Mylene Farmer альбом Anamorphosee

Мария Сергина
 Альбом "Anamorphosee", ("Претерпевшая анаморфоз"), 1995г.

 

             

              Развеет все Mylene,

              Теперь rever Alice.

              Не забудь, грядет

              Завтра L'instant X.

 

              И Mylene s'en fout,

              Много городов.

              Меряет успех

              Крылья наших слов.

 

              Легкость ветра сентября

              Помнит California.   
 

 

   Этот альбом в какой-то мере начал новую веху в творческом пути Милен. После коммерческого провала фильма "Джорджино", с точки зрения здравого смысла, нельзя было идти по той же дороге, что и раньше. Но при этом оставаться верными себе.
   Музыка Милен стала более легкая, более понятная для большего количества людей.   Милен по своему внешнему виду стала более женственной, сексуальной - это уже не совсем те специфические, "кинематографические" образы клипов Лорана.
   Фотографии Милен для обложки альбома "Anamorphosee" делал Херб Ритц (Herb Ritts), который также работал для Michelle Pfeiffer (эта актриса, кстати, нравится Милен), Майклом Джексоном. Кроме того он снимал для журналов таких известных людей как Пол Маккартни, Дэвид Боуи, Мадонну и многих других. Херб был фотографом на свадьбе Мадонны и Шона Пенна. Также он снял видеоклипы Мадонне ("Cherish"), Крису Айзеку, Джанет Джексон... Что до работы с неподражаемой Милен Фармер - то он уловил романтичность, загадочность певицы и вместе с тем показал ее женственность. Херб подчеркнул прекрасное телосложение Милен и вместе с тем показал ее утонченной и даже немного фантастической (полупрозрачная обувь, например). Сейчас этого талантливого фотографа уже нет в живых...
   В альбоме "Anamorphosee" появились гитары. А появились они благодаря Джефу Дальгрену, сыгравшему главную роль в фильме "Джорджино". Кроме того, Джеф в дальнейшем выступит и на концертах Милен в качестве гитариста.
   Некоторые СМИ считают, что Милен хотела вставить в альбом и концерты своего по предположениям(!) очень близкого человека на тот момент. Но вообще в этой ситуации стоит думать о очень положительных качествах Милен. Ведь Джеф хотел проявить себя в каком-либо творчестве, в данном случае в фильме, и найти, в том числе, и какую-то финансовую поддержку для своей дальней творческой деятельности. (Ведь известно, что чем меньше у человека вознаграждения за его творчество, тем меньше у него времени радовать нас созданием новых творений.) А Милен позволила Джефу проявить себя в музыке так, чтобы его услышали многие и ему была открыта, вместе с тем, дорога для самореализации. Я не думаю, что другая певица стала бы так печься о участниках, фильма (неокупившегося коммерчески), в который Милен и Лоран вложили столько творческих сил.(И не только творческих.)
   Милен записывает альбом "Anamorphosee" вместе с Лораном Бутонна, Джефом и некоторыми другими сессионными музыкантами, в США. К счастью, у Милен и Лорана был прекрасный гид по этой стране и в частности, по Лос-Анджелесу, разумеется это - Джеф Дальгрен.( Так как он сам американец и родом из этого города.) Кроме того Милен в США не донимали репортеры и она могла даже спокойно гулять по улицам.
   Кстати, отвечая на вопрос о том, в каких условиях Милен любит писать тексты песен, певица также сказала: "Для этого альбома, например - это было в Лос-Анжелесе, в доме, который я снимала, с небольшой студией на нижнем этаже. И это было... Нет, не в моей комнате. В другой комнате (улыбается). " Кстати, судя по всему этот дом можно увидеть в видео-бонусе "MF Confidential" (где Лоран с Джефом работают над музыкой для альбома и периодически показывают Милен в бассейне, решившую передохнуть.)
   А вот что сама Милен говорит об этом периоде своей жизни: "Конечно я не смогла бы жить в Калифорнии постоянно, но время от времени среда, огромное пространство, качество повседневной жизни и неузнаваемость мне очень нравятся. И затем, в Лос-Анджелесе я тоже работаю. Запись там меня очень будоражит. Совсем не из-за того, что музыканты там намного лучше, чем здесь (во Франции - прим. автора), но встреча с другими людьми добавляет динамизма в то, что я делаю."
   Итак, вспомним все песни из этого необычного, для раннего периода творчества Милен альбома и вместе с тем чрезвычайно красивого и самобытного.

