Mylene Farmer En Concert 89г

Мария Сергина
 
  Все долго ждали появленья
  Ее, загадочной и скромной.
  "Tristana", "Chloe", кто она?
  "Распутница", что нежности
  полна?
 
  Явилась с песней к нам "Часы",
  Забыло время место это.
  Но пробил час, в слезах ушла,
  Отдав часть раненого света.
 
  Данный концертный тур - первое появление Милен на сцене, если не брать в расчет выступления на телевидении. Некоторые журналисты любят замечать, что Милен очень долго не выходила на сцену, после успеха ее первого альбома. Но Милен всегда тщательно готовится к чему бы то ни было, и результат этого всегда потрясающий, поражающий воображение. То есть я считаю, что лучше качество, нежели количество.
  "Сейчас я живу в ожидании турне. Люди, не особо меня любящие, предрекают моей голове гильотину. Но я не позволю себя ударить. Я в состоянии не позволить упасть лезвию", - говорит Милен в одном из интервью.
  И концерт стоил того. Все же если учесть, что у Милен за плечами нет ни какой-либо танцевальной школы, ни учебы на вокальном отделении консерватории, глядя на этот концерт видишь, что она выступает гораздо интереснее, чем некоторые "ремесленники" (я далеко не о всех конечно): с душой, своеобразно, с чувствами и искренностью.
  Некоторые костюмы этого концерта покажутся уже старомодными (все же 1989г.), но тем не менее те, что "театрального характера", до сих пор не потеряли своей актуальности, так как они вне моды.
  Концерт хорош тем, что в нем можно услышать все ранние хиты Милен. Например, песни "Tristana", "A quoi je sers", "Sans Logique", которые на дальнейших концертах уже исполняться не будут. (Что собственно и понятно, ведь с каждым новым альбомом Милен хитов все прибавляется и уместить их все в одном концерте, не забыв и про новые, уже просто нереально. Только если концерт будет длиться пол дня...)
  Carole Fredericks отвечала за бэк-вокал (та самая африканка, которая активно участвует в исполнении "Maman a torn" и других песен.) Костюмы для Милен создал Thierry Mugler. Декорации работы Hubert Monloup, специализирующегося на декорациях для оперы. Его привлекла большая увлеченность Лорана Бутонна и он создал декорации для концерта всего за восемь дней. Тренером по физической подготовке Милен был Herve Lewes, повар - Emmanuel Engrand (шеф ресторана "Le Distrito a Paris.")
  Милен предстала перед публикой с первым концертом в "Palais des Sports." Турне завершилось в Bercy 7 и 8 декабря 1989г. Спонсорами концерта были NRJ и... Coca-cola.
  Видео концерта составляют съемки выступлений Милен в официальные даты турне - 20 и 21 октября. Но некоторые сцены были сняты во время других дат и, кроме того, во время репетиций Милен непосредственно до концерта, то есть "без публики". Ведь видео этого концерта не просто стандартная запись выступления - это очередной шедевр Лоран Бутонна.
  Видео "En Concert", несмотря на дебют Милен на концертной площадке (но какой дебют!), продался тиражом в 600 000 экземпляров. А аудио-версия концерта в 30 000 тысяч экземпляров. На волне успеха концертного турне Милен некоторые попытались не самым честным путем привлечь к себе внимание. В июне 1989г. состоялся суд относительно политического движения RFL (Движения за Единую Свободную Францию), которое для большего привлечения внимания к себе использовало при агитации фото из клипа Милен "Sans Logique" с надписью: "Распространение нелицеприятных образов и наркотиков. Нет медиа-культуре." Милен выиграла судебный процесс и афиши убрали.
  После этого концертного турне Милен взяла небольшой отпуск и уехала в Индию, в La Ferte-Allais. Кроме того и ради небольшой промоуции. Фотограф Marianne Rosenstiehl сделала живописные фото Милен в Индии.
 
