Клипы Милен Фармер с 1999 по 2009 гг

Мария Сергина
 
  "L'ame-Stram-Gram." 1999г.
  Один из лучших, на мой взгляд, клипов Милен (Из тех, которые снимал не Лоран.) В нем нет более современного и "популяризированного" изображения, как в клипах Хаусмана (несмотря на оригинальность их сюжета и огромный профессионализм), некого легкого подражания Лорану (хотя порой это может происходить не специально или же продиктовано стилем Милен, как у Ханса.) Конечно клипы "Fuck them all" и особенно ""Redonne-moi" чрезвычайно хороши, но клип "L'ame-Stram-Gram" завораживает чем-то новым - все же дает о себе знать национальный калорит.
  Милен в образе колдуньи (или феи - недаром в песне она нашептывает "L'ame-Stram-Gram") просто необычайно красива: длинные волосы, "сказочное" платье и, в общем, атмосфера китайского кинематографа.
  Снимался клип в Китае, в Пекине, выходцем из Гонконга Ching Siu Tung (он, кроме того, режиссер фантастического фильма "Histoires de fantomes chinois.")
 
"Je te rends ton amour." ("Возвращаю тебе твою любовь.") 1999г.
  Этот клип хорошо иллюстрирует текст песни. Текст о том, как Милен полюбила, а ей просто воспользовались, обманули ее.
  Милен в клипе играет слепую девушку, то есть она не видит обмана человека, она исповедуется, открывает ему душу. Он же становится демоном - рушится костел, гаснут свечи, любовь тождественна крови, боли. Милен снимает обручальное кольцо с пальца под слова "возвращаю тебе твою любовь" и в конце клипа Милен топит кольцо в крови (краске конечно) на полу.
  В целом идея с текущей по полу кровью в костеле напоминает момент из фильма Кополлы "Дракула", где Элизабет, погибшая жена графа Дракулы лежит в костеле... и также начинает течь кровь по полу. (Лично мне вампиры и их превознесение непонятно за какие заслуги несимпатично, но с точки зрения кинематографа этот фильм Кополлы имеет ряд интересных решений - он очень художественен и над этой художественностью действительно работали, а не натыкали кучу спецэффектов, так что реального фильма не разглядишь, как например в "Ван Хельсинг." Всего должно быть в меру.)
  Комната для исповеди, где находится Милен в одном из моментов клипа, есть только в котолических костелах. То есть в православных храмах вообще никогда не рассказывают на исповеди историю жизни - только перечень грехов ( которые некоторые, чтобы не забыть, даже пишут на бумаге.) Священник с человеком тоже особо не беседует - он просто "проводник между человеком и богом."
  Тем не менее если в современных католических храмах все красивенько - красочные иконы, статуи, как из детских книжек с картинками, то в костеле, где Милен, напротив - запустение. Статуя Христа... что-то похожее на фильм Лорана Бутонна "Джорджино." Статуя демона - в стиле гротеск.
  Клип снимался в аббатстве Notre-Dame-du-Val a Meriel (Val-d'Oise), в строении 12 века. Костюм для Милен создал известный всему миру модельер Джон Гальяно. Его приглашали также создать костюмы для концертов Милен "Mylenium Tour", но он по каким-то причинам отказался.
  В клипе, чтобы видимо не проводили параллели только с христиантством, Милен в исповедальне сложила руки, наподобие буддистских монахов во время медитации.
  CSA (цензурный комитет) дал клипу неблагоприятную оценку - "без цензуры никуда". Клип показал полностью телеканал M6 и в результате CSA решил, что клип нужно частично урезать, а весь его показывать только после полуночи.
  "Polydor" и "Stuffed Monkey" выпустило видео-кассеты с клипом, в оформлении были фото со съемок клипа работы Claude Gassian. На видео-кассетах была также пометка (по-моему, имеющая совершенно обратное действие, нежели необходимое цензурному комитету) "Le clip censure." Тираж продаж составил 70000 экземпляров, весь доход, как известно Милен направила на благотворительность в организацию Sidaction.
  "Клип "Возвращаю твою любовь" показался людям из цензурного комитета слишком мрачным, особенно та сцена, где меня можно увидеть погруженной в кровь. Именно это "купание" и пошло под нож на всех телеканалах. Но спокойно осталась на видеокассетах, весь доход от успешной продажи которой, я направила на борьбу со СПИДом" - рассказывает Милен в одном из своих интервью.
  Милен также выступила с этой песней на открытой сцене на стадионе в 1999г. На ней было платье из клипа.
  Кроме того известно еще очень красивое телевыступление. Милен вновь в великолепном платье из клипа. Певицу показывают то на фоне каменной стены в узком коридоре (выступление снимали явно в неком старинном архитектурном сооружении), то на фоне старинной деревянной двери, которую она не может открыть (метафора разумеется). Милен смотрит сквозь железные резные ворота, она спускается по длинной каменной лестнице уставленной свечами. За съемку таких телевыступлений можно премии отдельные давать - вот это творческий подход не только Милен!
 
 
  "Souviens-Toi Du Jour." ("Помни о дне.") 1999г.
  Идея с огнем, конечно не новаторская, но все же этот клип достаточно симпатичный. Милен с прической и макияжем в стиле современной модели. На ней серебристое, полупрозрачное и воздушное платье, словно паутинка. Изюминки в клип добавляют старинные предметы интерьера - репродукция картины с девушкой явно времен Средних Веков (или же это просто стилизация), старинные часы, пачка писем, перевязанных лентой (правда по конвертам видно, что "Авиа", но никто же и не утверждал, что дело тоже в Средних Веках происходит, да и так лучше видно, что это конверты из под писем). Милен бродит по дому, охваченному огнем. А ее полупрозрачное платье и изящные движения очень сексуальны.
  Во время приезда Милен в Россию с "Mylenium Tour", в некоторых музыкальных программах на каналах типа РТР (сейчас уже "Россия") даже показали этот клип, что было большой радостью лично для меня. Ведь новинки доходили до поклонников не из Франции или крупных городов достаточно долго, ведь Интернет тогда еще был доступен далеко не везде.
  Конечно, крутили и ее старые клипы, причем, просто в дневное время между программами. И я даже слышала, что в то время по одному из каналов полностью показали концерт Милен "Live a Bercy".
 
