Клипы Милен Фармер с 1984 по 1996 гг

Мария Сергина
   " Maman a tort." (Мама не права.") 1984г.
   Клип снят Лораном Бутонна на дебютную песню Милен. В нем показаны меланхолия, печаль, слезы. Все имеет несколько болезненный характер. Не зря Лоран говорил в одном из своих интервью, что они выбрали Милен даже без прослушивания, так как ее вид очень иллюстрировал основную задумку их песни, то есть "из-за ее немного ненормального вида", "ее красоты в своей психотичности." (То есть повышенной чувствительности, глубине чувств).
   В клипе у Милен еще темные волосы, завитые с помощью химической завивки, что было модно в то время. Милен в этот период особенно хороша - у нее еще не много сценического опыта и ее старательность, "естественность" очень завораживают. В клипе на Милен одето белое прозрачное платье, немного приоткрывающее взгляду ее прекрасную фигуру (недаром Милен подрабатывала до встречи с Лораном моделью.)
   В начале и конце клипа можно увидеть портрет "отца психоанализа" Зигмунда Фрейда, давшего в свое время новаторские теории миру психологии и в тоже время столь странные с точки зрения банального жизненного опыта и самоанализа, что о них даже ходят анекдоты.
   Был и другой, первый сценарий клипа "Maman a torn", который не был осуществлен из-за требующегося высокого бюджета. Этот сценарий написал тоже Лоран Бутонна: девочка насильно помещена в больницу (судя по тексту песни - психиатрическую). За пациентами наблюдают мед. сестры, а вернее монахини в роли сестер милосердия, которые жестоко относятся к подопечным. Когда на девушку накричала монахиня - яростно и разгневанно ни с того ни с сего, это стало последней каплей. Девочка бросается в бегство, поднимая переполох среди детей и монахинь.
Она забегает в высокую крепость-забор, ограждающий больницу, и под угрозой поимки приближающейся монахини, спрыгивает с высокой башни. Таким образом, клип повествует нам о суициде ребенка...
   Когда Лоран Бутонна и его друг Джером Даан написали песню "Maman a torn", то изначально предполагалось, что ее будет исполнять пятнадцатилетняя девушка. Но несовершеннолетний возраст певицы рождает некоторые юридические проблемы (все же песня не о майских цветах...) Впрочем, исполни эту песню подросток, для него бы пришлось в дальнейшем писать специфические тексты и песни...
   Лоран однажды сказал: "Я расстался с тем другом (Джером Даан), но остался с Милен."
 
"Plus Grandir." (“Не  взрослеть.”) 1985г.
   Как однажды высказывался менеджер Милен (до альбома "L'autre") Бертран Ле Паж: если есть песня, которая наиболее характеризует Милен, то это она".
   И действительно, прошло много лет, а Милен все так же страшит неизбежность уходящего времени. Недаром когда-то она выбрала стихотворение Шарля Бодлера "Часы", для того чтобы создать с Лораном песню на него. А в интервью 2008г. она говорит: "Надо любой ценой жить сегодняшним днем... Но мысль о собственном исчезновении и об исчезновении близких неотвязна и бесчеловечна."
    Итак, клип на песню "Plus Grandir": пожухлые листья под напором ветра летят по дорожке. По ней идет и Милен. Эта дорога посреди кладбища. Милен везет перед собой коляску ("символ продолжение жизни"), и видит свою могилу. Затем Милен в поистине готической комнате: старинная мебель, разбитые стекла окон, ветер, развевающий легкие белые занавески. Милен топит свою куклу и затем молится. "Не взрослеть, я не хочу взрослеть, чтобы не умирать, чтобы не страдать, чтобы не видеть слез маленькой девочки".
    Когда Милен спит, в дом  врывается насильник... и вот приходит "взрослая" жизнь, страдание, старость. Дева Мария отворачивается от нее и монахини-"ангелы" не оказывают помощи.
   Милен видит свое отражение в зеркале - она уже состарилась. У зеркала садится белый голубь...
   Клип заканчивается тем, что Милен небрежно кидает цветы на свою могилу и продолжает путь. На мгновение у могилы появляется ее кукла. (Мелочи могут навести на многие мысли, особенно когда они символизируют что-либо. Клипы Лорана всегда гармоничны и тщательно продуманы, в них не бывает ни одной лишней детали...)
    В начале этого клипа мы также слышим музыку, которая будет включена в альбом "Cendres de lune" - последний одноименный инструментальный трек.
    Участвует ли Милен в создании клипов? Она говорит по этому поводу следующее: "Мне не всё равно, какой сюжет будет у клипа. Словами трудно объяснить, но принимается во внимание вложение смысла в образы, кадр за кадром, с тщательным выбором позиций камер и всего остального производства. Делаются небольшие зарисовки сцены. Я также сделала куклу, которая является ключевым элементом клипа. Что касается сценария, я, конечно же, вставляю свои пять копеек."

