Ноль часов, или Всем спать!

Игорь Исетский
   (Опубликовано в журнале "Сибирский край", выпуск 15.)
    Несколько лет назад рассказ прозвучал в передаче станции "Русское радио-2" - "Время Высоцкого". Не из-за первого эпиграфа над текстом, а из-за моего письма в передачу (сразу Высоцкий в ушах : "Дорогая передача, во субботу, чуть не плача, вся Канатчикова дача к телевизору рвалась...") о творчестве В. Высоцкого. Его и нашем времени жизни в СССР.
   Там я и поведал эту историю.
   

                «Едешь хозяином ты вдоль земли,
                Скажем, в Великие Луки, —
                А под колёса снуют кобели,
                И попадаются суки».
                (В.Высоцкий, «Наши помехи эпохе под стать...»)

                «Ленинградцы мои, вы не дети мне, нет,
                Не Джамбул я, куда мне до старца, ей-богу.
                Вы мне братья и сёстры, и глаз ваших свет
                Озаряет тернистую эту по жизни дорогу».
                (А.Розенбаум, «Предрассветный вальс».)
               
   В очередные студенческие каникулы родители приобрели для меня турпутёвку на маршрут «Великие Луки – Псков – Новгород – Ленинград». В начальный пункт следовало добираться самостоятельно. Прямого поезда на Великие Луки не было, и я поехал в Ленинград. Там купил билет до  Великих Лук на ночной поезд.
   
   Целый день гулял по городу на Неве. Вечером сходил на концерт популярной тогда группы «Круиз». В перерыве пил вино с фанатами. Очевидно, это неблагоприятно повлияло на меня, если я решил, что ноль часов (время отправления моего поезда) – это час ночи.
   
   В первом часу я, не спеша, заявился на Витебский вокзал Ленинграда. Мне не посчастливилось увидеть даже хвост нужного поезда. Он ушёл минут за тридцать до моего прихода.
   
   Неожиданно со мной заговорил стоящий рядом весёлый, немного поддатый, немолодой мужчина. Узнав о моём горе, мужичок предложил распить имеющуюся у него «чекушку», что мы и сделали прямо на платформе.
   С моей стороны были предложены хлеб, свежие огурцы и помидоры, положенные заботливыми руками мамы в мою дорожную сумку.
   
   Глубокой ночью кое-как купили ещё бутылку водки у таксистов (тех тогда здорово гонял ОБХСС за спекуляцию спиртным и они в каждом  человеке видели подставного покупателя).

   Мы устроились в скверике напротив вокзала. Я впервые увидел водку с новой этикеткой и удивился, но мой спутник пояснил, что она вот-вот поступила в продажу, стоила несколько дешевле привычных "Русской" и "Пшеничной". В народе мгновено была прозвана "андроповкой". Ведь тогда Ю. Андропов являлся Генсеком. Сделал "подарок" народу, получив ещё бОльшую популярность в массах, хотя не всё однозначно происходило за короткий срок его правления СССР.

   Не допив спиртное, оба задремали, сидя на скамейке…
   
   Очнулся я ранним утром, услышав над ухом:
   - Извините, у вас закурить не будет?
   
   Приоткрыв глаза, увидел перед собой мужчину помятого вида лет тридцати, одетого в рабочий костюм.
 
   - А водочки не желаете? - предложил я, заметив, как мужик бросает вожделённые взгляды на бутылку, стоящую на земле.
   - Вы знаете, не откажусь, - тут же последовал ответ.
   
   Мужчина допил водку и со словами: «Сейчас нарисуются люди в серой форме», - выбросил остатки закуски и пустую тару в урну. И вовремя. Почти сразу в сквере появился милицейский наряд. У нас проверили документы, а моего ночного товарища милиционеры увели под белы рученьки: ничего не соображая спросонья, он громко мычал и мотал головой.
   
   Я поинтересовался у Володи (так звали нового знакомого), где можно в столь ранний час испить пива? Тот, взмахнув рукой, будто отрубая что-то ненужное, сказал:
   - Чёрт с ней – работой. Пошли, здесь недалеко есть точка.
   
   Вскоре мы пили холодное разливное пиво возле ларька на улице. Затем добавили вина в подъезде дома, выйдя из которого столкнулись с двумя милицейскими сержантами. Кто-то из добросовестных жильцов уже «настучал» на нас.
   
   Я вновь предъявил паспорт, а Владимира сержанты задержали, внушительно поинтересовавшись: «Значит, прогуливаем?» (Шёл 1983-ий год, когда прогульщиков всюду отлавливали представители власти.)
   
   Следом за милиционерами, сопровождающими понурого Володю, я дошёл до отделения милиции. Там стал приставать к дежурному: просил его отпустить Владимира, утверждая, что это мой дядя, а я приехал к нему издалека.
 
   Как ни странно, мне поверили, и «дядюшку Вову» отпустили.
 
   Освобождённый Вовчик восхищённо произнёс:
   - Ну, ты даёшь, никого в городе не знаешь, а меня от ментуры отмазал. Это надобно отметить достойно.
   
   По телефону-автомату Володя позвонил своей подружке Светлане, и назначил ей свидание у метро «Ленинский проспект».
   
   Когда мы встретили девушку, Вова отправил нас в магазин, а сам поспешил домой соображать закуску. Напоследок он шепнул, что у Светы имеется сестра приблизительно моего возраста, и хитро подмигнул.
   