   California, ("Калифорния").    
   "Аэропорт, аэровокзал, уезжать всегда мне жаль. Это - блюз, это - печаль. Остался позади контроль. Приходит ночь и приходит время, время мне умирать от тоски и от лени. Апатия, вялость опять. Взять визу, сменить восприятие. В Америку мне отправляться... Моя любовь, мое "я", я знаю, что ты существуешь. Прощания теплота, звучит как симфония..."
   "California" - песня о путешествии, о новых впечатлениях, с долей меланхолии от последних проишествий ("Джорджино") и возможно еще чего-то... можно лишь гадать...
   Милен всегда поет эту песню на концертах, так как она действительно великолепно. Так что в какой-то мере это и хорошо, что Милен пришлось уехать в более спокойное место, чем для нее Париж.   
   Милен использует в этой песне в сочетании с французским языком некоторые английские слова и термины. Например:
Free-way - значит автострада.
Ice - лед.
I.D. - аббревиатура словосочетаня "идентификационная карта".
L.A. -э то сокращенное  названия Лос-Анжелеса.
L.A.P.D - аббревиатура "Los Angeles Police District" ("Полиция округа Лос-Анжелес.")
Overdose - обозначает передозировка.
Wesson - речь идет о револьвере фирмы «Smith & Wesson».
Road movie - это жанр кино. Состоит в том, в что во главе сюжета - путешествие, скажем, автомобильное. И на фоне этого путешествия разворачивается весь сюжет фильма. 
Check out - означает проверку в аэропорту для безопасности.
Trip - сленговое выражение, означающее поездку, небольшое путешествие.
   В тексте этой песни можно заметить и отголоски стихотворения "Pont Mirabeau" d'Apollinare (Апполинера).
   Милен также выступит с этой песней на телевидении: она станцует медленный и очень сексуальный танец вместе со своим танцором (Кстати кудрявым. "Жаль что это не Бутонна" -возникли лично у меня мысли при просмотре этого номера). Милен одета в коротенькое платье из струящегося светло-голубого шелка, напоминающего комбинацию - смотрится великолепно!

   "Vertige." ("Головокружение.")
 " ... Дождь, обнажение, пусть будет длиннее ночь. Человек жаждет освобождения от оков и стального дождя. В неведении - его страдание. Время никому не принадлежит... Дальше, выше, я настигну свою звезду. У меня головокружение от жизни. Дальше, выше, парение... чувств пробуждение, жажда движения... дальше, выше, экстаз и бесконечность. У меня головокружение от того, что я живу."
   Ценителям белорусской фирмы звукозаписи "Vigma", эта песня до поры до времени была неизвестна, так как фирма выпускала когда-то альбомы на кассетах в 60 мин. и на них просто все песни не влезали. Вот их и урезывали...
   Когда я, счастливая обладательница, по моему мнению всех выпущенных, на тот момент, альбомов Милен, случайно услышала на аналогичном альбоме в России какие-то "новые" песни, то была очень удивлена... Стало интересно, по каким критериям выбиралось, какие песни будут урезать... Было немного обидно, потомучто "Vertige" одна из моих самых любимых песен на данный момент.
   Эта песня открывает концерт Милен: "Live a Bercy". И открывает, надо сказать, просто ошеломляюще: Милен в фантастическом серебристом купальнике с прозрачной накидкой на плечах, а позади нее на экране стремительно летят по небу белые облака ...
   В этой песне мы можем услышать электро-гитару, что в ранних альбомах отсутствовало. И хотя мы услышим их еще только в нескольких песнях, почему-то некоторые критики сочли, что "Anamorphosee" - это роковый альбом. Но по большему счету для нескольких гитарных проигрышей, использования их в аранжировке, характеристика всего альбома даже как поп-рок, неуместна. (Только касательно отдельных песен и по большей части только "Tomber 7 Fois". ) Если бы гитары были во всех песнях или занимали основную роль в воспроизведении мелодии песни, то можно было бы согласится с определением всего альбома "Anamorphosee", как поп-рок...
 