"Libertine" ("Распутница"), 1986г.
   Потрясающий исторический мини-фильм Лорана для песни в исполнении Милен, которая не уступила по популярности дебютной песни певицы.
    В "Libertine", как и в "Maman a Torn" затрагиваются довольно щекотливые темы : " Как пепел луны, как пузырек пены, гонимая ветром, я горю и страдаю. Мои невзгоды и беды покоятся между моих дюн. Только когда я нага, я могу усвоить добротетель. Я - распутница, я шлюха. Я такая хрупкая. Держите меня за руку."   
   Автор этого текста - Лоран Бутонна. Однако идею подала Милен: "Текст песни? Это почти что моя идея: мы были в студии, и нужно было что-нибудь говорить в микрофон, все равно что -требовалось что-то проверить или настроить... Я пела какие-то пришедшие мне наобум слова, должно быть, я была очень счастлива в тот день, и я пела: "Я - потаскушка, я  шлюшка!" Лоран сказал: "Черт возьми, ну конечно же!" и сделал из этого "Распутницу!"
   Лично мое подозрение, что возможно у Милен и Лорана  примерно тогда начались романтические отношения. В самом деле, не будешь же своему просто собрату по творчеству петь такие вещи. Да и мы еще не раз увидим Милен в неглиже, в таком, на который она шла, только если камера была в руках Лорана. Тем не менее скажу сразу, что все что я напишу о личной жизни Милен и Лорана - это всего лишь мои домыслы и "nobody knows" (никто не знает) ничего точно, за исключением самих виновников сей книги, и, возможно, каких-то их близких друзей ( которые никогда не дадут интервью по этому поводу. На то они и друзья. )
   Если в разрыве после "Джорджино", думаю, не последнюю роль сыграло то, что до этого пресса позиционировала их как случайную певицу, но на самом деле актрису и режиссера кино, пишущего музыку и снимающего клипы, то страшно подумать - смогли бы они дальше работать вместе над альбомами, если бы их роман и расставание еще бы смаковала пресса во всех подробностях. (Согласитесь, что помирится гораздо сложнее, когда о ссоре знают все кому не лень.)
   Но вернемся к клипу... Вот что сама Милен говорит о нем: "Отблески свечей, белый грим... В клипе представлены распутные нравы 17-ого века, а так как мне очень нравится фильм Ридли Скотта "Дуэлянты", я хотела включить в этот клип сцену дуэли. Это работа двоих, так что  не я явилась его "крестной матерью"!
   В этом клипе мы видим впервые "неизменного врага" Милен на просторах клипов - Софи Телье. Она великолепно изображает стервозную мадам - настоящий талант актрисы!
    Милен в свою очередь прекрасно играет в этом клипе соблазнительницу. Здесь мы можем лицезреть во всей красе и обнаженную Милен. А как мила фотография со съемок клипа, где Милен сидит в ванной и улыбается в камеру Лорану, находящегося подле. Нужно отдать должное и Лорану, как настоящему художнику, доверяющему Милен на время клипа в "чужие руки" - для этого нужно быть настоящим фанатом дела!
    В клипе сцена пиршества высшего общества весьма напоминает трапезу в  замке графа Нансака из фильма Лорана "Жак-бедняк".
    В одном из интервью Милен спросили: " Почему Распутница погибает в конце клипа?" На что она ответила: "Признаюсь, что это-идея постановщика (Лорана Бутонна). Это печальная история, но успокойтесь, это кинематографическая версия! В телевизионной версии нет дуэли вначале, все начинается со скачки галопом и заканчивается выходом из салона, до смерти Распутницы."
   В одной из откровенных сцен слышен волчий вой, как и в титрах. Нужно заметить, что Лоран нередко вплетает звуки волчьего воя в свои видео-клипы и фильмы. Что до обнажения Милен в этом клипе, то она комментирует это нелегкое для любого решение - так: "В данном случае, я не считаю это вульгарным, в клипе речь идет о распутстве, и если в нем нет немного обнаженной натуры... Я не могу много сказать на эту тему, скажу лишь, что стоять перед камерой и обнажать тайники своей души так же непристойно, как и появляться голой на экране."
   В тоже время на вопрос журналиста о том, снялась бы Милен обнаженной для какого-либо журнала, она отвечает: "Нет. Мне уже предлагали это и притом за весьма кругленькую сумму. Я никогда не соглашусь на это."
   Однажды один малознакомый человек пытался открыть мне глаза на истинное, по его мнению, положение вещей в творчестве Милен. Он спросил у меня:
   - А ты читала переводы ее текстов песен?
   Я ответила, что "да" предвкушая занимательную беседу.
   Но он произнес далее следующее:
   - А ты знаешь, что они все порнографические?
   Я даже не ожидала такой категоричности. И если есть люди, которые быть может, предполагают подобное или они об этом читали в каком-нибудь глянцевом журнале типа "Бирюльки и больше ничего",  или в газете с заголовками навроде: " Тексты Милен –это пророчества, в которых к тому же зашифрованы координаты Атлантиды и выдержки из утерянных глав Камасутры", то я просто процитирую следующие слова Милен из песни : "(Порно Графическое):"Я говорю, что нет шикарного порно, но только свиньи в прямом смысле слова..."
     Во время премьеры этого клипа Милен также давала интервью на телевидении, где она вела себя "в образе "Распутницы" - загадочно улыбалась и даже будто немного флиртовала во время разговора. (Что обычно ей не свойственно). На руках Милен были черные длинные блестящие перчатки.

   "Tristana." ("Тристана.") 1987г.
   Какой российский канал ( из более-менее приличных) хоть раз, да не показывал этот клип. И конечно же не последнюю роль в этом сыграли диалоги на русском языке в начале и конце клипа и стилизация сказки "Белоснежка и семь гномов" (у нас А.С.Пушкина "Спящая красавица" - их сюжетная линия практически одинаковая, что вообще не редкость для сказок разных народов, вышедших из фольклора и записанных или обработанных писателями).
   Милен в роли Тристаны (Белоснежки), неплохо говорящей в клипе на русском (она немного учила его в школе) и так же резво убегающей от своего "принца" Разукина. (Как и Катрин от Джорджио Волли в лесу, хотя если в клипе это развлечение, то в фильме "Джорджино" -недоразумение, ведущее к печальным последствиям...)
   Софи Телье - в роли злой колдуньи в клипе, а старец-советник "в роли зеркала": "Ты прекрасна, спору нет. Но Тристана все ж милее, всех румяней и белее". Все актеры, конечно, говорят по-русски с акцентом, кроме "главного русского" - Разукина, которому по роли все же не положено. (В клипе также нашли отражение Октябрьская Революция и Ленин...)
   Концовка в клипе хорошая, хотя и с ореолом тайны. Как-никак, а в сказке финал обычно счастливый.
   Нужно заметить, что "Tristana" - это первая песня, к которой Милен сама написала слова.
   Кстати, на своем первом концерте ( "En Concert")  Милен выступает с достаточно театральным номером, исполняя песню "Тристана", который тесно перекликается с клипом... Милен в "сказочном" платье принцессы, присутствует также "Разукин", у танцоров костюмы а-ля "простые крестьянские женщины и мужчины царской России." Также Милен выступит с этой песней на телевидении, в различных программах.
    Некоторым французским журналистам клип Милен также напоминает фильм "Tristana" Banuel, с Катрин Денев в главной роли.
    В 1987г. клип "Tristana" номинировался в "Victoires de la musique" как клип года. (Интересно, неужели что-то могло быть лучше?) Менеджер Милен и Лорана того времени, Бертран, говорил: "Они всегда давали много собственных денег на то, чтобы свести концы с концами при съемках клипов. Мы поняли, что телеканалы в первую очередь показывают хорошие клипы, даже если песня еще не известна."