  Сам концерт напоминает театральную постановку. Задумка этого концертного театрализированного представления принадлежит Лорану Бутонна (как и съемка и создание концертного видео.)
  Итак... начало концерта: сцену обволакивают сумерки и туман, ее закрывает ко всему прочему массивная решетчатая ограда. Под сопровождение таинственных звуков, на сцене вскоре появляется монах. Он в длинной накидке с капюшоном, а в его руках позвякивает огромная связка ключей. Он открывает скрипучие ворота ограды, за которой виднеются силуэты покосившихся надгробных памятников... Вскоре ограда плавно прячется за кулисами сцены. Вот уж действительно театральная постановка!
  Лоран любит закрывать дверями сцену, будто пряча какой-то особый мир... Так было и вовремя концертов Милен "Avant que l'ombre", только сцена была закрыта деревянными массивными дверями с интересной, стилизованной под старину, резьбой.
  Все происходящее на сцене сопровождает необычная, атмосферная, инструментальная зарисовка. Я бы даже назвала это gothic ambient.
  И вот звуки первой песни концерта - "L'horloge" (Часы") на стихи французского поэта Шарля Бодлера, появляется долгожданная Милен. На ней длинное черное платье с развевающимся шлейфом. Милен медленно спускается по лестнице, проговаривая нараспев слова песни, словно это молитва, которую читают в церкви.
  Каков текст песни "L'horloge"? О времени, что необратимо идет и лишь часы будто шепчут : "Помни, что время - жадный игрок, который не жульничая, все равно выиграет."
  Видео-концерт представляет из себя не только съемки выступлений Милен. Лоран снял и отдельные фрагменты вне концерта. Например, начинается это концертное видео следующим, очень необычным и зрелищным сюжетом: монах в маске и балонном за плечами подходит к полуразрушенному зданию и поджигает его из шланга. В итоге мы видим горящее здание, а в конце фильма дымящиеся остатки этого здания... А на фоне здания (и горящего в том числе) мы также можем видеть силуэт Милен в черном длинном средневековом платье, с распущенными длинными рыжими волосами, стоящей лицом к этому зданию и смотрящей на пожар... А ближе к середине концерта можно увидеть черно-белое видео, где Милен гуляет по кладбищу.
  Прическа Милен на концерте напоминает парики эпохи Ренессанса: волосы чуть приподняты, начесаны у корней (и закреплены лаком) а затем собраны в хвост и закреплены черной заколкой-бантом. В хвосте волосы подкручены спиральным завитком. Прямая густая уложенная челка и волосы, коротко подстриженные лесенкой на висках (правда, на последних концертах Милен их рельефнее укладывали, выделяя воском пряди).
 
  "Sans Logique." ("Без логики.")
  Милен в черном облегающем джемпере с выглядывающим белым воротником и черных облегающих бриджах.
  В хореографии номера есть своеобразный поклон, вплетенный в танец, который отвешивали когда-то как знак приветствия и почтения в Средних Веках при виде знатной особы. В танцевальном номере также есть и несколько эротические движения, чем-то напоминающие выступление Ализе с песней "J'en Ai Marre" ("Мне надоело") на телевидении (где она в облегающем комбинезончике, сделанном навроде шортиков и маечки, с полосатым воротником и в высоких сапогах-чулках на шпильке.)
 
  "Maman a tort." ("Мама не права.")
  Наверное одна из самых значимых, символических песен для Милен - ведь именно с этой песни начался ее творческий путь, как певицы. Кто бы мог подумать тогда, что это хрупкая, меланхоличная шатенка станет частью истории французской музыки, и что ее творчество и композитора Лорана Бутонна будет одинаково востребовано и любимо на протяжении двадцати пяти лет, и по сей день! А всех, кто когда-то соперничал с ней зачем-то, пытаясь давать концерты за день до нее (чтобы не все могли себе позволить посетить концерт и второй певицы), некоторых саркастичных телеведущих и журналистов уже мало кто вспомнит... Время показывает, кто действительно создавал что-то стоящее и талантливое, а кто просто сотрясал воздух...
  Милен на концерте в белом костюмчике, будто пациент, лежащий в больнице, появляется неожиданно из-под непомерных размеров юбки бэк-вокалистки, по совместительству изображающую монахиню и вероятно матушку ("Мама не права...", не знаю как в католицизме, но в православии "матушкой" называют главную монахиню в монастыре - что-то вроде начальницы).
  Особенно интересен словесный поединок между Милен и монахиней, вплетенный в песню, который рассмешил немного даже саму Милен во время выступления.

