание техники, которую призван обслуживать тот или иной специалист, и больше того, - которая даже не входит в его заведование, но с которой он просто волей-неволей может столкнуться в своей повседневной деятельности. Причем в зависимости от того, что это за техника, последствия могут быть самыми разными, вплоть до трагических.
Судите сами, если танкист не знает устройства своего танка и не умеет им управлять, то он либо никуда с места не стронется, либо по дороге чего-нибудь сломает или не туда заедет, в конечном итоге не выполнив боевую задачу, подведя своих товарищей, не обеспечив их поддержкой и прикрытием, выведя из строя боевую машину и поставив под угрозу срыва выполнение задачи всем подразделением.
Если вверенной ему техники не будет знать летчик, то он тоже не оторвется от земли. Если же все-таки оторвется, пользуясь, грубо говоря, «самоучителем», в котором порядок посадки описан лишь во втором томе, а он его по рассеянности оставил на земле, то он вряд ли посадит машину, и, скорее всего, просто разобьется. Причем хорошо, если только сам, а то ведь и еще несколько человек может угробить, в зависимости от того, на каком самолете он «решил» полетать.
Если же устройства своей «боевой машины» не будет знать моряк, то масштабы последствий могут быть значительно больше и серьезнее.
Поэтому всех – и танкистов, и летчиков, и моряков - очень долгое время учат в специальных училищах, где помимо общеобразовательных предметов им дают самые глубокие знания имеющейся на вооружении техники. При этом их учат не только узко своей специальности, а устройству и умению обслуживать, так сказать, весь «агрегат», да и в какой-то мере смежным специальностям, чтобы, в случае крайней необходимости, можно было заменить вышедшего из строя товарища.
Но и по окончании училища эта учеба не заканчивается, а, в определенном смысле, даже начинается заново, поскольку одно дело теория, тренажеры, макеты и плакаты, и совсем другое – «живая» техника.
В самом деле, загляните под капот двух внешне совершенно одинаковых автомобилей одной и той же марки, и Вы увидите, что это только кажущаяся идентичность, а на самом деле даже они отличаются друг от друга: какие-то узлы чуть смещены (а порой и не так уж «чуть»), некоторые агрегаты заменены на одноименные, но другой модификации, какие-то шланги или провода проложены по-другому, какие-то разъемы закреплены в стороне, у одного топливный фильтр стоит до топливного насоса, у другого после, у третьего и до, и после, а у четвертого вообще загнан чуть ли не в топливный бак, у одного шланг отвода картерных газов подходит к карбюратору справа, у другого слева… И все это можно перечислять до бесконечности.
А если Вы имеете дело не с легковым автомобилем, а с подводной лодкой, у которой таких узлов, агрегатов, приборов, механизмов, датчиков, разъемов, клапанов, вентилей, шлангов, трубопроводов, кабелей и прочего, и прочего в тысячи и десятки тысяч раз больше? Причем Вы, даже разбуди Вас ночью, абсолютно точно должны знать, где что находится, в каком положении и состоянии ЭТО должно быть в каждый конкретный момент, как ОНО само или с Вашей помощью должно сработать по тому или иному сигналу, по той или иной команде, как это положение или состояние определить и проконтролировать, и как, в случае несрабатывания, «заставить» ЕГО сработать или сделать это самому вручную.
Например, подается соответствующий сигнал, и Вы должны, не раздумывая и не ища по всему отсеку, подскочить, скажем, к клапану вентиляции и проверить, открылся он или нет, а при необходимости доложить в центральный пост:
- В таком-то отсеке по сигналу не открылся клапан вентиляции цистерны главного балласта №…, - открывается вручную.
Если же Вы, находясь, к примеру, в кормовом отсеке, по своей неорганизованности или неподготовленности этого своевременно не сделаете, то при погружении воздух из кормовой цистерны не выйдет, в то время как остальные заполнятся, за счет Вашего пузыря лодка получит безумный дифферент на нос, и может «клюнуть» так, что вообще утонет.
Поэтому каждому приходящему служить, в частности на подводную лодку, выдают специальный зачетный лист на допуск к самостоятельному исполнению своих служебных обязанностей, где помимо вопросов по специальности имеется еще и огромная масса вопросов по устройству корабля. Причем не только своего отсека, а именно всего корабля, поскольку в критической ситуации любой из членов экипажа может оказаться в любом отсеке, и там он не должен быть просто балластом, а должен на равных со всеми включиться в борьбу за живучесть и делать все грамотно, быстро и без суеты, поскольку порой в таких ситуациях счет идет на секунды.