   “Sans Contrafacon.” ( "Без подделки.") 1987г.
    Главные герои клипа: кукольник (Фредерик Лагаш), кукла-марионетка, изображающая Милен, Милен в роли себя самой (или ожившей куклы), актриса Zouk, исполняющая роль таинственной и сострадательной актрисы бродячего цирка.
   Известно, что юмористке, актрисе комедийного жанра Zouk предложили сняться в клипе, так как она очень нравилась Милен.
   Милен встретилась с Зук (Zouk)  в октябре 1987г. в "Mon zeinth a moi", что презентовал Michel Denisot. Специальным гостем программы была собственно и Милен ( что было обозначено и в ее анонсе.) Десять лет спустя, в 1999г. Милен признается, что после съемок клипа она больше никогда не получала известий от Зук и не слышала новостей о ней.
   Клип Sans Contrefacon снимали на пляжах Шербурга. (Однако, они не залиты солнцем - отнюдь. Таинственная, фантастическая атмосфера этого клипа создается и с помощью "холодных цветов" природы.)
   В клипе кукольника вместе с его марионеткой выкидывают из театра. Марионетку кидают прямо в грязь, попутно сдирая афишу со стены с надписью "Sans Contrefacon". Бедному кукольнику ничего не остается, как продолжать свой путь со своим единственным сокровищем - марионеткой. Он идет по серым заброшенным улочкам, окутанных туманом, среди серых домов, под завывание волков  (что-то в этом есть и от "Джорджино". И действительно, существует фото из клипа, где можно прочесть на фургоне бродячих артистов из этого клипа название "Giorgino", хотя основной сюжет клипа и фильма значительно разнятся, конечно.)
   Кукольник идет по полю, справляясь с сильным ветром. Единственный его друг - это кукла-марионетка. "Так как нужно выбирать, мягко говоря я, утверждаю, что без подделки я - мальчик. И ни за какие коврижки я не хочу раздеваться, так как без подделки - я мальчик".
   Но вдруг из тумана появляются бродячие артисты. Одна из артисток ( Zouk), сразу прониклась симпатией к марионетке, но другие трагико-комедианты, с "готическим" гримом начинают кидать ее из рук в руки, издеваться над ней.
    Zouk спасает куклу, и она вдруг оживает, превращается в девушку (Милен) в мужской, "кукольной" одежде. ( Милен в ней чрезвычайно мила: отлично сидящий костюмчик, черная кожаная кепочка, точеные черты лица.)
   Кукольник влюбляется в свою ожившую марионетку, но о причастности к оживлению ее Zouk сразу же забывает... 
   Цирк и бродячие артисты уезжают, и Милен вновь становится куклой. Но кукольник не хочет верит в свое одиночество - он зовет людей из удаляющегося цирка.... и не получая ответа накидывает свой пиджак на плечи куклы, все еще надеясь на то, что рядом с ним она...

   "Ainsi Soit Je..." ("Пусть я буду такой..."), 1988г.
    В клипе имеют место съемки под водой, и съемки "в движении", на качелях (вспоминается и выступление Милен с "Dessine-moi Un Mouton" на концете Mylenium Tour", где певица также катается на качелях.)
  Милен идет среди снегопада... тонет в воде... Одиночество, тоска - рядом только луна и олененок. Бэмби? Кстати, на одной из TV-передач Милен подарили Милен мягкую игрушку - Бэмби. Милен неоднократно говорила в интервью, что любит эту сказку и ее главного героя, олененка. (Кроме того, известно, что когда Лорану в раннем возрасте родители разрешили пользоваться камерой его отца, один из первых его фильмов был - адаптация сказки "Бэмби").
  Позволю себе также поведать свое необычное знакомство со сказкой "Бэмби"... Однажды в дошкольном возрасте я попала в больницу с сильным простудным заболеванием. В нашей палате лежала девочка, которая к тому же не могла ходить и не говорила. Меня поразили ее родители -они с такой любовью и заботой относились к ней! А ведь многие сдают в приюты таких детей. Ее мама вечером перед сном читала нам, всем детям в палате, сказку "Бэмби", а мы лежали в кроватях и слушали. Я немного помню из того времени - какие-то фрагменты, но это мне почему-то наряду с остальным врезалось в память, наверное потому что меня действительно поразили эти люди в хорошем смысле этого слова!
   В клипе "Ainsi Soit Je..." можно увидеть и сову - "привет" будущему "Джорджино"(в этом фильме также присутствует сова, но не черная, а белая.)
   Исполняя на концертах эту песню, Милен часто плачет: "Пузырек печали, комочек неуверенности. Прошло уже столько дней, но это ничего не маскирует. Несмотря на время, моя боль остается прежней... Так пусть я буду такой, пусть ты будешь таким. Пусть будут так. (К слову, "Аминь" - значит "Пусть будет так" - прим. автора). Итак, я молюсь, чтобы ты избежал моего изгнания. Но какая надежда может быть у меня, когда все окутано мраком?"