 "Deshabilez-moi." ("Раздень меня.")
  Милен одела поверх "больничного костюмчика" черное обтягивающее платье из латекса с крупными швами ткани на лицевой стороне - будто ее замуровали в это платье.
  Милен очень артистично исполнила эту песню и концертный номер.
  Мне же вспомнился забавный случай: однажды я передавала привет знакомому посредством радио и попросила любую песню Милен Фармер. Ди-джей же оказалась с юмором и поставила песню "Deshabilez-moi", сказав что-то навроде: "в честь искренней симпатии". (Хотя ничего подобного и не подразумевалось.) В общем, потом все долго смеялись.
 
  "Puisque." ("Потому что.")
  Это выступление Милен предваряют "раскаты грома и молнии" (вспомним будущий концерт Милен 2006г. "Avant que l'ombre", где тоже присутствует подобное.)
  Милен исполняет эту редкую песню, вышедшую лишь на сингле. Хотя ее музыку можно еще услышать в титрах клипа "Pourvu qu'elles soient douces."
  Милен в длинном черном платье, напоминающем воротником платье из одного телевыступления певицы конца 80-ых гг. с песней "Pourvu qu'elles soient douces" (но с концами чуть короче) и в черных перчатках: "...Если нам больше нечего сказать друг другу, не смущаясь, я могу написать, что вас любила я. Так как больше ничего не может ранить меня, я улыбнусь людям, которые не умеют любить. Я устала, и я исчезаю. Я устала, и я ухожу..."
 
  "Pourvu qu'elles soient douces." ("Только бы они были нежными.")
  Черное длинное платье Милен после некоторых манипуляций укорачивается. На ногах - легенсы красного цвета. (Кстати, моя мама говорила, что когда-то такие колготки в СССР были очень модны и впервые страна их увидела в каком-то известном советском фильме, после чего они стали очень популярны. Но законодателем моды изначально конечно всегда была Франция, в том числе и в 1989г.)
  Музыкальное начало этой песни в духе клипа. Похожее вступление к этой песне можно услышать и на концерте Милен "Mylenium Tour" 2000г.
  В заключении песни Милен представляет музыкантов и затем исчезает (чтобы переодеться). Музыканты играют импровизацию на тему песни. Из-за кулис в это время неожиданно выходит монах. Побродив по сцене, он поднимается по лестнице, воздевает руки "к небу" и по обе стороны от него вспыхивает огонь, и все это зрелище под звуки электрогитар и прочих инструментов (красиво и немного с юмором.)
 
  "A quoi je sers." ("На что я гожусь.")
  Милен в клетчатых черно-белых брюках (напоминающих о приближающемся "кукольном" номере "Sans Contrefacon") и в светло-серой курточке.
  Во время этой песни кто-то из зала положил традицию задаривать Милен мягкими игрушками во время концерта...
  С песней "A quoi je sers", вышедшей только в качестве сингла (и на которую, что редкость, был снят клип), Милен выступила и на ТВ. В качестве декорации на сцене была решетчатая ограда и подыгрывал Милен на акустической гитаре музыкант из "En Concert".
 
  "Sans Contrefacon." ("Без подделки.")
  Милен одевает клетчатую кепочку, переворачивает двухстороннюю куртку, которая с изнаночной стороны тоже клетчатая (как и брюки Милен) и вскоре появляются танцоры, также одетые в клетчатые костюмы... В общем, компания "кукл" дарит нам одну из самых известных песен Милен и любимых многими по сей день. (В том числе и мной).
 