  "Mylene s'en fout" ("Милен наплевать").
   "Мой аквариум - не жалкая лачуга. Твой блеск великолепней, чем блеск драгоценных камней. В тебе больше нет тайны, ты стал совсем другим. Вблизи ты еще прекрасней, ты был мною любим... Приди же на мой остров, но без украшений. Приди, какой ты есть. Так будет горячее. Милен наплевать на аметисты, Милен наплевать на все сиянье шика..."
   В видео-бонусе "Made in U.S.A" можно немного увидеть, как Лоран работает над мелодией этой песни...

   "L'instant X" ("Мгновение X").
   "И будет духовным 2000 год. Так в шутку написано в "Elle" под конец двадцатого века."
   В этой песне Милен поет низким голосом - это звучит очень интересно. Это первый подобный эксперимент и он еще не раз удачно повторится (например в песнях "Effets secondaires", "Porno grafique", "Avant que l'ombre", "Nobody Knows".)
    Милен вновь использует слова на английском в тексте песни:
Bloody - означает "кровавый."
Fun - забавный.
Zoprack - слово получено Милен после манипуляций со словом Prozac. Это название лекарства-антидепрессанта.

   Eaunanisme ("Водонизм").
   "Я ей скажу, что ее сердце устало от вас. Я ей скажу, что она присытилась всем человеческим. Я ей скажу, что ее влажное тело скрыто в бархатной бесконечности. И уже слишком поздно ее любить. Она вся растворилась... в вечности. Вода, амбровый океан, я сливаюсь, сливаюсь с твоими легендами..."
   Этот текст напоминает лично мне сказку о русалочке, Андерсена. Русалочка, не дождавшись любви принца должна была раствориться в воде, стать морской пеной...

   "Et tournoie..." ("И кружись...")
   "Придет час твоего погребения, но пока ты готова к сражению. Ты хочешь свободно воспарить, но ты всего лишь марионетка и не в силах ничего изменить. Моя грустная тень, изнаночная сторона, ты в вечности растворена и светило соткано из пепла."
   Мне лично всегда нравилась эта песня за ее великолепный текст. Хотя и музыка конечно очень необычна по по своей мелодии, красива...

   "XXL"
   "Нам нужна любовь, нужна страсть, и печаль. Нам нужна любовь, прикосновение кожи и слез. Нужна любовь XXL".
   Песня особенно притягательна своим припевом, где Милен достаточно долго и красиво тянет... Пожалуй, эта песня - гимн концерта:"Live a Bercy".

   "Rever". ("Мечтать")
   Эта великолепная песня, можно сказать, своеобразный "гимн" самой Милен. Она нередко и очень проникновенно исполняет ее на концертах и ТВ-программах, часто несдерживая слез: "В твоих руках ее душа, тобою скомкана она. Ты подписал давно свой приговор, мы больше не идем вдвоем. Лишилась жизнь ее крыла, там где он - смерть и холода. Пляшет огонь и поднята рука. Не изменить небес мне, но... Я вижу сны лишь о любви, о ветре вольном. И воспарит моя душа над мертвой плотью. Плиты чужих могил смешны - нет правды, нет и красоты. Я вижу сны лишь о любви... Я буду жить, чтобы любить..."
   Милен выступила с этой песней на церемонии NRJ Music Awards в 2003г., спев ее живьем под аккомпанемент фортепьяно Кассара. Она получила награду как лучшая французская певица года, среди таких номинантов как Zazie, Natasha ST Pier, Eve Angeli, Ophelie Winter. (
  Когда Милен пела, то на экране за ней летели белые облака. Потрясающе красивое выступление, а для меня лично одно из самых любимых.