   “Pourvu qu'elles soient douces." ("Только бы они были нежными.") 1989г.
   Один из самых знаменитых клипов Милен. И это неудивительно, клип действительно великолепен. Да и можно ли его назвать клипом? Конечно - это настоящий фильм, хотя и умещается в гораздо меньшее время, причем дело не только в количестве актеров и костюмах. Сюжет этого клипа очень оригинален, интересен, художественен - как и все творчество Лорана Бутонна.
   Этот клип - своего рода продолжение истории "похождений Либертин" (то есть продолжение клипа "Libertine".) В конце клипа "Libertine" в Милен и ее спутника стреляет ревнивая дама. Они падают раненные с лошади. Они оба убиты? Либертин, которую играет Милен Фармер, все же жива. Это обнаруживается, когда Либертин и ее погибшего возлюбленного находят солдат и барабанщик (мальчик лет одиннадцати.)
   Действие клипа по задумке режиссера происходит в 1747г. (в августе) - идет "семилетняя война." Союзник Пруссии и Фридриха 2 - Англия выводит свои войска для сражения с Францией.
   Вначале клипа мы слышим беседу солдата и барабанщика, нашедших Либертин и ее спутника на земле, в крови.
- Уильям, посмотри на это!
- Что ты там нашел еще?
- Господи, ниспошли на них свою милость, и на нас тоже, - говорит мальчик у тел погибших.
- Этот парень должно быть очень красив...
- Это девушка!  - оспаривает мальчик.
- Да нет, это парень, - вступает в спор с ним солдат.
- Нет, это девушка, посмотри какие тонкие руки!
 -Не тоньше, чем твои! - отвечает солдат, рассматривая руку Либертин (Либертин одета в мужской костюм). Внезапно Либертин-Милен приходит в себя.
- Она жива, - восклицает удивленный солдат, когда Либертин вдруг очнулась.
- О боже, она жива! - только и смог произнести маленький барабанщик...
   И вот Либертин в полку, в палаточном городке английской армии. Любопытный капитан заходит в палатку, где находится Либертин и видя, что она спит, пытается посмотреть на женские прелести. Но главу армии застукивает барабанщик - тот мальчик, что нашел Либертин.
   И вот мальчика прилюдно наказывают розгами без ведома Либертин. Но она внезапно появляется ( в длинной белой сорочке - в чем и спала), берет розгу из рук полководца, влепляет ему по лицу и удаляется. Он разъяренный забегает к ней в палатку и швыряет одежду на пол - мол, теперь придется переодеваться при мне. Когда Либертин переоделась, капитан встает со стула и подходит к ней, явно с подозрительными намерениями. Либертин защищаясь, разбивает ему бутылку об голову. (Жестоко, но и киношно, к счастью.)
   И снова погоня на лошадях. Капитан находит Либертин у дерева - ее рука тоже в крови от осколков бутылки. Он берет Либертин на руки, и она уже не сопротивляется... В общем, увлекательная предистория любви, хотя и не без "драк".
   И казалась бы, что может быть банальней - Либертин и полководец... но нет. Она действительно в него влюбляется и их отношения совсем не похожи на разврат, скорее они говорят о романтических чувствах и нежном отношении друг к другу. (Недаром песня называется "Только бы они были нежными.")
  Но вот в полк солдат нагрянули подкупленные проститутки вражеской стороной. Они устроили кутеж с выпивкой и редкостным развратом, а утром армию атаковали... Среди проституток была и та, что стреляла в Либертин (конечно роль Милен нельзя понимать лишь в буквальном смысле.) Она убивает и возлюбленного Милен - капитана, когда тот выбегает из палатки, услышав взрывы снарядов.
  У Либертин с ее соперницей (в жизни на тот момент подругой и танцовщицей из ее команды -Софи Телье) завязывается нешуточная драка. Соперница Милен пинает ее в грязи и уже достает клинок, но Милен защищая свою жизнь, поднимает попавшийся в руки шпик и ее соперница на него натыкается...
   Милен спасает вскоре от смерти и маленького барабанщика. Особенно необычаен момент в клипе, когда черный конь появляется в туманной дымке среди леса. Верный конь мифической Либертин, появляющийся в нужные моменты?   
   Барабанщик же очень смел: он идет среди погибших солдат перед вражеской армией и ищет живых, и вот появляется Милен на черном коне. Мы слышим голос уже взрослого мужчины за кадром, говорящим от лица мальчика (таким образом он, уже повзрослевший поведал нам всю эту историю): "Мой отец предупреждал меня: ты встретишь смерть на большом черном коне, и если, к несчастью она остановится перед тобой, ни в коем случае не смотри на нее".
   Но Милен помогает мальчику вскочить на лошадь, и солдаты опускают ружья. Милен с мальчиком проскакивают мимо них, и удаляются все дальше и дальше...
   И вот голос уже выросшего мальчика за кадром заканчивает "Я никогда не видел ее больше; но я никогда не смогу забыть запах ее духов и нежность ее кожи, когда она вела меня к жизни."
   Здесь вспоминается начало фильма Лорана "Жак-бедняк", где изначальное повествование тоже ведется от лица человека, который знает нечто незабываемое и рассказывает нам об этом.
   В тирах клипа звучит музыка, которая существует и как песня. Это сингл "Pisque". (В ней есть слова, в отличие от варианта из клипа.)
     А вот что сама Милен рассказывает о сюжете этого клипа: "Мы в 18 веке.. действие происходит во время семилетней войны. Это история, которая происходит на территории Франции, между английской и французской армиями, где в главных ролях: Либертин, английский капитан и соперница Либертин, которая будет заниматься проституцией и… остальное я оставлю вам! Это было в лесу Рамбуйе, в самой его гуще. В общей сложности было где то 500-600 персонажей."

 "Sans Logique." ("Без Логики.") 1989г.
   Один из самых символических по своему сюжету клипов Милен...
   Милен готова быть названной сестрой, но ее используют ради представления, издеваются над ней - тем самым вынуждая к защите самой себя... Но Милен не приносит ее итоговая "победа" удовольствие, как тем, кто устроил все это зрелище. Пока остальных не беспокоит судьба их собрата и они подбирают брошенные зрителями деньги под проливным дождем, Милен плачет кровавыми слезами... Так я понимаю смысл этого достаточно оригинального клипа: конечно же, за тореодором, зрителями и Милен, с насильно одетыми железными рогами, кроется нечто гораздо большее.
   "Я не причастна к этому парадоксу. Смиритесь, что другая проскальзывает в меня, так как без логики я покидаю себя такая же дьявольская, как и ангельская", - поется в песне. Кстати, замечу, что Милен достаточно часто употребляет в интервью слова "парадокс", "двойственность", как и в некоторых текстах песен.

   "A quoi je sers..." (На что я гожусь.") 1989г.
   "Но боже мой, на что я похожа? Я совсем ни на что не гожусь. И кто может сказать в этом аду, что от нас ждут? И я признаю, что больше не понимаю, на что я гожусь..." - поет Милен в песне.
   Черно-белый клип, в котором Милен переплывает реку на лодке. В ее руках чемоданчик - будто она собралась в далекое путешествие. А ее перевозчик, лодочник - некий мистер с очень бледным лицом, сильными черными кругами под глазами и в черной шляпе. Он сильно напоминает мальчика в черной шляпе с фонарем в руке, неожиданно появляющимся на дорогах в фильме Лорана "Giorgino" ("Джорджино.")
   Милен встречают главные герои всех ее предыдущих клипов: Кукольник с куклой-марионеткой на руках, Тореодор, Капитан, Разукин и даже ее враг в лице женщины многоликих образов - Софи Телье, в миру. По сюжету клипов многие из этих героев погибли (может и от несчастной любви.)
    Клип вышел замечательным, как и текст песни и, конечно же, неповторимый вокал Милен. Вот, например, на что Милен годится просто великолепно!