  "Optimistique-Moi." ("Дай мне оптимизма.") 2000г.
  Великолепный клип и неплохая иллюстрация текста песни Милен. А актера, играющего иллюзиониста очень удачно подобрали, по моему мнению. (Мне сразу вспомнился замечательный фильм "Иллюзионист" - лично я смотрела его с огромным интересом.) Во всяком случае, играл он очень убедительно, сразу видно, что есть актерский талант. Для съемок в клипе Милен специально тренировалась двигаться, стоя на шаре.
  Также превращение иллюзиониста в старца дают явный намек на то что "Папа", "Отче" - это Бог (Бог-отец, которого часто изображают в виде седовласого пожилого мужчины" (есть еще Бог-сын - Христос и Святой Дух, которого изображают обычно в виде белого голубя. Все это составляет "Святую Троицу" - то есть одного единого Бога.
  Данный клип снят Майклом Хаусманом в Праге. Этот режиссер снял также клип для Мадонны на песню "Take a bow" в 1994г. (Кстати, когда я впервые посмотрела этот клип Мадонны, он мне очень-очень понравился. Действительно, очень жизненная история. И только спустя некоторое время я вспомнила, что к режиссеру этого клипа обратилась и Милен для работы над "Optimistique-moi.") Кроме того Майкл Хаусман автор "La Chasse au rhinoceros a Budapest" вышедшего в 1997г. с актером-певцом Ником Кейвом (Всем известный вольный и фаталистический интерпретатор преданий Библии, певец, обладающий интересным и "настоящим мужским" тембром.)
  Милен также получила награду за этот клип, как за лучший клип года на премьере церемонии награждения от телеканала M6 - "М6 Music Awards", которая состоялось девять месяцев спустя после NRJ. Получая награду, Милен сказала: "Я пришла на этот вечер чтобы сказать слова благодарности Барбаре, Лорану Бутонна, Ализе и публике - для вас я хотела бы сказать, что моя самая красивая история любви, это - вы."
   На церемонию награждения была приглашена достаточно авторитетная и известная публика- Johnny Hallyday, Lenny Kravitz, Moby, Jennifer Lopez. Ализе, на тот момент подопечная Милен и Лорана, одержала победу в номинации "открытие года". Она также присутствовала в зале и чуть не прослезилась на словах Милен о своей публике.
 
  "Innamoramento." 2000г.
  Клип представляет собой исполнение этой песни Милен во время концерта "Mylenium Tour" и видео-отрывки, снятые отдельно: Милен с естественным макияжем, в белом простом платье в духе "романтичной крестьянской девушки" лежит на зеленой траве в лесу "в позе эмбриона" (кстати, считается что люди, которые любят спать в такой позе, чувствуют себя одинокими.) Вероятно - это и есть то место мечты, фантазии "Innamoramento." Милен смотрит на озеро, оперевшись спиной на массивный ствол векового дерева, она гуляет по полю, касаясь пальцами высоких трав. Милен приспустила в конце клипа и одну шлейку от платья, обнажив плечо. У меня мысли по этому поводу, что это Милен придумывает сама: как и, например, на концерте "Avant que l'ombre", во время исполнения "Q.I."
 
  "Les mots." ("Все слова.") 2001г .
  Какую же историю можно снять о француженке и этническом африканце? (Милен поет в дуете с прекрасным певцом Seal/Cил, наиболее известным по романтической песне "Kiss from a rose".)
  Милен поет в основном партии в песне на французском языке, а Сил преимущественно на английском. И вот прекрасная идея Лорана Бутонна, уносящая нас в мир приключенческих историй в духе Жюль Верна или Даниэля Дефо: двое на плоту посреди моря и судя по всему единственные, кто спасся после кораблекрушения...
  Это первый клип для Милен, снятый Лораном после продолжительного перерыва. (Последним был клип "Beyond my control".)
  Клип снимался в студии "d'Arpajont", где когда-то Лоран уже снимал для Милен клип на песню "Sans Logique" в 1989г. На задумку данного видео повлияло полотно Theodore Gericault "Le Radeau de la Meduse." Картина в свою очередь запечатлела ужасное событие июля 1816г. - кораблекрушение "La Meduse." На борту находилось сто пятьдесят человек... Погибли и те пятнадцать человек, которые не попали в водоворот тонущего корабля и уцелели вначале по разным причинам... В то время стоял остро и расовый вопрос...
  Милен выступила с Силом с этой песней на церемонии "NRJ Music Awards" 19 января 2002г. Она была в черных брюках и в "романтической" черной кофточке. Сил выступал в черных брюках и черной рубашке. Они стояли на сцене залитой туманом, а позади них на экране показывали то пустыню, то капающую воду, то распускающиеся цветы - но больше имеющие отношение не к четкой, а абстрактной графике. Сил, кстати, очень высокий. Несмотря на то, что Милен не низкого роста и была к тому же на огромных каблуках, Сил был выше ее на целую голову. Вообще на Сила приятно смотреть на выступлениях с Милен - очень артистичный певец и не наигранный.
 
