Американцы. С чем их едят?

Анастасия Пименова
В нашей стране бытует множество стереотипов, связанных с Америкой и американцами.
Ниже я привожу несколько аспектов типичного поведения американцев, которые, возможно, заставят читателя пересмотреть свои взгляды на «зажравшихся американских скотов».

В Штатах мне довелось провести чуть больше года. В свое время я приехала в эту страну, как и многие студенты, на заработки. Всего недели оказалось достаточно, чтобы мифы о представителях сей великой державы, которым я по наивности верила, оказались развенчаны.

Бытует мнение, что американцы ужасно меркантильны. Эта нация придает первостепенное значение деньгам. Господа, такого поклонения «Золотому тельцу», как в России, нет нигде! Я жила на побережье, где обитало немало миллионеров. Каждый день в дешевое кафе, где я обедала, заходил косматый мужичонка в бессменной выцветшей зеленоватой футболке. Он производил впечатление пещерного человека, только что выселенного из пещеры и еще не освоившегося с благами цивилизации. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что он владелец сети магазинов спортивных товаров и живет в лучшем особняке в округе!

Машины американцы с любым уровнем дохода предпочитают покупать практичные, качественные и недорогие. Наибольшей популярностью пользуется Ford. Представительские машины бизнес-класса может себе позволить только настоящий Бизнес-класс, которому по долгу службы просто приходится соответствовать своему статусу. Это богатые бизнесмены, генеральные директора крупных компаний, а также знаменитости. Американцы попроще не пытаются, в отличие от россиян, «прыгнуть выше головы» и не берут кредита на Lexus, если не куплен собственный дом. У нас же мне не раз приходилось слышать истории сродни анекдоту о том, как сын продал квартиру пожилой матери и поместил ее в дом престарелых с тем, чтобы купить дорогую игрушку о четырех колесах. «Ты - это то, что ты имеешь, носишь, где ты живешь», - после поездки в Штаты я могу со спокойной душой и чистой совестью отнести этот постулат к российскому менталитету.

Придет ли когда-либо в голову американцу брать деньги за то, чтобы подбросить тебя до ближайшего населенного пункта, если ему по пути? Да ни в жизнь, скажу я, не придет и в том случае, если ему совсем не по пути. Просто у американцев есть особая черта - готовность прийти на помощь. Их редко приходится просить о какой-либо услуге: как правило, они предлагают помощь сами. Если американцы видят, что человек потерялся и неуверенно смотрит на карту, они один за другим останавливаются и наперебой спрашивают, не помочь ли, не объяснить ли, как найти дорогу, а то и просто берут тебя за рукав и тащат в нужном направлении...

Помню, как мы с друзьями приехали из Вашингтона в Нью-Йорк. Среди ночи нас высадили у станции метро, которая оказалась закрыта по техническим причинам (метро в Нью-Йорке работает круглосуточно). Что делать? Вокруг никого…. Вдруг я увидела, как из-за угла выходит целая банда чернокожих «обитателей гетто»…. Я тихо сказала: «Ну все, девчонки, готовьтесь, сейчас нас обворуют и изнасилуют». Банда приближалась…. Один из них (наверное, главарь) подошел вплотную… и вежливо спросил: «Могу я Вам чем-нибудь помочь? Эта станция закрыта, мы можем проводить Вас до следующей, нет проблем».  И таких случаев было не один и не два….

Однажды купленная мной вскладчину с подругой машина за жалкую сумму 700$ сломалась в дороге - а чего еще следовало ожидать? Мы постояли, беспомощно поразводили руками с полминуты, как вдруг рядом остановилась машина с американской семьей. Сердобольная женщина принялась втолковывать, что да как, и насколько опасно ездить на таких «драндулетах»… а пока мы внимали, американский муж энергично ковырялся в автомобиле. Мы до сих пор переписываемся с этими добрыми людьми…

Русские гордятся своим гостеприимством…. Не знаю, может быть, при Государе Императоре россияне и были хлебосольны, и каждый дом был открыт для гостей, но к современности этот миф не имеет никакого отношения…. О каком радушии и гостеприимстве может идти речь, когда многие из нас не знают даже собственных соседей по лестничной клетке?