   "Allan live." 1990г.
   В этом клипе использованы видео-записи из "En Concert" Милен. Но самое интересное, что в самом концерте вы не обнаружите это видео (В отличие, например, от клипа "Innamoramento". Видео, из которого сделан этот клип, присутствует также и в концерте "Mylenium Tour" и разнится с ним лишь небольшими художественными видео фрагментами снятыми "вне концерта".)
   Песня "Allan" посвящена Эдгару Аллану По, и конечно на нее трудно снять другой клип, подходящий по смыслу, и переплетающийся с текстом песни...
   Итак, каков клип... К развалинам и покосившимся силуэтам надгробий за железным решетчатым забором, идет монах. За его плечами - балонны с кислородом, ведь в следующую минуту он подожжет все это и в его сторону полетят клубы дыма. Но то, что присутствуют эти балонны, добавляет стилю клипа что-то от научной фантастики...
   В клипе также можно увидеть фигуру Милен на фоне горящих, покосившихся остатков надгробий (Кому-то это покажется готичным, кому-то мрачным... но то, что мы все там будем, очевидно, и от этого, к сожалению, никуда не деться.)
   На Милен длинное черное платье и черные перчатки, кроме того мелькает силуэт бегущей белой лошади и конечно же портрет Эдгара Аллана По, пылающий в огне:" Откуда возникает твой страх перед небытием, твой детский страх (Аллан, Аллан). Кто они, слезы твоих мучений? (Аллан, Аллан)."
   Что-то в этих словах бесспорно есть схожего и со словами Милен о ее собственных страхах в интервью.  Неоднократно Милен говорила и о своей любви к творчеству Эдгара По. Да и много лет спустя Милен упомянет этого классика литературы в своей книге: "Lisa-Loup et Conteur"(Лиза, Лу и сказочник):
"Лиза, не колеблясь, открывает какую-то колдовскую книгу..." Сказка, написанная Дамиеном, посвященная Аллану".
"Но... Это история, написанная тем самым мужчиной... который рассказывал что-то на кладбище!"-восклицает Лиза, которая чуть не свалилась с кресла (она увидела фотографию на книге).
"И... и... Аллан..."
"Да, это ведь уже умерший человек... Я его знаю, бабушка о нем часто говорила... Гаспар Аллан По? Или что-то в этом роде. Он писал фантастику... у него много страшных историй! Я это обожаю" - говорит она, ощущая, что в крови бурлит адреналин".
   В одном из своих интервью Милен также говорит о литературе следующее: "В юные годы, когда мы учимся в школе, нас из лучших побуждений заставляют читать классику и "основных" писателей. Моей реакцией был категорический отказ. Я не могу делать то, что мне приказывают... А позже мы начинаем искать какие-то объяснения, понимание, сходство с собой в произведениях литературы, живописи, музыки, пытаясь образно говоря, найти своего брата, свою сестру или отца. Так, я довольно поздно сама пришла к серьезной литературе."

"Desenchantee." ("Разочарование.”) 1991г.
   "Все, что меня окружает - это хаос. Все мои идеалы - лишь испорченные слова. Я ищу душу, которая сможет мне помочь. Я принадлежу к поколению разочарованных ..." - поется в этой песне.
   Лоран снял этот клип в Венгрии, неподалеку от Будапешта. В основе сюжета - колония, принудительные работы и Милен в качестве узницы. Но эта узница, которую по замыслу "не отличить" от мужчины, организовывает массовое восстание и побег. Да и кто может быть доволен не то чтобы условиями содержания, да и вообще таким явлением, как колония. А что до условий, то они - хуже не придумаешь: крысы, тараканы, гадость на завтрак, ужин и обед. Ну и таскание мешков в придачу за оплеухи...
   Узники вместе с Милен сбегают, но их путь все же преграждает река... На дворе зима и вплавь ее пересечь совершенно нереально: "Скажи мне, как действовать в этих встречных ветрах. Уже все бессмысленно и ничего не получится".
   Нужно заметить, что в своих клипах Лоран использует нередко "расширенный вариант" песни, то есть  это может быть совмещение песни с ремиксом на нее, просто звуковые отступления: ведь клипы Лорана достаточно длинные, а еще нужно и титры вместить...
   О съемках этого клипа существует документальный фильм, а также видео-интервью с Милен непосредственно со съемок клипа "Desenchantee".
   Кстати, однажды мне довелось повстречать в довольно многотиражируемой газете следующую странную информацию об этом клипе Милен, причем взятую в свою очередь не из менее популярных журналов. Было это давно, но все равно обидно, что некоторые СМИ так дезинформируют людей. Цитирую сие издание: "Сколь смелой должна быть фирма, чтобы согласиться на тиражирование такого видеоклипа Милены, как "Desenchantee" ("Лишенная чар"), где она на этот раз полуобнаженная служанка в исправительной мужской тюрьме (!!!), где над ней издеваются, раздевают окончательно, заставляют ложиться в постель, где бегают крысы и ежесекундно намекают на групповой секс, но в конце концов обманывают ожидания бедняжки."
   Вот такая вот "рецензия", ничего общего с действительностью не имеющая. И, к сожалению, такой откровенный бред в качестве статей о Милен не редкость. А с развитием Internet это стало настоящим кошмаром: нужно журналисту написать о Милен, он возьмет информации там и тут... И все бы еще более-менее, если бы везде она была похожей на действительное положение дел. А если еще человек пытается пересказать, не видя (слыша) никогда сам, то о чем он пишет... (Так, лично я, нередко читаю странные анонсы фильмов, заставляющих задуматься, каким местом их смотрел рецензент.)
   Для этого клипа Милен подстригла свои длинные волосы, сделав вполне привлекательную и идущую ей стрижку и в целом этой прической задала свой стиль периода альбома "L'autre".   
   Действительно, узник с длинными волосами смотрелся бы как, наверное, второй вариант "Sans Contrefacon". Впрочем был выход и не снимать кепки в течении клипа, но легкая смена имиджа для Милен тоже была важна, предполагаю. Какой человек не любит попробовать какие-либо модные веяния, особенно тот, кто занят артистической деятельностью. Тем не менее, больше Милен волосы не стригла настолько коротко...
  Вот, что когда-то говорила по этому поводу сама Милен (к слову, существует даже небольшая фотоссесия, где парикмахер делает ей стрижку): "Я может быть, вскоре отрежу волосы! Решиться на это не так легко, но я очень люблю стиль "под мальчика", который был у Джейн Биркин (Jane Birkin) во времена фильма "Я люблю тебя, себя - уже нет". Кроме того образ Милен в этом клипе, по мнению некоторых французских журналистов напоминает героев книг Чарльза Диккенса. И сама Милен говорила в интервью во время съемок этого клипа, что на образы этого клипа повлиял "Оливер Твист" Диккенса, что они с Лораном оба очень любят эту книгу, а также фильм по ней Дэвида Лина.
  Мне же вспомнилось, как в свое время отец купил для меня эту книгу и вообще в нашу библиотеку, очень ее нахваливал и рекомендовал мне ее обязательно прочесть.
  И вот в 2008г. снова беру эту книгу в руки: "Приключения Оливера Твиста"- это история о мальчике, который растет сиротой сначала в приюте, а потом в трущобах большого города. В романе Диккенс отразил свое нелегкое детство - бедность, голод, скитания."
   На съемках клипа, судя по видео, чувствовалось, что Лоран действительно фанат своего дела в хорошем смысле этого слова. Он очень увлеченно работает. Лоран ходит по съемочной площадке и всем детально объясняет их действия. Особенно забавно наблюдать, как Милен его послушает и уже в сторонку уходит, а он ее придержит за руку или плечо, и давай далее объяснять "суть проблемы". Действительно поглощенный творчеством человек. И если бы не такие люди, в мире, думаю, было бы очень мало настоящего искусства.
   Клип снимали в 6 километрах от Будапешта. (Очень жалко, что не чуть раньше, так как я могла бы ненароком побывать возле этих съемок, в виду моего более-менее длительного присутствия, пусть по большей части и малоосознанного, в Будапеште. Но все равно приятно...)

