Mylene Farmer альбом Ainsi Soit Je

Мария Сергина
 "Ainsi Soit Je ..." ("Пусть я буду такой..."), 1988г.

Без подделки По,
И воскрес Бодлер.
Будь такой всегда,
Позабудь enfer.

Знаю, Венский сад
Расцветет весной,
Не вернется горе
Утренней порой.
 
Время остановится,
И увидишь ты -
Нежность оживает,
Как твои мечты.
 

 
  "Есть ли у вас ощущение, что в альбоме "Пусть я буду такой" вы раскрылись полностью?" - спрашивают у Милен в одном из интервью. "Да, по сравнению с предыдущим добровольным затворничеством. Этот альбом - почти организованное нарушение неприкосновенности моей личности, вызванное содержанием моих песен. Это открытие моей личности явилось потребностью, также как и желание раскрыться, самой сочиняя тексты своих песен. Временами тексты моих песен удивляют меня саму. Для моего первого альбома я написала только три текста. На альбоме "Пусть я буду такой" мне удалось рассказать другие вещи на темы, которые я считаю неисчерпаемыми."
  "Это вещи которые меня не мучают и не делают мне больно, это разочарование, непрерывно жить с понятием незначительности, это тяжело", - говорит Милен.
 
  "L'Horloge" ("Часы").
  Песня написана на одноименное стихотворение Шарля Бодлера. Тиканье часов, странные звуки в духе завараживающего психоделического и даже готического ambient и "En concert" Mylene, начинают альбом и эту песню. Пение Милен, чем-то напоминает по "распевному проговариванию слов" способ прочтения акафистов, молитв в церквях. Однако тема песни вовсе не церковная: об аде на земле, о неизбежности времени, конца жизни. Позволю себе привести его полностью:
  Часы.
Часы! Живет в вас бог,
бесстрастный, беспощадный
Он пальцем нам грозит,
  бормочет: - не забудь!
Когда придет к концу твой
  недалекий путь
В тебя тупая боль вопьется пиявкой
  жадной
 
И радость бытия - запомни, человек! -
Сильфидою вспорхнет и в тень
  кулис умчится;
Пожрут мгновения крупицу за
  крупицой
Огрызок счастья, что дан на весь
  твой век
 
За краткий час шепнуть секунда
  успевает
Три тысячи шестьсот долбящих:
  не забудь!
Я гнусным хоботком твою сосало
  грудь
Я было, я - Вчера, Сегодня повторяет
 
Remember! Не забудь!
  На языках любых
Я глоткою стальной вещаю всем
  народам
Минуты, жалкий мот, подобны тем
  породам,
Где скрыто золото. Возьми его из них!
 
Глупец! Лишь потому играет время
  смело
Что проиграть оно не может:
  - Не забудь!
День вспыхнул и угас, кругом
  ночная муть,
И бездна алчно ждет: клепсидра
  опустела
 
И крикнут все тогда:
  и случай юный бог
И оскорбленная
  невеста - Добродетель,
И угрызение - последний твой
  свидетель:
- Ты опоздал о трус!
  Умри! Пришел твой срок.
 