  "Jardine de vienne." ("Венский сад.")
  Милен накинула на плечи красивый теплый шарф перед началом этого номера.
  Вообще эта песня очень трагичная. Кроме того, она писалась по реальным событиям: Милен прочла в газете о человеке, который повесился в Венском саду... и посвятила ему строки этой песни: "Поднимись на дерево, как птица, чтобы твоя душа поднялась еще выше... Сегодня вечером я горюю. Он повесился в Венском саду".
 
  "Tristana."
  Сцену и очертания покосившихся надгробных памятников-декораций обволакивает туман. Виднеется луна...
  Милен в длинном "театральном" платье, не выходящем из моды: темно-красном с черной отделкой, с пышной юбкой. Я вот только жалею, что Милен больше нигде не выступала в белом платье из клипа "Tristana"- уж очень оно сказочное и красивое. Но конечно если в точности повторять костюмы из клипов, то у дотошных критиков возникнет мысль, что таким образом экономят деньги.
  Вот что мне интересно - куда деваются костюмы Милен из старых клипов, выступлений, концертов. Может быть, пылятся где-нибудь в специально выделенной гардеробной. А жаль, можно было бы устроить выставку или аукцион. Хотя может последнее и не нужно, ведь среди поклонников Милен не все олигархи, а многим наверняка тоже хотелось бы приобрести такие единичные и ценные экземпляры. Да и наверное это память для Милен... Хотя зная по интервью характер, взгляды Милен, я не думаю, что она когда-нибудь выставит на аукцион свои костюмы, ну если только на благотворительном...
  На концертах Милен нередко воспроизводит вокальные партии, которые обычно создаются только при работе в студии и для альбомных, но не live версий. То есть обычно различные, долго повторяющиеся звуки дублируют в студии звукозаписи, или же при концертном выступлении пускают фонограмму с этими моментами. А Милен поет их вживую... (И в 2006г. в том числе. Например, в песне "Porno graphique".) Хотя есть песни, которые сложно воспроизвести вживую без студийных "примочек". Например, когда спетый куплет делиться на фразы и компануется так, что одна фраза уже почти заканчивается и в это время уже начинается следующая. (Например, в песнях "Aime" и "Pas de donte", не говоря уже о "L'histoire d'une fee, c'est" и "Effets secondaires", где спето и совмещено сразу несколько вокальных линий Милен. Но конечно при желании и это можно спеть, хотя и что-то немного изменив и набрав бэк-вокалисток. Яркий пример тому-песня "Que mon coeur lache" на концерте "Live a Bercy". Но все равно такой номер будет чуть отличаться от студийной версии.)
  И вот номер к песне Милен "Тристана"... В нем присутствует и танцор, воплощающий Разукина из одноименного клипа. Во время исполнения этой песни Милен падает на руки этого танцора, он подхватывает ее и несет, как и в клипе.
 