 "Regrets. "("Сожаление.") 1991г.
   Один из самых трогательных, атмосферных и печальных клипов Милен. Сама песня "Regrets" - это наверное самый известный дуэт Милен (Дуэт с не менее известным в свое время французским певцов - Жан-Луи Мюра.) Этот клип черно-белый...
   Начало клипа завораживающе: из тумана выезжает старый трамвайчик. Его конечная станция -кладбище. Мюра навещает могилу своей возлюбленной. Ее играет Милен. Она появляется из тумана: они гуляют и безмерно счастливы от встречи друг с другом. Но вот приходит время расставания, и возлюбленная исчезает снова.
   Это необычно отображенная встреча. Встреча в мечтах с теми, кого уже никогда не будет рядом, о тех, кого нам не хватает, но память о ком мы храним.

"Je t'aime melancolie." (“Я люблю меланхолию.”) 1991г.
   Милен решила попробовать себя в боксе. Битва с тем (в клипе конечно - с кем), из-за чего приходится меланхолию полюбить? Кто не любил и не впадал от этого в меланхолию, особенно когда счастье недостижимо? (Хотя конечно всякое возможно.)
   Милен однажды сказала : "Я очень люблю состояние грусти, даже если иногда оно мучительно. Можно позволить себе немного расслабиться, порой до слез. В конечном счете, грусть такое же богатое чувство, как и радость. И именно чувство грусти объединяет артистов, писателей, художников."
   Лоран любит начинать повествование постепенно, например, показывая вначале ноги (человека, катящего коляску; идущих на дуэль; солдатов, находящих раненных; в данном случае -тренирующуюся Милен). Впрочем - это далеко не характеристика стиля Лорана, всего лишь, маленькое наблюдение...
   Этот великолепный клип, в съемках которого участвовал настоящий боксер из бывшей Югославии. Некоторые задаются вопросом, почему он такой худой. (Просто это такая весовая категория, подстать противнику).
   В клипе Милен сражается на ринге, и параллельно снято видео, где она танцует в чулках и прочих "эротических атрибутах" с группой поддержки (танцорами). Кстати, создатель этого костюма - Жан-Поль Готье (и некоторые любят говорить по этому поводу что "раздел" Милен в клипе именно Готье.) Сражается Милен на ринге также в этом одеянии, которое великолепно смотрится на ее фигуре.
   Но очень скоро обычный бой между Милен и боксером перерастает в нечто большее - настоящую борьбу, где не нужны ни судьи, ни боксерские перчатки.
   Милен побеждает, но она тем не менее несчастлива.
   С переносом на жизнь, весь этот ринг - необходимость, защита. И победа мало что меняет, только дарит новую печаль, продолжение меланхолии от того, что побеждать нужно вообще.
   Для этого клипа Милен специально тренировалась, что бы как можно лучше сыграть свою роль. Ее растяжка очень хорошая, и боксирование смотрится по-моему вполне натурально. (Хотя я и не знаток бокса).
   Если уж Милен берется за что-то, то подходит к этому всегда серьезно - много готовится, тренируется. Несмотря на то, что это отнимает у нее немало сил, требует выдержки, терпения...
   Милен трудится, чтобы достичь наилучшего результата. Ведь артист - это конечно не только цветы, и поклонники. Это прежде всего большой труд (и талант); любовь к такого рода занятиям, усердие во имя результата и самореализации.
   "Я хочу провести свою жизнь в постели... Когда все окутано мраком, страдание - моя подруга. Долгое, кислое самоубийство. Я люблю тебя, меланхолия.. Вся моя душа в слезах. Все мое существо шатается. Приди же, я тебя прошу. Ведь это и твоя подруга тоже. Это - эликсир моего бреда. Я люблю тебя, меланхолия... Я хочу провести свою жизнь, паря в мечтах..." - поет Милен в песне.
   Вот такая Милен - хрупкая и вместе с тем очень сильная.

  "Beyond my Control. "("Вне моего контроля.") 1992г.
    Этот клип Милен некоторыми моментами напоминает, как неудивительно, фильм Кополлы по книге Брэма Стокера "Дракула". Но напоминает в основном завораживающими моментами. ( Ну разве еще волками и "вампирскими кусаниями.")
    В клипе Милен идет босиком в красивом длинном белом платье, подпоясанным атласной лентой. Ее легкое платье развевает ветер, земля и вообще окружающая природа атмосферна и больше близка к миру фантастического, нежели реального (подобную оригинальность и художественность можно найти во многих клипах Лорана, а также можно вспомнить и отдельные эпизоды из фильма "Сталкер" Тарковского...).
   В клипе Милен видит любимого человека с другой. Милен была счастлива, но ее обманули. И вот она у столба, словно приговорена инквизицией, пылает в огне. (Некоторые французские журналисты даже вспоминают Жанну Д'арк.)
     Изменившего возлюбленного сыграл Фредерик Лагаш (Frederic Lagache), уже игравшего кукольника в клипе Милен "Sans Contrefacon." В откровенных сценах с любовницей его дублирует Кристоф Даншо (Christophe Danchaud) - хороший друг певицы и танцор в "En Concert", "Live a Bercy", "Mylenium Tour" и ряде телевыступлений Милен, кроме того постановщик и руководитель хореографии для концерта певицы "Avant que l'ombre"  и др.
    К счастью, в конце клипа от костра остается лишь легкий дым от пепелища, а Милен - жива... Но огонь  - это конечно метафора. Это символ души, словно горящей в огне из-за боли предательства.
    Милен поет в песне: "Я не понимаю, почему у меня пальцы в крови" - в клипе можно увидеть  иллюстрацию этой фразы... Также мы видим волков и ее любимого, что предал ее. Его рот в крови и беззвучный крик делают похожим на волка и его.
   Мрачный клип, как, впрочем, и текст песни...