 
  "Sans Contrefacon" ("Без подделки").
  Одна из самых известных песен Милен, на которую снят великолепный клип и которую Милен исполняет на всех концертах. В ней поется: "Ваши визиты заставляют меня убегать. Я не допускаю, чтобы вы угрожали моим решениям. Мне наплевать на то, что обо мне говорят. Я - хамелеон. Берегитесь моих оловянных солдатиков, они вас убьют. Так как нужно выбирать, мягко говоря, я утверждаю, что без подделки я - мальчик. И ни за какие коврижки я не хочу раздеваться, так как без подделки я - мальчик".
  Это одна из наиболее показательных песен, которые характеризуют музыкальный стиль Лорана в песнях для Милен периода 1984-1992 гг. В тексте "Sans Contrefacon" упомянут кроме того шевалье д'Эон или Шарль Бомон (Charles Beaumont), шпион 18 века, в частности - короля Людовика 15, который переодевался в женщину для добычи различных сведений.
  Однажды в интервью Милен сказала, что в детстве ее иногда принимали за мальчика. А на фоне этой песни и того, что Милен не часто дает интервью, в которых в свою очередь не много рассказывает о фактах своей биографии, СМИ просто довели до анекдотической ситуации этот факт, десятилетиями продолжая писать об этом и все продолжая задавать вопросы наподобие: "Как вы чувствуете себя в своем теле?" (На что Милен ответила, что это вопрос для "рубрики здоровье.") Или же что-нибудь в духе: "Вы все еще хотите быть мальчиком?" (И это в 2006г.!)
  Вообще эту историю "про мальчика" и переезд Милен из Канады во Францию некоторые СМИ ставят чуть ли не краеугольным в биографии Милен. Во всяком случае я лично не считаю это колоссально важным фактом, влияющим на всю жизнь без исключения и перерыва.
  Песня "Sans Contrefacon" использовалась даже в качестве звукового сопровождения к фильму "Pedale douce" (о нетрадиционной любви).
  Лично я однажды слышала эту песню в каком-то советском фильме, название, к сожалению, уже помню смутно, да и сюжет тоже. Что-то навроде того, как две семейные пары знакомятся во время отдыха на море. Одна из пар предлагает поменяться "партнерами" для сексуальных отношений. В итоге оказывается, что предложившая это пара больна СПИДом. Они сообщают новость своим новым знакомым и на этом фильм, по-моему заканчивается... Вот такая мораль и "The End." Правда не понятно, причем здесь песня Милен.
  Есть и интересные телевыступления Милен с "Sans Contrefacon". В одном из них певица сидит на столе в коротеньком платьице, с распущенными волосами и играет в ладошки с неким мужчиной, сидящем за столом. А потом она уже в телестудии исполняет песню в клетчатой кепочке и костюме мужского покроя.
  Кроме того выступление 1988г., где Милен выступает вместе с двумя танцорами, одетая в кепочку, такую же как в клипе, светлый костюм. Вначале выступления мы видим куклу, как и в клипе, но ее посадили на лестницу. Кукла произносит знаменитую фразу начала этой песни: "Скажи мама, почему я не мальчик?" и потом уже показывают танцующую Милен.
 
 "Allan".
  Эта песня, посвящена одному из любимых писателей Милен - Эдгару Аллану По.
"Странные мечтания ведут счет моим долгим ночам, когда ничего не видно. Странные видения покрывают мой лоб. Все кажется окутанным тенями. И странный вкус смерти овладевает телом моим. Моя душа пьяна до рассвета. Странная Лигейя возрождается во мне. Всем своим существом я устремляюсь к тебе... Откуда возникает твой страх перед небытием, твой детский страх (Аллан, Аллан). Кто они, слезы твоих мучений? (Аллан, Аллан)", - поется в этой песне.
  Нужно заметить что Эдгар По и поэт Шарль Бодлер (любимые авторы Милен) являются нетипичными не только для Франции, но и для литературы, поэзии в целом... У По очень много меланхолии и фобий в произведениях и вместе с тем романтики. Потеря дорогих ему людей, одиночество и тяготы жизни не смогли не сказаться на его творчестве. А у Бодлера достаточно много запретных тем и образов, которые в его время не приветствовались. Недаром его стихи запрещали... Ну и конечно же не каждый день встретишь образы в стихотворениях "могильной тематики", хотя это конечно не основная тема его творчества...
  Почему Милен это близко? (в плане идей, а не некоторых образов, так как непосредственно могильных букашек и т.п. в текстах Милен, к счастью, нет): "Я отношусь к тем людям, кто одержим идеей смерти."
  "Вы себя сейчас считаете взрослой?" - интересуются у Милен в интервью 2006г. - "Нет. Все еще ребенком. Я не хочу расти, в этом нет интереса. Я принимаю старение потому что это неизбежная фатальность."
 
