Роберт Грейвс. Четвёртое деяние Геракла Кабан Эрим

Николай Ефанов
   
       ЧЕТВЁРТОЕ ДЕЯНИЕ ГЕРАКЛА: КАБАН ЗРИМАНТИЙСКИЙ

    Четвёртым испытанием для Геракла была поимка живьём Кабана Эримантийского, хитрого и коварного зверя, который опустошал цитрусовые рощи на горе Эримантос и на аркадской горе Лампеи в окрестностях Псофиса. Название горы Эримантос происходит от имени сына Аполлона, которого ослепила Афродита, за то, что тот подсмотрел её купающейся. Аполлон превратился в вепря и убил её любовника Адониса. Кроме того, эта гора была посвящена и Артемиде.
   

    По дороге к Эримантосу Геракл задержался в Фолое, где убил местного бандита Сауроса. Привёл его туда кентавр Фолос, сын Силена и одной из осенних нимф. Фолос чествовал Геракла печёным мясом, сам же довольствовался сырым, однако не поставил ему кувшин с вином, что было не в обычае кентавров: Геракл напомнил ему, что тот кувшин спрятал в пещере Дионис четыре поколения тому назад. Когда кентавры почувствовали сильный запах вина, то их охватил гнев. Похватали огромные валуны, повырывали огромные ели вместе с корнями, вооружились, чем попало, и набросились на пещеру Фолоса. Испуганный хозяин скрылся, а Геракл отбил атаки первых двух нападающих - Анкиоса и Акриоса, бросая в них горящие головни. Хмурая бабка кентавров Нефела тотчас наслала проливной дождь, который намочил тетиву лука Геракла, а земля под его ногами стала скользкой. Однако Геракл устоял, сумел натянуть тетиву и поразил несколько кентавров, среди прочих - Оретоса и Хилайоса. Остальные бежали до самой Малеи, где спрятались под защитой своего царя Хейрона, которого Лапиды прогнали с горы Пелион.
   

    Стрела, выпущенная из лука Геракла, прошила плечо Элатоса и, дрожа, уткнулась в колени Хейрона. Геракл был огорчён этим,так как Хейрон был его давним товарищем: вытащил стрелу, но тот не дал ему осмотреть рану, и воя от боли скрылся в пещере. Но он не мог умереть, потому что был бессмертным. Несколько позднее Прометей взял  себе его бессмертие и Зевс это одобрил, но некоторые утверждают, что Хейрон выбрал смерть вовсе не из-за боли от этого ранения, а потому, что  мучился от долгой жизни.   
   

    Кентавры разбежались в разные стороны. Кто-то бежал с Эвритионом в Фолос, другие с Нессом на реку Эвенос, а прочие на Сицилию, где их истребили Сирены. Оставшихся в живых кентавров принял Посейдон в Элеузе и поселил на горе. Среди убитых Гераклом позже был и аркадец Хомадос, который изнасиловал Алкиону сестру Эвристея. Местное собрание за эту расправу с кентаврами вознесла Гераклу великую славу.
   

    Фолос, который, тем временем, хоронил своих убитых сородичей, поднял одну из стрел Геракла и, разглядывая её, размышлял: «Как могло такое сильное существо как кентавр погибнуть от такого незначительного оружия, как стрела?». Стрела выскользнула у него из руки и оцарапала ему ногу, и он тут же и умер. Геракл прервал погоню и вернулся в Фолос, где похоронил Фолоса с необычайной честью у подножия горы, которую назвал его именем. Тогда вся река Анигрос, на протяжении всего своего течения, начала ужасно вонять, от самых истоков на горе Лапитов, а всё от того, что кентавр по имени Пиленор, которого Геракл ранил своей стрелой, убежал и омыл свои раны в её водах. Некоторые, однако, утверждают, что этот смрадный запах дело рук дочерей Пройтоса, бросавших туда всякие предметы для своего очищения.
   

    Геракл же приступил к ловле дикого вепря на берегу реки Эримантос. Поймать этого зверя живьём была очень тяжёлая задача. Он выгнал его криками из чащи  и загнал в глубокий снег, после чего вскочил ему на спину. Потом скрутил его ремнями, взвалил на спину и отнёс в Микены. Когда же он узнал, что Аргонавты отправляются в Колхиду, бросил вепря на рыночной площади не желая выслушивать новые россказни Эвристея сидевшего в бронзовой бочке, отправился вслед за ними. Неизвестно, кто убил вепря, но кости его хранились в святилище Аполлона в Кумах.
   

    По некоторым версиям Хейрон был неожиданно ранен стрелой, которая перебила его левую стопу, когда вместе с Фолосом и молодым Ахиллесом  провожали Геракла на гору Пелион. Через девять дней Зевс поместил изображение Хейрона между звёздами как Кентавра. Иные утверждают, что Кентавром следует называть Фолоса, которого Зевс поместил на небо за то, что он превзошёл всех в искусстве толкования по внутренностям. Лучник в Зодиаке это и есть тот самый Кентавр, только имя ему Кротос, и жил он на
горе Пелион, и был любимцем своих родных сестёр, которые были музами.

    
1. Кабаны были посвящены месяцу, поскольку их клыки по форме напоминали его впервые дни рождения, и, как кажется, близнец-заступник,  который убивает и кастрирует своего брата, святого царя, преображался во время совершения этого обряда в кабана. Снежные сугробы, в которых как в ловушке оказался Эримантейский Кабан, свидетельствуют о том, что охота на него велась в зимнюю пору. Геракл здесь выступает младенцем Гором, который мстит за смерть своего отца Осириса дяде Сету, который обряжен в кабанью шкуру: египетское табу существует на поедание мяса кабана в зимнюю пору. Декабрьская церемония с головой кабана имеет своим источником победу нового святого царя над своим противником. Адонис погибает, чтобы отомстить смерть Эримантоса, прошлогоднего заступника, которому имя - «отгадывание при помощи судьбы», - указывает на то, что был выбран на свою роль именно судьбой. Гора Эримантос посвящена Артемиде, а не Афродите, ведь купающаяся богиня была именно Артемида, а подглядел за ней святой царь, а не его заступник.


2. Довольно правдоподобно, что битва Геракла с кентаврами, подобна как и битва во время свадьбы Пейритоса, представляет из себя переворотный обряд, когда борьба идёт между вновь посаженным на трон царём и его противниками, одетыми в шкуры зверей. Традиционным его оружием был лук и стрелы. Для подтверждения своей суверенной власти выпускал по одной стреле в четыре стороны неба, а пятую просто перед собой в воздух. Быть может, этот миф оживляет борьбу между эллинами и их предшественниками, заселявшими северную Грецию.


3. Отравленные стрелы, попадавшие в стопу или колено, приводили к смерти не только Фолоса и Хирона, но и Ахиллеса, ученика Хирона. Все они были святыми царями, души которых принимали сирены. Присутствие кентавров в Малеи имела местную традицию, по которой Силен отец Фолоса именно там и родился (Павсаний). Кентавров часто представляли как полукозлов, а не полуконей. Их присутствие в Елисее, где их на горе укрыл Посейдон, указывает на то, что в священных свадебных празднествах люди, принимавшие в них участие, танцевали особый обрядовый танец на деревянных конях.