   "Que mon coeur lache." ("Моя душа разрублена.") 1992г.
   Этот клип снят для Милен Фармер Люком Бессоном в студии d'Arpajon, которую арендовали на четыре дня для съемок.
   Почему режиссером клипа выступил Люк Бессон? Милен рассказывает: "Мы с Лораном оба знаем его, он однажды пригласил нас в прекрасную поездку на ледяное поле, когда он снимал "Атлантис." (На плавучую льдину на "Северном полюсе" - прим. автора). Так что этот выбор оказался очевидным. Он согласился." "Люк Бессон это человек, который может быть удивительно любезным... Но мы так мало видимся... Я обратилась к Люку потому что в этот период я не могла ничего попросить у Лорана, который, возможно, и сам не мог мне ничего дать, настолько он был поглощен желанием создать "Джорджино".    
  Этот клип Милен действительно довольно забавный. Начинается он с диалога: пожилой мужчина в костюме, на небесах среди облаков (он естественно воплощает Всевышнего) просматривает газеты. Произнося "Иисус Христос" (примерно как говорят "Боже мой" или ныне модное "Oh my God") появляется, словно по зову, Иисус. Но это было конечно только восклицание. Вседержитель просит прислать ему лучшего ангела.
   Ангела играет Милен. Люк очень точно прочувствовал то, что бы подошло ей. Я думаю, что это очень удачный образ. Кстати, вспоминается и фильм Бессона "Ангел А", хоть сюжеты и не похожи, но возможно, как и любому творческому человеку, Люку был интересен сюжет о ангеле на земле и он решил его развить (конечно ангеле не в строго каноническо-христианском смысле.)
   Милен-ангела посылают на землю, чтобы она нашла прекрасную и простую вещь  - любовь.
   И вот Милен-ангел возле какого-то ночного клуба с "фейс-контролем". Но не среди целующейся пары неподалеку, не среди естественно проституток и примерно подобного общества данного клуба, она не находит чувства любви. Кроме того мужчине, ударившего по лицу женщину, Милен также (вместо пострадавшей) "невидимо" дает сдачи. (Здесь Бессон, думаю, хотел показать, что он не делает параллели своего клипа с ортодоксальным христианством в плане известной заповеди: "Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую."
   Возле клуба есть и прибор, вроде лекарственного средства для страдающих астмой, с названием "Love".
   Чтобы попасть в клуб и поискать любовь там, Милен-ангел тоже одевается в соответствующей манере. Вместо белого платьица-пачки ("Белое платье от Azzedine Alaua... Я с удовольствием носила его," - говорит Милен в одном из интервью) на ней теперь черное, сексуальное вечернее платье.
    Она попадает в клуб и видит полуобнаженных людей, танцующих в легких покрывалах. Здесь Бессон конечно же сделал параллель с текстом этой песни, написанным Милен "Страх вторгается в наши забавы. Ты - между нами, резиновая похоть. Любовь страдает. Время - пластическая любовь."   
   "Я не хочу сказать "пользуйтесь ими" (презервативами - прим. автора) или "не пользуйтесь ими". Ответ очевиден. Вам приходится ими пользоваться, и это не является "посланием", которые многие ищут в этом клипе." Нет вообще никакого послания в этой песне! Что делает нас несчастными, так это наша беззащитность перед ним (СПИДом). Эта штука пришла оттуда! Единственное, что нам остается - это защищать самих себя. Конечно - это ранит, это очень трагично. Любовь абсолютно извращена. Но я не говорю чего-то нового, просто все это так болезненно..." - говорит Милен об этой песне. К слову, в 2008г. появился новый вид продукции от Милен Фармер. Это новшество -презервативы с буквами "MF" и фразой из песни Милен "Degenaration." И я думаю, в этом нет ничего ужасного, так как широкая аудитория Милен по-возможности будет под защитой.
   Но вернемся к клипу. Сердце Милен не выдерживает "Земли" (Опять же название песни "Мое сердце разрублено" или "Моя душа разрублена") и она попадает снова на небеса.
   Милен-ангел, только что вернувшись с Земли с вульгарной походкой, в откровенном платье подходит к Всевышнему и надувает огромный пузырь из жвачки. А потом невинным взглядом смотрит на нас с экрана "А ангел-Милен в чем виновата? Так, прогулялась по Земле, нахваталась."
   Милен выступила с этой песней на французском телевидении. В одной из программ с этим ее выступлением, Милен подарили книгу-альбом, касательно фильма "Никита" Бессона.
   Кроме того, Милен выступила с таким же номером на эту песню в США, в Монте-Карло, на церемонии вручения музыкальных наград (где выступила тем не менее с французским вариантом этой песни, хотя есть и версия на английском). Но в конце выступления она пожелала всем хорошей ночи, на англ. яз). Чувствовалось, что Милен волновалась во время выступления в США, но тем не менее выступила она замечательно. А еще в зале сидел Майкл Джексон, (на которого Иисус в клипе нечаянно "уронил крест.")