  "C'est une belle journee." ("Какой прекрасный день.") 2002г.
  Клип-анимация из рисунков Милен под чутким режиссерским руководством тогда еще просто (для Милен) мультипликатора Бенуа ди Сабатино. Он из общества "Antifilm", специализирующегося на выпуске многосерийных мультфильмов, таких как "Flight Squard" или "Tribal X". Теперь Бенуа - близкий человек певицы и похоже они действительно очень счастливы вместе. А Милен вообще просто расцвела на мой взгляд. Давно не наблюдалось в ее интервью некоторой откровенности и, в общем-то, официально подтвержденных ею отношений личного плана (хотя конечно судя по некоторым фото сомнений в этом не оставалось.) Видимо Милен чувствует, что это он... и он не против некоторой открытости для публики (чего был, предполагаю, против Лоран. Ведь "продюссер" и его любовь с той, что исполняет его песни, кажется банальным и только бы мешало обоим, их нормальным отношениям.)
  Вот что Милен рассказывает о своем знакомстве с Бенуа: "Мне нужно было найти режиссера мультипликатора для клипа на песню "C'est une belle journee." А Бенуа как раз режиссер и продюсер, и он моментально влюбился в маленького героя, которого я нарисовала для клипа."
  Но вернемся к клипу... Его герои: одинокая девушка, которая как и Милен "мечтает, вздыхает и скучает" - ей тоскливо одной (здесь конечно же параллели с Лизой из книги Милен - одинокой девочкой, которой тоже очень тоскливо), овечка (друг девушки, хотя мне лично все время хочется назвать овечку-собакой, потому что я лично "знакома" с пятнистой, толстой и ушастой плюшевой игрушечной собакой, крайне похожей на эту овечку. Впрочем, все в этом мире относительно...) Но одиночество Лизы в клипе скрасит внезапно появляющейся мальчик (видимо Лу, опять же из книги Милен), который начинает летать на шарике, прыгать с овечкой и все в итоге счастливы. Забавная, симпатичная и трогательная история.
  Известно, что Милен также проиллюстрировала свою книгу "Лиза, Лу и Сказочник" собственными рисунками, и кроме того, оформила обложку для книги Марка Леви "Где ты?" (Было время, когда у Милен судя по всему была любовь с этим человеком. Во всяком случае есть фото, где можно увидеть Милен и Марка в Лондоне, гуляющих за ручку и обнимающихся на улице.)
  Милен можно было увидеть также с песней "C'est une belle journee" на телевидении в 2002г. Она выступала в черных капри, белом джемпере с V-образным вырезом и в шляпке с рисунком - "квадратами", которую можно увидеть и на певице Ализе в одной из фотосессий. Милен и Лоран Бутонна на тот момент продюсировали Ализе и был как раз период промоуции ее дебютного альбома.
  Кстати, когда стало известно, что Милен передала Бенуа свои рисунки для работы над клипом, его сайт просто облепили поклонники певицы. Но он соблюдал конфедициальность и, несмотря на активность фанатов, хранил молчание. Некоторые поклонники уже стали сомневаться в достоверности новостей, но они конечно оправдались.
 
"Pardonne-moi." ("Прости меня.") 2002г.
  Второй клип Лорана для Милен после долгого перерыва в их "видео-сотрудничестве."
  Я думаю, что никто не может, так как Лоран, точно уловить и показать в видеоряде все оттенки мимики Милен, ее чувства, эмоции и так показать ее лицо. Милен уже не столько лишь вживается в роль, сколько, на мой взгляд, роль написана сугубо под нее и раскрывает ее индивидуальность. Ну и конечно только композитор может создать нечто наиболее иллюстрирующее им же сочиненную песню.
  Несмотря на казалось бы, незамысловатый в сравнении с ранними клипами Милен, сюжет, Лоран может создать нечто фантастическое даже из относительно простых вещей: Милен с полуоткрытыми плечами и длинными распущенными волосами, акцент сделан на ее мимике, на выражении ее лица во время пения. Туман..., Милен в свете молнии, всадник ( "принц", согласно тексту песни), глаза Милен, которые иногда становятся благодаря специальному эффекту будто взглядом призрака - все необычайно и таинственно.
  Во французской прессе можно встретить такие отзывы о клипе: "Арабский таинственный всадник... Как будто "принца" зовут, но он не может найти путь, домчаться до зовущей. Милен то в качестве слепой, то кающейся."
 
  "F.. them all." 2005г.
  Один из самых известных и действительно запоминающихся клипов Милен относительно недавнего периода времени. Его так часто показывали по российскому телевидению (а клип действительно хорош...), что его не видел наверное только тот, кто вообще никогда не включает телевизор.
  Клип снимали в Румынии. Его режиссер - Августин Вилларонга. (Agustin Villaronga). В клипе Милен играет себя и "Marie-мученицу (martyre)", которая заперта в клетке, подобно птице.
  В целом клип достаточно символичен. Например, Милен разбивает зеркало, а в зеркале часто можно увидеть предсказание будущего или же это дверь в другой мир или в другое время в некоторых сказочных или фантастических фильмах.
  И вот Милен видит себя, погибшую "Marie martyre" (кстати, настоящее имя Милен - Мари Элен Готье), а вдалеке виднеется пустая клетка. Милен будто достает меч из "Marie" (это нужно понимать конечно не буквально, а символически - то есть находит силу бороться) и идет по направлению к чучелам, кстати, отдаленно напоминающим и некоторые ее рисунки - нечто вражеское, мрачное. Видимо они и символизируют тех, кого нужно "послать".
   Вообще эти чучела с птичьими черепами придумал швейцарский художник Мартиал Лейтера и по его задумке они воплощают в себе наихудшие проявления человеческой природы. Милен попросила разрешения у художника использовать в клипе эти чучела, и он конечно согласился.
  В конце клипа потолок клетки, где сидит Милен-Мари опускается, но Милен успевает победить и спасти Милен-Мари... (То есть себя.)
  Стоит отметить и образы Милен в клипе. В клетке она с короткой стрижкой, так сказать, "креативной". И второй образ Милен: прическа с шиньоном (длинные завитые волосы) и бархатное длинное черное пальто, напоминающее немного средневековую накидку.
  Милен в клипе сама скачет на лошади по заснеженному лесу. Вообще Милен стоически выдержала съемки этого клипа - было достаточно холодно и если все ходили в зимних куртках и шапках, то Милен приходилось сниматься без зимней, теплой одежды (см. видео-бонус о съемках клипа.) Право, не будет же она в клипе, например в шубе, на коне скакать. Милен замерзала так, что ее даже потрясывало, правда периодически ее отогревали.
  Многие критики любят подсчитывать, сколько стоил клип. Но лучше пусть певица сможет позволить себе дорогой клип, но и красивый и там будут настоящие вороны, а не нарисованные, красивые костюмы, сделанные на заказ декорации (в данном случае - настоящая клетка) и прочее... чем с огромным количеством интересных идей, упрощать их из-за недостатка бюджета на клип.
  Лично меня повеселила ворона, которая пыжилась и пушилась сидя неподалеку от съемочной группы, когда Милен снимали скачущую на лошади в здание. Кроме того с воронами чуть не подружилась местная собака, которая прибежала к съемочной группе откуда-то из лесу (видимо из местной деревни, что неподалеку.)
  В качестве музыкального сопровождения в бонусе "Making of" (о съемках этого клипа) использованы ремиксы на песню "Fuck them all", а также "Optimistique-moi" (похожий своей обработкой вокала на первый ремикс.)
  Милен предстала перед нами смелой, бросающей вызов врагам и в тоже время нежной и чувственной. Разве романтизм и сила духа несовместимы? Эта песня и клип говорят об обратном...
 