   Alice ("Алиса").
   "Моя Алиса - мальтийский паучок. Моя Алиса, злобный паучок. Моя Алиса, повисшая на кончике паутинки, угнетающая душу артиста. Выход, выход."
    Вот что Милен говорит об этой песне: "У меня фобия на пауков, однако я вспоминаю одну историю маленькой паучихи, жившей в тюремной камере, которая была единственным компаньоном заключенного, однако это не имеет ничего общего с темой песни "Alice", но мне хотелось добавить образ маленькой паучихи. Иногда приходят в голову вот такие вещи, вы сами не понимаете почему... Когда я утвердила музыку к этой песне, в ней есть движение по кругу, повторение и я представила себе движение маленького животного. Алис стала артисткой и символом трудности бытия артиста (смеется)."
   Кроме того Милен упоминает имя "Арахна". История Арахны известна по "Мифам и легендам Древней Греции". Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани - прозрачные, как воздух. Однажды она решила посостязаться в своем искусстве с Афиной: богиней наук, искусств и ремесел. Афина пыталась ее образумить, но Арахна стояла на своем. В итоге работа Арахны не уступала ни в чем работам Афины, хотя и Арахна изображала насмешливо богов, с человеческими страстями. Из-за всего этого Афина разозлилась, разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Арахна не перенесла позора, свила веревку и повесилась. Но Афина освободила из петли Арахну и превратила ее в паука. (Эта история, миф, обычно излагается по поэме Овидия "Метамарфозы").
   Кроме того в книге Милен: "Лиза-Лу и сказочник" есть следующая фраза: "Пауки ткали паутину на гардинах, но они не пугали, они были очень добродушными... Глупо их уничтожать! Паук, который ткет паутину, создает ее - истинный артист! И ведь он не требует плату за такую красоту! - думает Лиза". Также в этой книге Милен создала отдельного героя - Паучка.

   "Comme j'ai mal" ("Как мне больно").
   "Случайное озаренье устраняет то, что нас разделяет. Я от себя отдаляюсь, к тысячам звезд устремляюсь. Как мне тяжело, я больше не увижу, как мне тяжело. Я больше не узнаю, как мне тяжело. Я стану дождевой водой. Я тебя оставляю, потому что люблю. Я перестаю быть собой. И прежде, чем ветер развеет нас, я отправлюсь в новый путь."
  Однажды я услышала по одному белорусскому радио, как человек просто заказал эту песню в программе по заявкам . И что интересно, вскоре именно с этим человеком я и познакомилась (естественно благодоря своему увлечению творчеством Милен и Лорана.)

   "Tomber 7 Fois." ("7 раз оступаться.")
   Автор музыки(!) и слов этой песни, Милен: "... 400 ударов прими, 400 ударов отдай. Мы не из тех, кто не сможет подняться. Кто не в силах бороться, и привык покоряться... Уж лучше быть нетипичными, даже если придется платить, чем банальными ископаемыми, даже если тянут вниз..."
    "Упади семь раз, поднимись на восьмой, это в какой-то степени ваш жизненный девиз?" -спросили однажды у Милен. Она ответила так: "Да, это составляет часть меня. Я никогда не позволяю себе падать, во всяком случае, ниже уровня земли. У меня всегда жгучее желание высоко поднять голову, это не я придумала, это китайская поговорка, которая гласит: "Упади семь раз, поднимись на восьмой." Это хорошая идея на все времена. Это всегда понятие о возрождении, жажде снова распрямить спину. Это именно то, что я хотела выразить в песне."
   В тексте этой песни снова встречаем английское словосочетание: "Never explain" : "Никогда не объясняйте."
   Кроме того эту песню Милен использовал в рекламном ролике концерн "AIWA", для продвижения своей продукции на североамериканском рынке.