     "XXL", 1995г.
    Данный клип как нельзя лучше подходит под музыкальное полотно песни: звуки электрогитары в духе мелодичного поп-рока и движущейся поезд; "летящий, воздушный" припев и Милен, стоящая "на носу" двигающегося состава в красивом длинном платье с развевающимися тканями на ветру. Милен будто статуя богини на носу древнего корабля. Различные пассажиры поезда: дети и старики, богатые и бедные. Несмотря на видимые различия всех их объединяет одно: желание быть счастливыми.
   А вот что сама Милен рассказывает об этом клипе: "Поезд - это путешествие, правда в клипе он использован не столько по этой причине. Это была идея режиссера Маркуса Ниспеля и, по-моему, это была очень, очень хорошая идея, также идея показать внутреннюю часть поезда, а также всех этих детей снаружи... все эти жизни... Маркус Ниспель - это немецкий режиссер, живущий в Лос-Анджелесе, я полагаю. Он снимает разные клипы, но он никогда до этого не работал с французскими артистами, разве что с Аленом Шамфором (Alain Chamfort), клипы которого мне очень нравятся. Это очень талантливый режиссер. Я дала ему песню и спросила, что он об этом думает. Мне было необходимо (во всяком случае, мне так хотелось), чтобы кто-то привнес что-нибудь со стороны, предложил новый взгляд.
   Это снималось в Лос-Анджелесе. Меня действительно привязали к носу паровоза, и... О, Боже, это длилось 4 или 5 часов, я не могу сказать точно... Я даже не могла сойти с поезда, а он и в самом деле двигался, иногда с огромной скоростью. Это было удивительно!"
   Маркус Ниспель снимал клипы для многих известных исполнителей. Например, также для Bryan Ferry, Janet Jackson и Elton John.

 "L'instant X."  ("Вещество Х.") 1995г.
   Это видео действительно в канонах жанра того, что в "классическом варианте" именуют клипом: одна основная "фишка" (в данном случае пена), певица поет - а остальное все уже не так важно.   
   Тем не менее, клип неплох, но опять же, в нем нет сюжетной линии, таинственных символов и притягательных образов, которые есть в клипах Лорана.
   Но все же образ Милен и в этом видео очень красив: яркие волосы и губы, эффект с выбеленным, однотонным цветом кожи. Акцент сделан на интересную мимику Милен и ее необычные и красивые черты лица. 
   Кроме того у Милен в клипе достаточно оригинальный костюмчик (как раз для богини, насылающей пену, вещество Х"): белые куски ткани скреплены рядом прозрачных лент на боках и все это представляет собой белое, фантастическое мини-платье. К счастью в клипе, несмотря на "пенное наводнение" (интересно, сколько бутылок пены для ванн вылили) все живы.
   В общем клип неплохой, но были и поинтересней, в том числе и "XXL".

   "California", 1996г.
   Режиссером этого клипа выступил Абель Феррара. Это известнейший режиссер, имеющий свой стиль и никогда не снимающий ничего скучного и заурядного.
   Он также снял Мадонну в одном из своих фильмов. Этот фильм крайне провокационный - он в свою очередь о том как снимали фильм, вернее о том, что происходило с режиссером и актерами во время съемочного процесса.(А происходили с ними не самые лучшие вещи наркотики, разврат и т.д. Хотя фильм больше психологический.) И что удивительно, Мадонна за свою многолетнюю историю попытки кинокарьеры, впервые удостоилась похвалы критиков.
    Идея клипа "Калифорния" крайне ясна и извечно актуальна. Клип о тех вещах, которыми нередко наполнено светское и не только общество. Наверное, уже никого не удивляет седовласый, не особо привлекательный, но успешный бизнесмен и молодая девушка в качестве его жены. И если раньше все больше рисовали картины "Неравный брак" (где грустная девушка идет под венец с крайне пожилым мужчиной, и понятно, что не по своей воле), то сейчас этим все больше почему-то гордятся. 
   Абель Феррара создал два параллельных образа, которые воплотила Милен на экране: светской дивы, спутницы богача и известного человека, который относится к ней как к приложению - показаться в свете, нарядив в то, во что он пожелает, и образ... проститутки - где те же по сути отношения не прикрыты дороговизной. Элегантная мадам и вульгарная женщина, сутенер - и богатый бизнесмен... их объединяет то, что их "любовь" исключительно из-за денег.
   И в итоге светская дама из окна машины видит на тротуаре себя, но уже как откровенную проститутку (два этих образа воплотила Милен, поющая о Калифорнии), ловящей клиентов у дороги  - но не в вечернем платье и элегантной, а в блестящих красных сапогах, с вульгарным макияжом и в курточке расцветкой под леопард (кстати, некоторые элементы сего одеяния мы можем увидеть, как ни странно и в повседневной жизни. Возможно, кто-то считает, что это красиво...)
   Роли "сутенера" и "богатого ловеласа" в клипе сыграл актер Giancarlo Esposito ( известный по фильмам "Malcolm X", "Smoke", и сериалу NYPD.)
   Кстати, один мой друг, поклонник Милен обратил мое внимание на то, что среди проституток, мимо которых проезжали по сценарию машины в этом клипе, было и пару трансвеститов. Я пригляделась и похоже, что это похоже на правду (к тому же там действительно у всех искусственное почти все, в том числе в наличии парики и накладные ресницы.)
   "Девочки" в клипе были настоящие, но вот Милен на их фоне смотрелась натурально и утонченно. Милен худенькая, изящная...
   Кстати, однажды я совершенно случайно увидела отрывок из клипа Милен "Калифорния" по ТВ, в программе типа "Дежурная часть", в репортаже о проституции (вставили отрывок из клипа, где бульварные девицы у дороги).
   Пожалуй это самый оригинальный клип "нового периода творчества" Милен - не просто эротика, и не закос под Лорана, и не обычный поп клип, который украшает лишь Милен и песня. А еще Феррара не поленился и снял рекламный плакат с ковбоем Мальборо. ( Его мельком упоминает Милен в песне - своего рода ассоциация с Америкой. Про "ресторан бутербродов и мороженого" Милен не пела, но возможно Абель либо хотел есть, либо... просто попался по дороге этот "символ Америки".)

  "Comme J'ai Mal." ("Как мне больно.") 1996г.
    Клип, который трудно смотреть без слез. Клип о ребенке, который прячется от своего жестокого отца в шкафу. Вместо конфет и сладкой жизни у маленькой девочки лишь кусочки сахара. Милен иногда как бы становится этой девочкой, прячущейся в шкафу.
   Интересен и необычен образ Милен в роли лесной феи...
© Мария Сергина "Милен Фармер и Лоран Бутонна-Фея и Сказочник"./
Maria Sergina "Mylene Farmer et Laurent Boutonnat-la fee et le conteur".Chapitre: Les clips 1984-1996.
Все права защищены. Использование всей книги или ее фрагментов невозможно без письменного разрешения автора. Интерпретация текста и авторских идей Марии Сергиной запрещены.
http://proza.ru/avtor/mariasergina
http://sergina.wordpress.com
E-mail:allan9@bk.ru