   В ближайшей торговой точке я купил пару бутылок вина, и Светлана повела меня на квартиру к Владимиру. По пути девушка предложила закурить. Мы зашли в беседку в одном из дворов. Спичек у нас не нашлось. Я пошёл стрельнуть огонька, а Светлана с вином осталась на прежнем месте, сказав на прощание: «Не потеряйся».
   
   На улице я прикурил у прохожего. Пошёл обратно. Немного поплутал, пока нашёл место, где оставил девушку. Однако беседка была пуста. Я понял, девчонка или обманула меня и, не дождавшись, ушла, понятное дело, прихватив бутылки.
   Я  припомнил, как Володя охарактеризовал сестёр. Их родители работали на северах, а девчонки, получая от них денежные переводы, забросили работу и на пару постоянно распивали спиртное. Вот безденежная на тот момеент молодая алкоголичка и воспользовалась ситуацией, убежав с нежданным "подарком" к любимой сестрёнке устраивать очередную пирушку.
   Для меня это уже не имело никакого значения. После выкуренной сигареты мне окончательно захорошело. С ночи ведь во рту маковой росинки не было.
   
   Страшно захотелось спать, ну, прямо, хоть падай на месте. Я брёл по улице, а в голове стучало: спать, спать… Постепенно сознание моё угасло.
   
   Через какое-то время я пришёл в себя. Ощутил, лежу на чём-то твёрдом. Рядом слышались голоса. «Неужели в вытрезвителе?» - подумал с ужасом, не решаясь открыть глаза.
   
   Почему-то пахло парфюмерией. Прислушался. Какой-то до боли знакомый звук доносился из отдаления. Догадался: это щёлканье ножниц при стрижке. С не меньшим ужасом осознал, что нахожусь в парикмахерской. Но, как я здесь очутился? Не новый же это вид услуг подобных учреждений – предоставлять место для отдыха подвыпившим гражданам?
   
   Наконец открыл глаза и убедился, что и на самом деле лежу в цирюльне на скамеечке для посетителей, ожидающих своей очереди. Рядом сидят люди. Почувствовал невероятный стыд, но, что делать – присел. Несколько человек, лишь мельком глянув в мою сторону, продолжили разговоры. Им не было дела до спящего паренька. Ко мне уже успели привыкнуть. Для окружающих я стал предметом обстановки наряду с вешалкой и пальмой у окна.
   
   Осмотревшись, не обнаружил своей сумки-визитки с документами и деньгами. Ботинок тоже не было.
   
   Посмотрел в зал и увидел знакомое отражение в зеркале. Меня тоже заметили. В помещение для клиентов вошла женщина в белом халате.
   
   - Ну, что, проснулся? - приветливо спросила она. И с хитрецой: - Ничего не потерял, случайно?
   
   Я понял, мои вещи у неё.
   
   Возвращая имущество, парикмахер поинтересовалась:
   - Как выйти к метро, знаешь?
   - Вряд ли.
   - Пошли, провожу.
   
   Когда вышли на улицу, я робко подал голос:
   
   - Извините, а как я здесь оказался?
   - Интересный какой… Вы в самом деле не помните? - почему-то перешла на «вы» женщина.
   - Хоть убейте. Нет, припоминаю, как открывал стеклянные двери на входе, чтобы хоть где-то приютиться. На этом всё. Провал в памяти. Частичная амнезия.
   Надо же как!? Называется, вырвался из дома. Вы уж простите меня. Всё, больше никаких попоек. Никогда я так не пьянел ещё, да и не употреблял в таком количестве различные напитки. Понесло вдруг, словно на свободу вырвался.
   Парикмахер вновь с улыбкой глянула на меня.
   - Ну, вы и шутник. Мы работаем, стрижём клиентов, как вдруг, пару часов назад, в зал вваливаетесь вы и говорите с порога: «Всем спать», - после чего выключаете свет. Когда мы зажгли его вновь, вы уже отдыхали. Сперва мы оторопели от такого нахальства, а потом поняли, что вы не хулиган. Даже обувь сняли, прежде чем улечься. И одеты прилично. Молоденький совсем. Студент?
   - Точно так. В турпоездку еду. Ещё вернусь в Ленинград. Почему-то ваш город последним пунктом в путёвке поставили, а в начальный ещё добираться надо. На перекладных скачу, можно сказать. Здесь споткнулся.
   - Вот мы и не стали милицию вызывать. С кем из мужчин различных приключений не происходило? А сумочку и ботинки ваши забрали на сохранение. Мало ли что? Сюда разный люд заглядывает. Обобрали бы и всё. И пошли бы дальше босиком, как странник. Посох бы ещё в руки, - незлобно хохотнула добровольная проводница. - Однажды и мой учудил... Да, теперь вам прямо.
   
   Я поблагодарил женщину. Вот уж правда, ленинградцы – очень отзывчивые люди, навсегда запомнившие, как в войну их поселяли в семьи в разных республиках страны и люди с душой принимали эвакуированных, особенно отощавших и еле живых блокадников. Делились с ними куском хлеба, откармливали по мере своих возможностей. Благодарность ленинградцев к приезжим в город на Неве передаётся из поколения в поколение.
   Спросишь у прохожего, как пройти на такую-то улицу? Он мало того, что подробно всё разъяснит, но ещё и немного проводит, чтоб человек не сбился с пути.
   
   Я поспешил на вокзал. Ехал в метро и на сей раз в моей голове стучала одна мысль: ноль часов – это не час, ноль часов – это двенадцать.


   Фото: https://yandex.ru/images/ Надпись на испанском языке праведно гласит: не засыпать!