Не составляют исключение в этом вопросе и господа офицеры. Больше того, их зачетные листы содержат значительно большее количество вопросов, и глубина знаний от них требуется значительно большая, чем от матросов, так как офицер, оказавшись в «чужом» отсеке обязан там включиться в борьбу за живучесть и беспрекословно и четко выполнять команды командира отсека. Если же он окажется единственным офицером в отсеке, он обязан взять на себя руководство борьбой за живучесть. Следовательно, он должен, как Отче наш, знать не только устройство каждого отсека и расположение, назначение и технические характеристики и возможности всех механизмов и аварийно-спасательных средств, но и обязанности каждого из «обитателей» любого отсека, чтобы руководить ими грамотно.
…Саша Гринев окончил одно из старейших и прославленнейших военно-морских училищ и пришел на подводную лодку «штурманенком» - командиром электронавигационной группы.
Всего выпускников одного с ним года на лодку одновременно пришло пять человек. С ними, безусловно, встретились командир, замполит, старпом и механик, рассказали о самом корабле, о его истории, традициях, об экипаже, поставили задачи и… выдали зачетные листы, определив вполне конкретный срок сдачи зачетов. Все, понимая важность и ответственность, отнеслись к этому делу исключительно серьезно, в тот же день засев за изучение материальной части.
В общем-то, другого им и не оставалось, поскольку «сход на берег» (в условиях подводной лодки – в жилой городок, домой) до сдачи всех зачетов и получения допуска запрещался.
На третий день их неофициально пригласил к себе командир дивизиона живучести* (уже одно название его должности говорит само за себя, но нужно еще добавить, что помимо этого в его ведение входят практически все общекорабельные системы, простирающиеся по всему кораблю, насчитывающие многие тысячи сплетенных в неимоверные «пучки», «букеты» и прочие конфигурации труб, трубок и трубочек с не меньшим количеством клапанов, вентилей, тумблеров, переключателей и прочих приспособлений).
Служил он на корабле уже давно, специалистом был великолепным, корабль свой знал наизусть, но был несколько слабоват в отношении спиртного. Слабоват не в смысле того, что после первой же рюмки медленно сползал под стол. Как раз наоборот – «удар» он держал очень даже стойко. Просто он любил «это дело». Ну, и не воспользоваться тем, что на корабль прибыли молодые лейтенанты, которым предстоит
____________________
* на атомных подводных лодках электромеханическая боевая часть (БЧ-5) подразделяется на три дивизиона: первый – движения, второй – электротехнический и третий - живучести

сдавать зачеты, весьма значительную часть из которых у них должен принимать как раз он, он просто не мог, сразу же расставив точки над «i».
- Значит, так, балбесы, - без лишних предисловий приступил он к процессу воспитания. – Зачеты сдавать собираетесь?
- Конечно! – не чувствуя подвоха, дружно ответили «балбесы».
- С зачетным листом ознакомились? – продолжал комдив-3.
- Да! – дружно закивали головами лейтенанты.
- Мою фамилию там видели? – все больше подводил к своей цели офицер.
- Так точно! – уже более официально стали отвечать лейтенанты, чувствуя приближающуюся неприятность.
- Обратили внимание, сколько раз она там встречается?
- Да-а! – в растерянности протянули, начиная потихоньку «скисать», вновь прибывшие флотоводцы.
- Так вот: сдача зачетов мне через гастроном!
- Да мы и так сдадим!!! – дружно завозмущались будущие герои-подводники. – Мы же сюда не дурака валять пришли, а служить и служить нормально и добросовестно!
- А кто Вам сказал, что я Вам зачеты просто так поставлю? Просто без этого Вы их вообще никогда не сдадите. Это нужно будет, так сказать, для смазки.
- Да мы… Да Вы… Да… - начала возмущаться офицерская молодежь.
- Как хотите, - я предупредил! – закончил встречу командир дивизиона живучести.
Сознавая, что комдив-3 теперь, после выражения несогласия с его постановкой вопроса, попробует на них отыграться, лейтенанты все, что было положено сдавать ему, учили особенно тщательно. Но сколько заходов они ни делали, обязательно оказывалось что-нибудь, чего они не знали, а следовательно, и зачета не получали.
Подходил к концу уже установленный командиром срок сдачи зачетов, а у лейтенантов по живучести так ничего и не было сдано.
Командир на очередном подведении итогов раскатал их дорожным катком за нерадивость, а заодно нелестно высказался и в адрес командира БЧ-5 и командира дивизиона живучести, что мало внимания уделяют молодым офицерам и не оказывают им необходимой помощи.
- Да я всегда с дорогой душой, товарищ командир, - оправдывался комдив-3. – Но ведь им говоришь, говоришь, а они не понимают!