  "L'amour n'est rien." ("Любовь - ничто...") 2006г.
  Клип хорош хорошенькой Милен и конечно же тем, что упор делается не столько на сюжет, сколько на психологизм. То есть на эмоции, чувства человека, когда он раздевается - и смущение, и смех и др. Вспомнить, например, как Милен смеялась во время съемок "California" когда она играла "сцену любви" в коридоре с "бойфрендом"- таков был сюжет у Абеля Феррары. Я думаю любой бы потом угорал. Вспомнился почему-то еще момент из книги о Шэрон Стоун, где она рассказывала, как во время съемок любовных сцен с будущим губернатором Калифорнии - Шварцнеггером, переодически подбегал режиссер и говорил "ты не так ее целуешь" и начинал чуть ли не показывать в творческом порыве. В общем, любовь - дело тонкое.
  Этот клип снял Бенуа Де Сабатино (близкий человек Милен), под псевдонимом Liberatore.
  Нужно отметить, что Милен в хорошей форме (как и всегда) и... вид у нее счастливый. За что нужно, думаю, сказать спасибо Бенуа. Вообще то, что Милен светится от счастья видно и по фотографиям, и по интервью и по ее творческой активности "широкого маштаба" - грядущему туру и новому альбому "Point de Suture", достаточно быстро вышедшему в отличие от других. Будем надеяться, что этому союзу ничто не помешает.
 
 
  "Q.I." 2005г.
  Клип, наиболее соответствующий тексту песни... Режиссер этого клипа - Benoit Lestang. Снималось видео в Венгрии, в Будапеште.
  На пальчике Милен в этом клипе колечко, которое мы можем видеть и на концерте "Avant que l'ombre". У Бенуа хороший вкус и Милен конечно же, предполагаю, посветила песню "Q.I." ему. И чтобы никто не подумал про то, что любовь у нее с танцором-актером, пусть и достаточно симпатичным, в конце клипа высказала благодарность Бенуа (своего рода посвящение).
  Клип красивый: он показывает красивую любовную игру. Уметь любить со вкусом - это тоже искусство.
  В общем, актер в клипе (вернее думаем, что это Бенуа) увидел вначале Милен по телевизору... а потом... Нескучно видимо люди коротают досуг.
  Красиво разбросаны книги по комнате, хорошенькая Милен в комбинации, просторная комната с развевающимися шторами. Единственное, парикмахеру следовало бы сделать цвет волос ярким, но чуть более приглушенным. Впрочем, не все цвета и хорошо смотрятся в определенном свете... А в целом красивые глаза Милен, сочный цвет губ, колготки в сеточку (которые Милен последнее время часто использует для фотоссесий- разных цветов и рисунков сетки). Очень сексуальный и "элегантный" клип.
 
 
  "Redonne-moi." ("Верни мне.")
  Потрясающе красивый, чувственный клип Милен! Его автор - Фрэнсис Ханс.
  Милен заходит в здание, где среди множества скульптур находит и свою... Скульптура разрушается, время и любимый не жалеют и камня. Из глаз скульптуры катится слеза.
  В этом клипе мы также можем увидеть фото Милен из клипа "Je te rends tour lamour", который также снимал Ханс.
  Красива и прическа Милен, напоминающая клип "Fuck them all." А стиль ее одежды в клипе такой, который она любит и в повседневной жизни: длинная юбка, белая блузка и прозрачная легкая накидка в руках.
  В клипе есть и хорошенький черненький котик, играющий в видео себя. А еще интересно снято название клипа, написанное на кусочке бумаги, несколько обгоревшего по краям.
  Песня "Redonne-moi" о несбыточных надеждах, неразделенной любви: "Верни мне, верни мне другую часть меня, любовь, жизненную силу." Но любимый в это время лишь рушит скульптуру Милен. И воспоминание о "Je te rends ton amour" (фото Милен из этого клипа), как еще одна история одиночества и разочарования, которому не видна конца.
 
  "Peut-etre toi." ("Быть может ты.")
  Этот клип-аниме в стиле "манга" очень хорош (что касается меня, то я вообще люблю сказочные истории и практически неважно в японской, диснеевской или отечественной анимации или кино.)
  Как мне кажется, обычно сложность в принятии того или иного клипа Милен лежит в сравнении с лучшим - то есть клипами Лорана. Но режиссеры разные, артист тоже не должен делать всегда все в одном и том же ключе. Иначе, я думаю, ему и самому было бы скучно. К тому же второго Лорана-режиссера не найти все равно... А ограничивать себя в творчестве, способах и стилях самовыражения при занятости таких неподражаемых режиссеров как Лоран Бутонна тоже, думаю, не очень верно. Разве был у Милен хоть один клип, который было совершенно скучно смотреть? Да и все, в общем-то, вольны просто не смотреть то, что не нравится.
  Под танцевальный ритм песни очень подходит идея, бегущих по подземному лабиринту, людей. И спаситель Милен очень заботливый - и руку подаст в нужный момент, и по лестнице вскарабкаться поможет. Не часто в клипах Милен встретишь положительных героев и настоящих рыцарей. Видимо и в жизни их не много, как и в песнях соответственно.
  Но конец клипа печален - впрочем это в стиле Милен. Но тем не менее, всегда надеешься на "Happy end"...
  В песне "Peut-etre toi" очень красивые и сильные слова: "Никто больше не желает тебя так, как ты нужен мне". И в продолжение этой фразы слова: "Мои тревоги по любви прячутся. Это желание быть счастливой."
 