  "Pourvu qu'elles soient douces" ("Только бы они были нежными").
  Милен поет в этой песне следующие строки "Эй, парень! В твоем косом взгляде нет ничего похотливого. Твоя мать тебя слишком много порола... Твоей Камасутре уже сто лет. Боже, как она устарела... Ты упорствуешь в том, что тебе наплевать на все. Но пусть они будут нежными..."
  "Откуда эта свобода в сексуальном плане, когда есть табу?" - спросили Милен в одном из интервью, после релиза этой песни. - "Может из прочитанного. Может я прочитала об этом немного рановато" - отвечает она.
  На эту песню Лораном снят потрясающий клип. По сюжетной линии клип является продолжением клипа "Libertine". Клип длится 17 минут, в нем задействовано 700 актеров: великолепные костюмы, любовь и контрастирующий с этим разврат; драка не на жизнь, а на смерть, военные сражения...
  Клип вышел в 27 день рождения Милен и является до сих пор одним из самых известных ее клипов.
 
  "La Ronde Triste" ("Печальный хоровод").
  Песня действительно напоминает печальный хоровод, так в ней много текстовых повторений. Кстати, несмотря на французское название, песня полостью на английском языке. В песнях Милен часто можно наблюдать вставки фраз на английском, или просто отдельные слова на этом языке. Также Милен часто "выдумывает" слова, обыгрывает их, заменяя отдельные буквы или слога в слове, предавая тем самым ему двойной смысл...
  "Пожалуйста, позволь мне помечтать, позволь мне закричать. Мне грустно... Я люблю тебя..., я так люблю тебя...", - поет Милен.
 
  "Ainsi Soit Je..." ("Пусть я буду такой").
  Песня - откровение, исповедь Милен... Исполняя ее на концертах Милен не сдерживает слез: "Пузырек печали, комочек неуверенности. Наша судьба порождает только одиночество. Ты говоришь, что необходимо время, что любовь - не детская игра... Но я так одинока сейчас... Так пусть я буду такой, так пусть ты будешь таким. Так пусть моя жизнь будет такой. Тем хуже..."
  Много лет спустя Милен выступит на телепередаче с этой песней. Она споет ее вживую, под аккомпанемент фортепьяно Yvan Cassar. На ней будет очень интересное белое платье с тканью, напоминающей сплетение морозных узоров или паутинок - очень красивый и фантастический вид...
  Замечу, что Милен редко использует фонограмму - только иногда на телевидении, где нужен хороший танцевальный номер (и не притащишь кучу музыкантов и бэк-вокалисток). А стоять и петь под минусовку... Зато медленные песни Милен чаще всего поет живьем на телевидении, обычно просто под аккомпанемент фортепьяно. Что до концертов Милен, то они конечно всегда с живым пением.
 
  "Sans Logique", (Без логики).
  "Я не причастна к этому парадоксу. Смиритесь, что другая проскальзывает в меня. Так как без логики я покидаю себя такая же дьявольская, как и ангельская."
  Был интересный случай в одном музыкальном магазине Торгового Центра, где я была в качестве "гостьи". Тогда еще музыка была преимущественно на кассетах. И вот когда я поставила на половину торгового центра эту песню Милен, то буквально через пару минут подошла одна девушка и спросила, есть ли у нас что-нибудь Милен Фармер. В наличии была только какая-то компиляция. Она спросила: "Все ли здесь ее песни?". И получив утвердительный ответ сразу ее купила без лишних расспросов.
 
  "Jardin de Vienne" ("Венский сад").
  За достаточно спокойной музыкой скрывается очень трагический текст и судьба: "Мальчик больше не улыбается. Жизнь тебя разочаровала. Твое тело качается на вечернем ветру... Поднимись на дерево, как птица, чтобы твоя душа поднялась еще выше... Сегодня вечером я горюю. Он повесился в Венском саду."
  Милен говорила, что однажды она прочитала о человеке в газете, который повесился в Венском саду...
 
  "Deshabillez-moi" ("Раздень меня").
  Милен решила создать римейк на песню Жюльет Греко. (Juliette Greco). Милен два раза исполнила ее на концертах разных лет и каждый раз чуть по-разному.
  Но самое запоминающееся выступление для публики с этой песней было в 1987г. в "Гранд Опере" на вручении премий моды ("Oscars de la Mode"). Милен в маленьком черном платье и длинных перчатках очень артистично спела: "Разденьте меня, разденьте меня. Да, но не сразу, не слишком быстро. Сумейте вожделеть меня, желать меня, пленить меня... Разденьте меня..., с деликатностью, гибкостью, чувством меры. Выбирайте нужные слова. Следите, чтобы ваши жесты были не слишком медленны и не слишком проворны на моей ноге..."
 