Через неделю у четверых зачеты были сданы полностью, а Саша Гринев так и продолжал свои заходы к комдиву, которые неизменно заканчивались безрезультатно. Он знал, что ребята выполнили «указание» комдива, но для себя считал это зазорным.
Он окончил училище с дипломом с отличием, был лучшим на курсе, - рассуждал Саша, - его отец тоже служил на подводных лодках, так что он – потомственный подводник, плюс ко всему, он – штурман, элита флота, белая кость, а тут какой-то «маслопуп»* не ставит ему зачетов. Да он все равно принципиально все выучит и сдаст безо всяких гастрономов!
Но время шло, а зачетный лист так и оставался не закрытым. На очередном подведении итогов командир поднял Гринева и примерно отчитал его перед всеми.
- Да я все знаю!!! – чуть не со слезами на глазах выкрикнул Саша. – Просто командир дивизиона живучести ко мне придирается!
- Комдив, в чем дело? – повернувшись к «виновнику», строго, с неистовым блеском в глазах спросил командир.
- Да я не придираюсь, - пожав плечами, невинно возразил комдив. – Кто ж виноват, что он такой тупой?! Никак не может выучить размещение клапанов, вентилей и прочей арматуры.
____________________
* прозвище механиков

- Неправда! – покраснев как рак, вновь выкрикнул лейтенант. - Я знаю!!!
- Так почему же не сдаете? – в свою очередь, возмутился командир, еще больше придя в негодование и насупив брови так, что глаз уже не стало видно.
- Я сдаю, а он не принимает!
- Так я же не могу принять, если он не знает и не отвечает на вопросы! – вновь подключился комдив. – Нет, товарищ командир, если Вы прикажете, я поставлю ему зачеты, только кто потом наши задницы будет спасать, когда он что-нибудь напортачит?!
- Неправда, - я знаю! – продолжал настаивать Гринев.
- Ну, хотите сами посмотреть, товарищ командир? – решил пойти на компромисс комдив-3. – Давайте после подведения итогов я задам ему пару вопросов в седьмом отсеке в Вашем присутствии.
На том и порешили. После подведения итогов в седьмой отсек прибыла целая толпа народа, посмотреть, что же там будет происходить, и кто выйдет победителем из схватки комдива и молодого лейтенанта. На «сцене» были, разумеется, комдив и лейтенант, в партере – командир, замполит, старпом и еще несколько офицеров. Механик, где-то задержавшись по дороге, оказался на галерке, оттесненный даже прошлыми собратьями Гринева по несчастью.
- Давай, комдив, начинай! – с некоторым даже вызовом распорядился командир, зная, что комдив иногда злоупотребляет своим положением (до него уже и раньше доходили такие слухи).
- Что это за клапан? – спросил комдив, обращаясь к лейтенанту и показывая рукой на высовывающийся из-за тянущихся вдоль борта трубопроводов вентиль.
- Это… - замялся Гринев. Потом наклонился вперед, вытянул руку и попытался сделать шаг вперед в направлении загадочного клапана.
- Э-э, нет! – решительно остановил его комдив-3. – Руками не трогать! Руками и каждый дурак может, а ты так должен знать!!!
Помедлив еще буквально несколько секунд, Гринев, наконец, собрался с мыслями и бодро начал рапортовать:
– Это клапан осушения того-то и того-то, открывается на столько-то оборотов, величина хода штока такая-то… - и продолжил дальше без запинки выдавать все характеристики.
- Нет, друг мой! – с видом полного разочарования, но, в то же время, разведенными в стороны руками давая всем присутствующим понять, что он, как и ожидалось, все-таки прав, возразил комдив. – Тот клапан, о котором ты говоришь, во-он там.
- Выговор за обман! – не разбираясь, не вникая и не желая больше слышать ничего другого, рявкнул командир и, сплюнув и резко махнув рукой, решительно развернулся и вышел из отсека. Замполит, старпом, не добравшийся до эпицентра событий механик и почти все остальные офицеры, негромко переговариваясь, направились в след за ним. Остались, пожалуй, только прибывшие на корабль одновременно с Гриневым лейтенанты (которые, в отличие от остальных офицеров, тоже пытались для собственного удовлетворения и самоутверждения ответить на вопрос, что же это за клапан, но так и не могли этого сделать).
Убедившись, что в отсеке не осталось лишних свидетелей, комдив-3 сделал молниеносное движение в сторону загадочного клапана и… вытащил его из-за трубопровода и засунул себе за пазуху.
- Не выпендривайся, а делай, что говорят – лучше будет! – торжественно и назидательно, в качестве заключительного аккорда сказал он обалдевшему Гриневу и последовал за остальными на выход из отсека.




03.04.06.