  "Crier la vie" / "Slipping away." ("Кричать о жизни.") 2005г.
  Клип на дуэт Моби и Милен состоит из различных и довольно уже старых фотографий разных людей (или стилизованных под старые), и при этом фотографии разных лет. Но доминируют фото одной семьи в хронологическом порядке, рассказывая нам целую историю их жизни. Также после момента, где мать и ребенок смотрят на поле, сидя у дома под окном, на стене "нарисованного" дома можно увидеть фото маленькой Милен.
  Мне очень понравился этот клип своей интересной задумкой - будто кто-то бродит по дорогам воспоминаний о жизни разных людей...
  А ведь сколько людей на свете жило после которых и фотографий не осталось... но их дети и возможно их, скажем, предназначение в жизни и было ее смыслом...
 
 
  Клип "Degeneration." ("Вырождение.") 2008г.
  "Когда я размышляю о клипе, я не пишу на чистом листе, что я буду использовать такой-то элемент, чтобы придать значение этому, воплотить то и то. Но вот идея, которая мне особенно нравится - это больше не быть земным существом... Мне нравится мир фей, всего неземного..." (Из интервью Милен 1999г.)
  Клип снял Бруно Авейян. Вот что Милен говорит об этом режиссере и самом клипе: "Это один из самых одаренных режиссеров своего времени. Это также человек со множеством достоинств. Я с давних пор хотела работать с ним. Этот клип является его видением. Нужно спросить его напрямую… " (ответ на вопрос, ощущает ли Милен себя человеком, который дарит любовь, исходя из понимания клипа журналистом.)
  Вообще мне очень нравится этот клип. И хотя мне больше нравятся и мне ближе художественные "ирреальные" и вместе с тем очень реалистичные (для меня, во всяком случае) клипы Лорана, клип "Degeneration" мне нравится своей смысловой особенностью и своим особым стилем и самобытностью, без попытки опять же подражать работам Лорана.
  Милен в клипе изучают в медицинском центре времен Второй Мировой войны те ученые, которые поддерживали преступления нацистов. (Изначально была идея воплотить эту историю в странах-диктатурах Востока, но так как художник клипа и один из изобретателей его идей Stephane Levallois в то время работал над фильмом о Второй Мировой войне, было решено использовать форму нацистов для тех, кто схватил Милен.) Изучают Милен, воплощающую инопланетный образ, конечно не гуманно - привязав к кушетке и накачав лекарствами. В центре есть и охрана с автоматами. Гуманность и любовь к ближнему, или просто нормальное отношение отсутствует напрочь. И вот Милен - загадочная инопланетная "нездешняя" мадмуазель разрывает ленты, связывающие ее, и насылает на всех чары... любви? Но не забудем название песни "Вырождение". Любовь дегенерировала, как и очень близкие отношения между людьми - стали не столько проявлением любви, сколько всего лишь поверхностной потребностью. Таким образом мы видим, что под чарами Милен люди проявляют свою "любовь", соответствующую им - это вытекает в какую-то оргию, где каждый непроизвольно тянется к близнаходящемуся человеку и в общем они более-менее культурно испытывают к друг другу "любовь"... Милен - "инопланетное существо" дарит людям "любовь", но "проходя" через этих людей она преобразуется в любовь свойственную именно им. "Мне очень понравилась идея Бруно Авейяна, который снял клип, был его режиссером, который хотел преобразовать это насилие в акт любви, " - говорит Милен в одном из интервью.   
   Немало журналистов и зрителей в этом моменте находят сходство с фильмом "Парфюмер" по одноименной книге Зюскинда. Но со слов людей, тесно работавших с Бруно над клипом, известно, что режиссер хотел видеть в этих моментах подобие образов картин Делакруа "Смерть Сардапала" и Жерико "Плот Медузы". И что он хотел показать не нечто эротическое, а создать именно "полуобнаженное море" людей, как и на этих картинах. (Для справки: Делакруа (Delacroix) Эжен (1798-1863гг.) – французский живописец и график. Учился в мастерской у П.Н. Герена, где сблизился с Т. Жерико, оказавшим на него большое влияние. Уже вначале творчества вступил на путь романтизма и вскоре стал главой этого направления. Известны его картины: «Данте и Вергилий», («Ладья Данте», «Резня на Хиосе» - где художник изобразил страдания греков под турецким игом, « Смерть Сардапала» и мн. др. - картины хранятся в Лувре). Художник предпочитал сюжеты, исполненные драматизма и внутренней напряженности, нередко имеющие аллегорическое значение. Мотивы своих произведений Делакруа нередко черпал у Шекспира, Гете, Байрона, Скотта. Кроме того он автор ряда портретов, в том числе и Шопена; ряда росписей, в частности Бурбонского дворца в Париже и др.
   Жерико (Gericault) Теодор (1791-1824) - французский живописец и график. Работал в Париже. Сохранив свойственные классицизму тяготение к обобщенно-героизированным образам, Жерико впервые во французском искусстве выразил присущие романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к воплощению драматических событий современности и сильных страстей. Наиболее известны его картины «Офицер конных егерей императорской армии идущий в атаку», «Раненный кирасир, покидающий поле боя» – обе хранятся в Лувре. Одна из главных работ Жерико – «Плот Медузы», написана на острозлободневный сюжет: трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата «Медуза». Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение. Глубокий гуманизм художника выразился в серии портретов душевнобольных (1822-23, разные музеи). Художник также выступил одним из пионеров литографии, выполнил ряд скульптурных работ.)
     Конечно все эти сцены "оргии" в клипе «Degeneration» не всегда эстетичны, как и, например, разврат в клипе Лорана "Pourvu qu'elles soient douces" на фоне романтической любви. Но в этом и показана дегенеративное преобразование всем известного "Возлюби ближнего своего как самого себя" или просто человеческого, искреннего, порядочного и уважительного отношения к другому человеку. Возможно, с этим и перекликается обложка сингла "Degeneration" - Милен с мокрыми волосами, раздетая (в пределах разумного), со шрамом на спине и крестом, сделанным из материала, напоминающем позвонки по форме - дающего нам понимание любви "плотской."
  " У меня есть ощущение, что новое поколение живёт в мире чрезвычайного насилия. Это очень сложный мир…" - говорит Милен касательно текста этой песни.
  В целом песня достаточно провокационная, как и "Fuck them all" и нужно отдать должное режиссеру, сумевшему соединить красивый голос "инопланетной" Милен и текст песни о вырождении и "сексуальной коме, травме" таким футуристическим, символическим и фантастическим образом.
  Существует два официальных видео о том, как снимали этот клип. Один из них был представлен вместе с реализацией клипа, а еще один, на мой взгляд даже более интересный ( затрагивающий больше технические моменты съемки, нежели являющимся просто альтернативным видео того что происходило во время съемок), был реализован на специальном выпуске телефонов Sony Ericsson, с альбомом певицы "Point de Suture". В этих "Making off" можно увидеть немало интересного. Например, что изначально прикидывали расположение лент, которыми привязана Милен к кушетке, тренируясь на неком мужчине, лежащим на какой-то старой кровати, видимо завалявшейся в помещении. Затем тренировались на манекене - даже чертежи были сделаны и только потом уже непосредственно в репетициях задействовали певицу.
   Некоторые в "ленточном костюме" Милен видят сходство с фильмом Бессона "Пятый элемент". Но автор идеи этого костюма и ряда других идей для этого клипа Stephane Levallois сказал, что он слышал об этих сравнениях, но не совсем их понимает, так как не любит этот фильм. И что ему нужно было чтобы ленты, которыми связана Милен, после могли перейти в костюм, так как нужно было что-то "движущееся", летящее. Кроме того была идея и с белым легким полупрозрачным платьем, которое уже сшили (модельер и одновременно мать режиссера клипа), но которое так и не использовали.
  В "Making off" также можно увидеть, как довольный Бруно проверял в собственных руках "фонарики" Милен, которые будут в клипе в ладонях певицы, будто светящиеся огоньки - источник волшебства. Изначально было придумано три варианта, откуда должен идти этот свет: из глаз, изо рта и из рук. Второй вариант немного напоминает клип "L'ame-stram-gram", но в итоге идею сочли в контексте новых клипов не очень эстетичной. Певица выбрала руки.
  Когда снимали намеренно ряд дублей, где Милен начинает шевелиться и пытаться вылезти из повязок, лежа на кушетке, мы видим, как у нее красиво развиваются волосы - это внизу у кушетки сидел мужчина с бандурой, напоминающей большой фен. Еще когда Милен освобождается, разрывая ленты (а они реально разрываются - это не спецэффект), люди отскакивают от кушетки с неподдельными криками, потому что ленты летят неслабо.
  Еще достаточно забавно смотрится как "в реале" Милен встает с кушетке и люди, играющие санитаров и врачей, начинают так к стенке жаться и кучковаться, прятаться друг за друга.
 