   "Laisse le vent emporter tout." ("Пусть все развеет ветер." )
   "Пусть все проходит стороною, словно влага по щекам. Я остаюсь с тобою, все покинут нас. Все, что уже сказали и что скажем, позабудем мы. Я остаюсь с тобою, пусть будет так навсегда. Пускай развеет ветер все, и пусть все ветер унесет."
   Романтическая "бардовская песня", на первом месте - вокал Милен, под легкий аккомпанемент акустической гитары.

   В целом в альбоме "Anamorphosee" мелодии структурированы в более общепринятом ключе, нежели в предыдущих альбомах (например, как ранее песни "Vieux bouc", "Chloe", "Allan", "L'horloge"). Этот альбом составляют песни, где музыка и голос одинакого важны (ранее же вокал был нередко своеобразным дополнением к музыке, например, в песнях "La ronde triste", "Agnus Dei", "Psychiatric").
   В песнях на этом альбоме уже почти нет "сексуального эпатажа", но больше романтики и если и есть доля "табу", то в контексте романтических чувств.
   Вместе с тем, однажды в СМИ мне встретилось утверждение, что Милен стала петь о "солнце и цветочках." Ну во-первых, это не так и плохо, а во-вторых, это далеко не так. В этом альбоме очень много меланхолии. А слушая песни "Et tournoie...", "Rever", "Comme j'ai mal" цветочки на ум не приходят совершенно.
   Вообще, я нередко сталкивалась среди знакомых с любовью к альбому "Anamorphosee" и совершенного непонимания ранних альбомов Милен. И как ни странно, и наоборот... Каждый новый альбом Милен, начиная с "Anamorphosee" почему-то некоторых разочаровывает, а иногда потом он нравится, а разочаровывает уже следущий. Но ведь не должны композитор и певица всегда делать одно и тоже. Я вот, например, вчера слушала The Sisters of Mercy и Deine Lakaien (готик рок, дарквейв, сегодня у меня настроение послушать сольный поп-проект Liv Kristine и Линду, а завтра я может быть поставлю саундтреки Лорана Бутонна. И эту музыку объединяет то, что она мне вся чем-то близка. А Милен ведь к тому же не скачет по всем стилям в своем творчестве и имеет альбомы очень объединенные по своей, я бы сказала, сущности. (Да и вокал, музыка стилистически все равно схожи  -один и тот же человек писал музыку и тексты песен также не менее поэтичны и оригинальны, чем в предыдущих работах. И "легкоузнаваемый" вокал разумеется.) Конечно какое-то отличие есть, но мне лично было бы скучно, если бы все альбомы Милен были одинаковые. Да, хочется нового "Sans Contrefacon", но зато есть что-то новое и ничем не хуже данной песни в новых стилистических горизонтах - песни "Avant que l'ombre" и "Apelle mon numero", например.
   Ах да, в альбоме еще появились гитары. Но повторюсь, главное отличие альбома "Anamorphosee" - это сама стилистика песен, их музыкальная форма. Вот в композиции "Mylenium" из альбома "Innamoramento" тоже есть электро-гитара, но она совершенно не походит на песни из "Anamorphosee". Конечно раньше в песнях Милен этого инструмента не было, но все же для характеристики музыки важно больше то, что и как играли на гитаре. (На гитаре можно даже "ambient" сыграть). То есть я не думаю, что это главное отличиее альбома от предыдущих.
   Певица поучаствовала в ряде программ, в поддержку своей новой работы, в частности ее пригласил в "Deja le retour" Jean-Luc Delarue, которая выходила в прайм-тайм в воскресенье вечером. В программу также пригласили Marie de Hennezel, психолога и автора очерка "La mort intime". (Предисловие Francois Mitterrand). Тема передачи была о неизбежности конца жизни. Милен иногда высказывалась относительно затрагивающих ее тем (о страхе смерти и касательно буддизма). Ведущий также принимал активное участие в беседе.
© Мария Сергина "Милен Фармер и Лоран Бутонна-Фея и Сказочник"./Maria Sergina "Mylene Farmer et Laurent Boutonnat-La fee et le conteur". Chapitre:album "Anamorphosee"
http://proza.ru/avtor/mariasergina
http://sergina.wordpress.com
E-mail:allan9@bk.ru