  Затем мы слышим музыкальное вступление к следующему номеру с песней "Ainsi soit je..." ("Пусть я буду такой…)  Во время этого проигрыша мы можем лицезреть видео, где Милен гуляет по кладбищу... Она с грустью смотрит на каменные памятники тех, кого с нами больше никогда не будет...
  Однажды я спросила своего друга, который учился на тот момент в Институте на психотерапевта, что бы он посоветовал человеку, который часто думает о том, что он умрет. И первое, что он мне ответил, это было: "Ну я же не скажу человеку, что он не умрет." А Лоран Бутонна, например, пошел "творческим путем", он написал песню для Милен "We'll never die" ("Мы никогда не умрем"), а в конце его фильма "Giorgino" ("Джорджино") с участием Милен, также звучит эта фраза: "И мы никогда не умрем". Да, такое творчество не умирает. Или как там еще: "Рукописи не горят..."
  Но вот звучат первые слова песни "Ainsi soit je..." Милен одела практически полностью прозрачное, длинное, черное, облегающее платье, подчеркивающее ее великолепную фигуру. Хотя мне вспоминается также пышное темно-зеленое, средневековое платье в одном из ее телевыступлений Милен с этой песней, оно было также очень красиво.
  Милен поет и плачет... "Я хотела бы свою зиму, хотела бы уснуть вдали от твоих химер. Ты хорошо знаешь, что я лгу. Ты хорошо знаешь, как леденеет моя душа."
  В этой песне, конечно, есть пару нот чуть выше тесситуры Милен, но если бы песня была на тон ниже, то и куплеты пелись бы ниже и звучали бы по-другому. Поэтому нет ничего удивительного, что Милен изменила эту песню на "L'autre" в концерте "Avant que l'ombre." Вообще, сложно брать ноты выше или ниже(!) именно вашего диапазона, или же песня будет звучать не так красиво, как вы бы могли исполнить на тех нотах, "которые вам удобно петь" и которые вы вытягиваете. А на "Avant que l'ombre" большинство песен Милен поются чуть ниже, чем на том же альбоме "Ainsi Soit Je". И не так-то легко перепрыгнуть с низкого, без распевки, сразу на ультро высокое... Я пишу об этом, потому что часто находятся любители критиковать то да это... Но прежде чем что-то критиковать, попробуйте сами. Как говориться "чужой труд всегда кажется легким." Я конечно не против критики, но дельной. Например, если кто-то считает свой голос ультро высоким, то советую попробовать спеть, например, песню Sarah Brightman "The Fly". Я, думаю, что очень мало людей смогут петь на таких нотах.
  Именно поэтому я не могу слушать некоторые песни из альбома "Princesse de rien" французской певицы Робер (Robert), получая наслаждение от вокала, хотя мне и достаточно симпатичны в целом мелодии, музыка... Конечно, я читала в ее интервью о том что она "пела на дыхании", и я безусловно люблю ее стиль и считаю ее интересной и талантливой. Но ладно еще "спеть на дыхании" пару нот, когда они очень высоки для тебя, но когда человек поет всю песню выше своего голоса, этот голос периодически что-то не вытягивает, срывается... Лично мне это режет по ушам. Конечно - это лично мое мнение и каждый вправе думать иначе.
  Как-то еще я прочла, что японцы любят Робер больше, чем французы. И что интересно, есть такая поп-готик-рок группа (сейчас уже скорее рок-н-ролльная группа) The 69 Eyes. И несмотря на то что я много люблю не поп-готики, они мне тоже иногда нравятся. (Хотя в готике и в металле вообще часто поют "каверкая" свой натурный голос, что, кстати, колоссально опасно для связок (можно воспаление получить). Вокалист этой группы часто поет ниже своего реального голоса, а на ранних альбомах он как раз верещал так, что видимо за это японцам и полюбился. Не знаю - может это какая-то национальная особенность. (То есть в ранний период творчества "The 69 Eyes" у них было довольно мало поклонников, а вот в Японии был целый фан-клуб.)
  Милен, исполняя песню "Ainsi Soit Je" плачет... И снова вспоминается странное мнение, что Милен, мол, делает это специально. Но вот, например Роберт Смит из "The Cure" как-то пустил слезу на концерте во время исполнения своей песни и почему-то никто не обвинил его в неискренности. Да и нет ничего удивительного в том, что человек проникается тем, что он исполняет. Ведь творчество далеко не всегда рождается в радости и блаженстве.
 