  "Appelle mon numero." ("Набери мой номер.") 1998г.
 - Какое участие вы принимаете в том, каким будет клип?
- Я выбираю режиссера-постановщика и работаю поэтому вначале замысла всегда. Затем мы обсуждаем с ним, как это будет сделано и в этом я являюсь генератором идей" - говорит Милен в интервью 2000г.
  Клип "Appelle mon numero" - великолепный, трогательный, романтичный, немного с юмором. И чувствуется, что сделан с любовью, и со знанием любимого человека. Все же клип снимал Бенуа ди Сабатино, близкий человек Милен.
  Милен действительно любит одиночество, редко выходит из дома, по ее же словам. Бенуа показал Милен очень милой и нежной. А так как он имеет отношение и к производству мультфильмов, то клип получился чем-то похожим по сюжету на мультфильм - забавный, "с детской непосредственностью."
  В клипе Милен просыпается на большой белой кровати от легкого перышка, что упало ей на лицо. (Вообще умение будить - это целая наука, можно водой брызгать и человеку иногда снится, что дождь идет...) Милен ползает как ребенок по кровати в "детской и сексуальной" пижамке и находит "шар - предсказатель будущего". Но видит там что-то, что ей не нравится и накрывает его подушкой. Также на этой подушке есть крупный шов, напоминающий нам об альбоме "Point de Suture", некоторых деталях его оформления.
  И вот поры года в клипе сменяют друг друга: осень - на кровать сыплются кленовые листья, а Милен катается в этих листьях по кровати, подкидывает их (вот уж правда съемки клипа вкупе с удовольствием.) Затем зима - на кровать и листья, лежащие на ней, уже сыпется снег. Также он сыпется и на саму Милен, что в кровати. Она лежит с одетым ботинком на одну ногу. Затем мы видим, как Милен забивает гвозди в отвалившеюся подошву второго ботинка. Весна - ? (А вот ее и нет... возможно это намек. А быть может весна объединена с летом, хотя я больше склоняюсь к первому варианту.) Лето - среди снега (не растаявшего!) лепестки белых и алых роз, Милен все поет: "Набери мой номер...", она делает гирлянду с рисунком "Lonely Lisa". На ней шортики, такие же, как и на рекламе концертного тура 2009г., белые сапоги со шнуровкой из фотосессии 2008г. и оттуда же прическа Милен с "рожками из волос" (кстати, она напоминает модернизированную прическу Средних Веков. Ее можно встретить на портретах женщин того времени, написанных многими известными художниками). И вот снова осень, а весны так и не было...
  Раскрывается зонтик (началась гроза) и Милен берет трубку телефона (в этом эпизоде у нее образ времен Бриджит Бардо) и поет по-видимому на автоответчик: "Набери мой номер"...
  Мне очень понравился этот клип, так как Бенуа очень хорошо показал Милен: она хоть и взрослая, но очень чистосердечная как и многие дети. И клип мне понравился еще потому, что его шуточная манера уж очень напоминает кое-что из моей жизни.
  Существует также телевыступление Милен с песней "Apelle mon numero." Его показали в телепередаче с Джонни Холлидеем. Милен в гостиничном номере, как и Холлидей. (Но в разных, конечно.) Холлидей спит в своем номере, Милен же сидит в номере на подоконнике. Она в мини-юбке, белой блузке и пиджаке, на ногах - колготки в крупную сеточку и босоножки на высоком каблуке. На пальцах - кольца в виде черепов (кстати, это достаточно "готичное" украшение: во многих магазинах "готик-прикидов" есть подобные кольца, а также железные когти и т.п.) Милен поет: "Набери мой номер", она листает книги... Книги старинные и вероятнее всего из личной коллекции Милен. Например, в одну из телепередач Милен взяла с собой старинную книгу Бодлера о Эдгаре По из личной библиотеки. К тому же она покупает картины - неудивительно, что ее могли заинтересовать и старинные книги... Но даже книги в этот день не отвлекают Милен от ее тоски. Она выходит из гостиничного номера, выходит и Холлидей - они кивают друг другу как старые знакомые и расходятся каждый в своем направлении.
 