Двери американцев всегда открыты. Едва познакомившись, они тащат тебя к столу, как будто ты только что приехал из Зимбабве, где жаркое в последний раз кушали в день смерти вождя. Вначале мне все это казалось очень странным, но потом ничего, привыкла. Привыкла к тому, что, случайно встретившись взглядом с американцем, стригущим газон во дворе, он приветственно машет тебе рукой и начинает разговоры «за жизнь»: кто, да откуда, и какой прекрасный денек, и не надо ли чего… Привыкла к тому, что люди  ограниченными возможностями не составляют здесь отдельный замкнутый мир, отделенный от основного мира "нормальных людей" непроницаемой стеной презрения, жалости и снисходительности.... Короче, ко всему привыкла.

Культурный шок накрыл меня тем вечером, когда мы с друзьями устроили на заднем дворе вечеринку по случаю приезда в Штаты. Это была типичная русская гулянка - с водкой, танцами до упада и соответствующим музыкальным сопровождением…. В первом часу мы увидели соседа-американца. Полусонный, он подошел к забору меж домами и подозвал нас. Я, признаться честно, приготовилась к угрозам, внушениям, взываниям к совести и мольбам наконец-то угомониться. Но ничуть не бывало: наш американский сосед просто сказал: «Вы знаете, из-за вашей вечеринки, думаю, спать мне сегодня в любом случае не придется, так что можно я потусуюсь с вами?».  Его поведение произвело на меня неизгладимое впечатление - ведь все мы были русские, совершенно незнакомые ему и чуждые по менталитету люди, можно сказать, варвары, большую часть вечера говорившие на незнакомом языке…

Единственный стереотип, которому я нашла некоторое оправдание - о том, что «все америкосы тупые». Хотя я не применяла бы столь категоричную формулировку. Что значит «тупые»? Американцы совсем не тупые, они просто другие. То, что мы не всегда можем понять друг друга, не значит, что кто-то из нас недостаточно умен. Американцы умны, даже мудры - но мудры по-своему…. Уже в раннем возрасте им прививают ценности, касающиеся уважения к другому человеку, значения свободы и права личности на индивидуальность, семейных уз и т.д. Разве у нас являются общераспространенными слова «я люблю тебя» при прощании с супругой или супругом, с которым вы прожили уже 25 лет и расстаетесь на несколько часов? Разве у нас не крутят пальцем у виска и не бросают косых взглядов на «особенных» людей? Разве у нас не является достойным похвалы умение «списать» на экзамене или сокрыть шпаргалку от проницательного взгляда преподавателя? В Америке подобное поведение презирают.

В чем действительно можно уличить американцев - так это в узости кругозора… Они действительно варятся в собственном соку, им вполне достаточно знаний о собственной стране, а о мире им и не нужно знать ничего, так как Америка страна самодостаточная. Скорее, это мы должны знать о них. Многие американцы пребывают в твердом убеждении, что в России до сих пор самодержавие, и Путин - царь, а по Красной Площади ходят медведи в шапках-ушанках и распивают водку…. Распространенность подобного невежества вполне объяснима: американцам не хватает источников информации, поскольку их образование узкоспециально и не имеет целью создание полноценного представления о  мире. Новости же на 80-90% содержат информацию о событиях внутри страны, события же за рубежом преподносятся настолько недостоверно и неподробно, что об этом не стоит и говорить.

Конечно, об американцах можно еще много чего порассказать…. Но не для того писалась эта статья, чтобы описывать бесконечные эпизоды из их жизни. А писалась она затем, чтобы в следующий раз мы, прежде чем некрасиво о ком-либо отозваться, перво-наперво посмотрели на свое отражение в зеркале и крепко подумали: а не торчит ли у нас в глазу бревно?