  "Libertine." ("Распутница.")
  Вначале этого номера мы можем видеть, как несут зажженные свечи на старинных подсвечниках. Пламя свечей в темноте и стекающий по ним воск смотрятся чрезвычайно красиво.
  Милен в образе "Распутницы" (наподобие образа в клипе в плане костюма): в красных сапогах - ботфордах, красных кожаных перчатках, облегающих брюках и белой рубашке. Это одежда, конечно, частично стилизованна под средневековую, но в целом (если не брать в расчет сапоги и перчатки), она мужская. Впрочем, женщинам в то время было очень легко замаскироваться под мужчину. К тому же, когда женщины стали носить брюки произошла, можно сказать, революция в моде и появилась фраза наподобие: "Ничто не подчеркивает так женственность, как мужской костюм на даме." (А сейчас уже есть одежда, которую можно надеть и на мальчиков, и на девочек - "унисекс".)
  В наличии и дуэль в этом концертном номере между Либертин и ее соперницей "по клипу" - Софи Телье. Кроме того, Софи мы можем видеть весь концерт в команде танцоров (которых, кстати, Милен всех поименно представит во время этой песни). Софи Телье достаточно долго отвечала за постановку хореографии для выступлений Милен, подбирала танцоров. Кроме того, мы можем увидеть Софи в таких клипах Милен как "Tristana", "Libertine", "Pourvu qu'elles soient douces". Планировалось, что она снимется и в фильме "Джорджино" Лорана Бутонна, в котором играли Милен Фармер и Джеф Дальгрен (главные роли), но по непонятным для нас причинам, она исчезла из жизни Милен - во всяком случае из той, которую мы можем видеть и о которой мы можем догадываться. Но во всяком случае известно, что уже после этого концертного турне Милен, Софи ушла из команды певицы, чтобы заняться собственной карьерой танцовщицы и актрисы.
  Милен прощается со зрителями под экспрессивный аккомпанемент музыки со специфической "американской" манерой пения вокалисток и юмористичным "Ou" Милен (в исполнении ее высокого и прозрачного голоса) - звучит достаточно забавно.
  И вот фонтаны огненных брызг возле сцены... Декорации полуразрушенных памятников кладбища посреди поля загораются и после полыхают огнем так, что пепел просто летит во все стороны вместе с углями...
  Но концерт еще не закончен... Милен выйдет на бис и исполнит кавер на песню Marie Laforet
"Je voudrais tant que tu comprennes".
   Милен настолько прочувствовала эту песню, что когда она ее пела, можно было представить, будто она сейчас действительно расстается с любимым (если забыть о зале и сцене). Настолько ее затронули слова песни, настолько видимо, они ей близки, что Милен плачет, когда поет их: "Я бы так хотела, чтобы ты понял... что можно страдать, и делать вид, что это не так... быть внешне безразличной к последним словам, которые завершают несчастный конец романа... Я так бы хотела, чтобы ты понял, несмотря на то, что произошло, что я любила тебя больше чем себя, и что я не смогу тебя забыть."
  Публика аплодисментами поддерживает Милен. Милен прощается, и посылает зрителям воздушный поцелуй...
  И вот мы слышим звуки в духе "gothic ambient" и видим лица зрителей: кто-то потрясен увиденным, кто-то сопереживая Милен, плачет - равнодушных нет. (Кстати, поклонников покажут и на видео концерта "Avant que l'ombre" 2006г., по его окончанию. В зале многие не могли сдержать слез, из-за того, что концерт окончен и они уже больше не увидят Милен и не услышат ее прекрасные песни.) Что ж, "exit", конец пьесы...
  Во время титров мы можем увидеть силуэт Милен - певица в длинном, черном, развевающемся платье. Кстати, сцена в конце клипа Милен " Fuck them all"  немного напоминает эту сцену, завершающую концерт. Милен смотрит на сгорающие остатки "запустения и забытья" - покосившихся надгробий и огромного решетчатого забора; сгоревших жизней и безвозвратного времени. Сгорает и незаслуженно память о людях… а часы все идут, размеренно и неумолимо. Слышен их звук в титрах этого великолепного концерта, на фоне этой мрачной и в тоже время реалистичной сцены.
© Мария Сергина "Милен Фармер и Лоран Бутонна-Фея и Сказочник."/Maria Sergina "Mylene Farmer et Laurent Boutonnat-la Fee et le Conteur." Chapitre:"En Concert."
Все права защищены. Использование всей книги или ее фрагментов невозможно без письменного разрешения автора. Интерпретация текста и авторских идей Марии Сергиной запрещены.
http://proza.ru/avtor/mariasergina
http://sergina.wordpress.com
E-mail:allan9@bk.ru