  Клип "Si j’avais au moins..."
  Видео "The Farmer Project." (Клипы Degeneration и "Si j’avais au moins..." со связующим видео сюжетом.)

 Неземное существо
В одеянье серебра.
Но любви так мало в мире,
Здесь дожить бы до утра.

Не найти тебе его,
Только ненависть людей,
И статично изучают
Верность клятвы “не убей”.

Все поверхностно, жестоко,
Наказала их не зря.
Где любовь, там нет порока.
Зло - основа бытия.

Разобьешь и стекла пыток:
Беззащитность всех созданий,
Вылечит твоя любовь,
Распахнет в мир двери вновь.

А они ведут к свободе,
К ветру, солнечным лучам
И безликость коридоров
Пусть останется “врачам”.

Ты оставишь мир реальный,
Чтобы в небе засиять.
Голос твой необычайный
Даст здесь многим не упасть.

Но вернешься, чтоб увидеть
Сердцу близкие черты.
Он развеет мрак и время -
Отголоски пустоты.

  "The Farmer Project" - это удивительная работа. Наверное, одна из лучших и оригинальных работ среди клипов для Милен (разумеется после клипов Лорана Бутонна.) Во всяком случае, на меня это видео произвело просто великолепное впечатление!
   Клип по стилистике напоминает научную фантастику, которую я тоже весьма люблю.
  Что из себя представляет "The Farmer Project"? Вначале мы видим двух нацистов в машине, на посту и им жутко действует на нервы какой-то странный и громкий звук. (Время Второй Мировой войны). Они беседуют на чешском языке. Вообще клип снимали в Праге и из истории известно, что Гитлер под предлогом заботы о немцах, живших на западе Чехословакии (в то время, а до Первой Мировой это была Австро-Венгерская Империя) вскоре оккупировал своими военными всю ее территорию. Далее в клипе на машину, в которой сидят нацисты, летит шквал ветра вместе с кучей газет, которые просто ее накрывают. Все это напоминает внезапный ураган, только еще с летящими газетами. Нацисты в шоке - выходят из машины и светят фонариками, с опасением оглядываясь. И вот странный звук (интересная экспериментальная мелодия, звуковое оформление происходящего.) И вдруг появляется Милен просто в неземном облике: ее одежда это множество светящихся вен - будто лучи света, походящий чем-то на молнии, распущенные длинные рыжие волосы красноватого оттенка. Нацисты столбенеют и вскоре с перепугу начинают стрелять в нее, но пули от нее отскакивают. (Этот момент я не очень люблю, потому что так и хочется надавать им по шапке, что судя по их роли в любом случае было бы не лишним. Я конечно понимаю что это клип, но как-то все равно неприятно.)
  Далее начинается клип к песне "Degeneration" (подробности читай выше), то есть инопланетную Милен отправляют исследовать. Бытует мнение что Милен изучают в секретной военной лаборатории - хотя по-моему это база где ученые проводят разные негуманные исследования и естественно совершая преступления против человечества, как и те, кто доставил им Милен и под эгидой кого организованны подобные места для издевательств и экспериментов. Есть также подозрения, что это еще и некая психиатрическая больница, в которой проводят тоже очень негуманные опыты. Такие мысли навевает одна фотография, где "большой санитар" из клипа "Degeneration" сфотографирован на фоне таблички с надписью "Psychiatrick; centrum Praha." Данные фото некто принимающий участие в съемках клипа "Degeneration" понащелкал и выложил в Интернете, но потом его видимо вежливо попросили их убрать. Но с Милен там было только одно фото.
  Милен освобождается от лент, связывающих ее, которые преобразуются в своеобразную одежду (это работа матери режиссера клипа, модельера по совместительству. Сделан костюм был из белой кожи и по словам создателя представлял собой самое "жесткое" по своему стилю из ее работ). Далее инопланетная Милен "стебется" над персоналом, заставляя заниматься их неприглядными вещами вопреки их желанию и которые соответствовали их представлениям о любви к ближнему. Затем она выходит из комнаты, освещая путь собой - то есть своими руками и заходит в соседнюю комнату. И вот начинается действие клипа "Si j’avais au moins..."
  Клип на песню "Si j’avais au moins..." мне очень понравился. Он очень трогательный, милый и у мне лично даже слезу прошибает, такие уж милые в нем зверюшки и как-то очень их жалко. (Особенно совенок хорошенький.) В этом клипе Милен заходит в одно из помещений больницы и видит разных зверей, над которыми проводят опыты: белых мышей, котят, обезьян, змейку, совенка, птиц, олененка... Понятно, что это не значит, что нужно лекарства от смертельных болезней на людях проверять. Все же здесь явно зверей многовато и опыты проводят явно не во имя гуманных целей. Но в любом случае зверей жалко все равно и это само собой разумеющееся. 
    Совенок в банке несчастный будто плачет, на котенка какую-то шапку железную с проводами нацепили, змейка плавает в некой мутной воде, рядами банки с чем-то заспиртованным. Милен смотрит на зверей и ей, конечно, их очень жалко и она начинает своим светом, исходящими от нее лучами, что похожи на молнии, освобождать их и вылечивать руками. Потом она выходит из этой комнаты и идет по коридору больницы с дверями в конце, ведущими наружу из здания и за ней по коридору бегут освобожденные звери - они явно очень рады. Запертые двери распахиваются благодаря Милен, которые, как выясняется, выходят прямо в лес. Милен выходит на природу и свободу и звери вместе с ней со всех ног удирают в лес подальше от изуверской больницы-лаборатории. Милен вся просто сияет, и этот свет пронизывает даже космос - как вспышка с Земли. (Будто волшебная звездочка упала на Землю, и освободила и вылечила зверюшек из-за того что в ней просто много любви, в отличии от ученых из того центра, которые были видимо не прочь и ее "заспиртовать". Но любовь победила, и конец видео счастливый.)
  Бруно очень хорошо показал свойственную Милен чувствительность, доброту, заботу, нежность и силу ее любви. А то что это в ней есть даже сверхмеры, что не может быть плохо, сомнений не возникает.