  "The Farmer's Conclusion".
  Эксперементальная музыка не без доли юмора: различные звуки, издаваемые животными (коровой, петухом) объединены ритмом и из них создана своеобразная мелодия; а под конец композиции можно услышать сексуальные вздохи Милен.
  Интерпретировать эту композицию можно по-разному: намек на "основной инстинкт" замещающий притяжение любви или любовь "на природе", в хлеву (шутка).
 
  В целом альбом Милен Фармер "Ainsi Soit Je..." один из самых загадочных, неординарных и меланхоличных в дискографии певицы. В нем мы можем услышать много необычных звуков, вплетенных в общее музыкальное полотно, что наполняет песни своеобразной атмосферой.
  Кроме того несколько текстов провокационно-эротического содержания (привет "Libertine" из предыдущего альбома) и отголоски творчества Эдгара Аллана По. Последний трек, как и в предыдущем альбоме - это эксперементальная звуковая зарисовка.
  Хочется сказать и несколько слов о Бертране Лепаже - менеджере Милен до 1991 года, который к большой печали покончил жизнь самоубийством в 46 лет. Он много сделал для когда-то еще дебютантов в музыкальной сфере - Милен и Лорана. Но они были вынуждены расстаться из-за дурных пристрастий Бертрана, которые стали сказываться на его работе.   
   Но Бертран отзывался о Милен в 1994г., в своем единственном интервью очень тепло. К тому же у него оставался издательский каталог, который он сам продал. И по его же словам, очень жалел после об этом. Признавал, что действительно был невыносим из-за своих дурных пристрастий. Правда недвусмысленно намекнул, что если бы он был рядом, то фильм Лорана "Джорджино" с участием Милен удачно бы стартовал с первого раза и тем не менее фильм похвалил.
   Касательно Милен он говорил в интервью: "Она робкая, хрупкая, ей нужно чувствовать себя в безопасности." Кроме того говорил, что когда он устроил шум из-за недовольства тем, что на званом обеде после дебютного концертного тура Милен ей вручили бриллиантовый диск, когда все смотрели в тарелку ( без торжественности, волшебства) и он по его же словам превратил вечер в кошмар, Милен прислала потом ему телеграмму: "Если я тебе нужна, я здесь." "Эта женщина - совершенно необыкновенный человек" - сказал Бертран журналисту, поведав эту историю. Когда они перестали работать вместе, Бертран позже сказал: "Она была права - моя мегаломания была чрезмерной, сейчас я это знаю".
  Бертран после отделения от команды Милен и Лорана в 1990г. занимался певицей Jacky Quartz. В итоге она стала певицей AB Production (Azoulay и Berda), производившие Dorothee и "Элен и ребята". Также он помог выпустить альбом молодой талантливой певице Ysa Ferrer "Kamikaze" (в стиле свойственном "cosmic pop"), который вышел в 1998г. В группу людей, которая занималась этим альбомом, входил и Thierry Rogen. (Который, например, занимался сведением саундтрека к фильму "Джорджино" Лорана Бутонна). Ysa Ferrer впоследствии посвятил песню Бертрану.
  Когда стало известно о смерти Бертрана Лепажа Милен отменила на несколько дней промоуцию своего альбома "Innamoramento" (1999г.) в знак траура... Запланированное интервью певицы на канале RTL, что было в один день с произошедшей трагедией было аннулировано.
© Мария Сергина "Милен Фармер и Лоран Бутонна - Фея и Сказочник." / Maria Sergina "Mylene Farmer et Laurent Boutonnat - la Fee et le Conteur." Chapitre: album "Ainsi Soit Je..."
Все права защищены. Использование всей книги или ее фрагментов невозможно без письменного разрешения автора. Интерпретация текста и авторских идей Марии Сергиной запрещены.
http://proza.ru/avtor/mariasergina
http://sergina.wordpress.com
E-mail:allan9@bk.ru