  "C'est dans l'air." ("Это витает в воздухе.")
  Режиссером этого клипа выступил Alain Escalle. Первое мое впечатление от этой работы было просто великолепное. Клип настолько соответствовал лично моему настроению и даже какому-то мировосприятию, что смотрелся "на одном дыхании."
  Также впечатлил и стиль Милен: симпатично уложенное карэ - впервые Милен появилась с подобной прической на страницах журнала "Madame Figaro" и в последующем на "NRJ Music Awards" в 2009г. Кроме того на Милен куртка-косоворот (но конечно не стандартная, с замками), шорты классического покроя (эта одежда подчеркивает то, насколько Милен, умудренная жизнью женщина, хорошо выглядит - впрочем, как и всегда), пояс с черепом на пряжке - последнее время в настроении Милен наблюдается особая тенденция к выбору подобных атрибутов. Подобный стиль Милен использовала не впервые: уже наблюдалась аппликация в виде черепа (а-ля "детские страшилки") на пальто на одной из церемонии "NRJ Music Awards" (фото где она шла по ковровой дорожке с Силом), также аксессуар из того же стиля на чествовании Дэвида Линча в Елисейском Дворце, где она была с Бенуа ди Сабатино. За этой, казалось бы, чересчур экстравагантной символикой, проглядываются мысли Милен о неизбежности конца жизни... Но она не делает из этого просто какой-то поверхностный, броский антураж, скорее это проявление ее настроения, ведь Милен говорила что она часто думает о неизбежности смерти… Милен естественно не считает эти мысли хорошими, они ее тяготят. "Знать, что жизнь заканчивается смертью без надежды на загробный мир - это аспект существования, одно из сложнейших испытаний, которое дает нам жизнь... Такая неизбежность, конечно, печалит меня... И все же я знаю, что вещи непостоянны: надо любой ценой жить сегодняшним днем... Но мысль о собственном исчезновении и исчезновении близких неотвязна и бесчеловечна." "Я отношусь к тем людям, кто одержим идеей смерти. Один только факт быть смертным для меня невыносим. И это всегда со мной. Теперь, говорить, что я ем муравьев и сплю в гробу, нет. Я люблю конфеты (смеется)."
  Но вот скелеты, танцующие вокруг Милен символизируют, думаю и кое-что еще, то о чем Милен поет в песне: "Самодовольство- это отвратительно, предательство - это отвратительно... А я пою, я изобретаю себе жизнь..."
  Клип мне понравился своим целостным стилем. Вставка кадров с манекенами очень интересна - они "застывшие", не движимы, но их показывают через видео съемку так, словно это живые люди. К тому же эти кадры стилизованны под любительскую съемку. И хотя это манекены, но так как кадры с ними идут быстро, сразу это непонятно и появляется необычное странное впечатление от этих, будто "застывших людей". Я долго пыталась понять, что же мне напоминает стиль этих кадров - кажется что-то такое знакомое, а что именно не могу вспомнить. В итоге я пришла к выводу, что это напоминает обрывки будто какого-то тяжелого сна... Еще эти кадры напоминают стиль каких-то очень старых мрачных фильмов. Может даже какие-то фильмы ужасов. Я правда в целом ужасы очень не люблю (порой нравятся психологические триллеры, особенно в подростковом возрасте любила, но все же люблю больше другие жанры кино.
  Танцующие скелеты в клипе иногда даже забавляют. Но это сделано, конечно, намеренно, чтобы немного снять напряженность всего клипа: ритм динамичный, танцевальный, а текст очень серьезен...
© Мария Сергина "Милен Фармер и Лоран Бутонна - Фея и Сказочник."/ Maria Sergina "Mylene Farmer et Laurent Boutonnat-la Fee et le Conteur".Сhapitre: "Les clips 1999-2009гг."
Все права защищены. Использование всей книги или ее фрагментов невозможно без письменного разрешения автора. Интерпретация текста и авторских идей Марии Сергиной запрещены.
http://proza.ru/avtor/mariasergina
http://sergina.wordpress.com
E-mail:allan9@bk.ru
 
 Lonely Lisa