Тайна Володи Смеловского

Яна Ольгина
Тайна Володи Смеловского...
Сегодня уже 30 ноября 2008г. Два дня после моего похода на юбилей Минского Политехникума я осмысливала свои впечатления от увиденного там. Наконец собралась с силами и, набрав текст, вынесла его на свою страничку в Стихире. Как и предвидела, отзывов на него не получила. Кому нужны мои стенания на такую никому не интересную тему! Ни секса, ни убийств, ни порнухи, ни чернухи, - скучища.

Понятно. Но у меня своя тема, и я верна ей. Мне дороги мои герои, а тем более те, кто был со мною в трудные послевоенные годы. Вот о них я и пишу снова.Это Дневник Одного Редактора.
***
 Итак, 28 ноября 2008 года. Вестибюль Минского Политехнического коледжа. Меня официально пригласили на праздник. Пришла. Никто не встретил. Cуета нынешних. Звонок с урока - на урок. Студенты у раздевалки, служащие между ними. Кому нынешний праздник посвящён? Даже спросить не у кого. Никто ничего толком не знает.
Дама пышных форм в яркой блузе, уверенно шествует в толпе своих, на мой нелепый вопрос возмущенно вскидывается:
 --А! Так это же юбилей... у нас...80 лет коледжу сегодня.
 -- Вижу, что у вас...А вы кто?
-- Воспитатель я!
-- Спасибо. А какой ВУЗ готовит нынче таких специалистов?
-- Никто. Это же по способностям...
 Понятно. Точная копия из фильма "Одиноким предоставляется общежите"...

Возвращаюсь на путующую скамеечку у входа. Никого из моих, тогдашних...Сижу.  Одна. Подружка моя Рая Семашко, с которой мы приехали сюда, где – то ходит самостоятельный турист. Она хоть и постарше меня на три года, но силёнок у неё побольше моих. Дочь врач. Сын тоже при возможностях поддержать маму.Мой ребёнок после Афгана инвалид...

Сижу и почти готова уйти. Как вдруг вижу возле себя очень почтенного возраста мужчину, седого, мягко говоря, до нельзя неупитанного, однако с  признаками бывалой  уверенности в себе. Заботливо подддерживающий его, тоже не молодой человек, усаживает своего спутника рядом со мной.
Несколько раз открывает большую сумку, вынимает из неё пластиковую бутылку , налив в пластиковый стаканчик какую – то жидкость, услужливо подаёт старику.

Учитывая возраст мужчины, видя, как трудно ему в этом шумном, бесцеремонно безразличном к нам многолюдье, я, будучи всегда в рабочем состоянии журналистом,  спрашиваю: -- А вы из какой группы? Ведь в нашем этом бвшем Минском Политехникуме студенты по профессиям делились на группы: электрики - №21,31,41,51 и т.д. Механики - №20,30,40,60 и т.д. Экономисты - №29,39,49,69 и т.д.

Старичёк, явно обрадовавшись, поворачивается ко мне лицом: - А я из самой главной... Из 43-й...Там недобор был в 1947 году...Нас и зачислили, не спросив согласия...
Я в восторге, человек из моего поколения!
-- Это же торфяники! Да? Не могу припомнить фамилии вашей. Но ведь мы одного года выпуска, 1951 –го. Да?
-- Да. А вы кто? Лицо ваше, вроде, знакомо мне. В архиве семейном нашем есть фотография моей жены Иры...и с ней рядом на клумбе девочка худенькая с косичками...
-- Да. Это я. Янченко...моя фамилия...
-- Старичёк встрепенулся: -- Вы? Вот та самая солистка нашего хора, Аллочка Янченко? Которую Фима Барановский насильно приволок в Консерваторию сдавать вступительные экзамены на факультет вокала?
-- Да. Я та самая Аллочка...Из группы 49, планово – экономической. Но профессию эту я забросила сразу же. И уже много лет я журналист. Вот и удостоверение. 

Рядом стоящий мужчина, видя, что разговор наш сильно разволновал его спутника, опять достаёт бутылку, подаёт старику стаканчик воды.
Я, ловя момент, навожу на своих собеседников объектив, быстро щёлкаю затвором.
И не зря, потому что узнавший меня старичёк говорит: -- Журналист? Очень рад! Позвольте подарить вам мои книги. Только что вышли из печати.

«Ностальгия» читаю я на обложке. А вверху фамилия автора -- Владимир Смеловский!
Это повергает меня в шок.
Боже! Нужели этот еле живой старичёк и есть тот самый красавец Володя Смеловский, кудрявый блондин с элегантными манерами? Тот самый Володя, так нежно тогда ухаживавший за моей подружкой  черноглазой, небольшого росточка Иркой?
-- Володя! Так это ты? А кто же этот твой товарищ?
-- Это мой сын Саша. Сын Иры Смаль...Она умерла в 2003 году. Инфаркт. Дочь наша Наташа тоже умерла...Рак...
Я не нахожу слов. Мне и стыдно, и больно, и непонятно, как дальше себя вести..Но Володя  открывает книгу на странице 22. Показывает мне текст.Я беру книгу,читаю вслух. Для него:
«Еду к ней».
Мы проехали полсвета вместе с ней.
Осенью, весной и летом . Вместе с ней.
Эта жизнь была везеньем. Для меня:
Она справа на сиденье. От меня.
А сегодня на сиденье её нет...
А сегодня на сиденье роз букет...
У машины под капотом сто коней.
Как всегда, я по субботам еду к ней...
Я гоню одной ногою весь табун,
И железный мой стрелою мчит скакун.
Ход сбавляю у развилки, как всегда,
Указатель «На могилки»... Мне туда...
***
Еле сдерживая слёзы, я читаю дальше:
У холмика стою, камнем одетого...
Я мысли не таю у холмика этого.
Поговорить с тобою хожу сюда,
А говорю с собою. Вот беда.
Терзаю боль мою. Так тяжко это!
Вопросы задаю, и нет ответа...
Что рассказать хотел, о чём спросить,
За что – то не успел прощенья попросить...
Но разделяет нас холодная плита,
И я веду рассказ, не открывая рта...
***
 Володя подаёт мне вторую книгу. На обложке «Ильин день».  Тема в ней жалит не менее больно. Там ответы на все мои вопросы. Для меня они были тайной, потому что с 1951 года мы с Володей не виделись. 60 лет в разных жизнях...Тайна. Что же так изменило Володю, что я не узнала его ,сидя рядом? Смерть жены и дочери тяжкая потеря, горе. Но что - то ещё было с ним. Какая тайна?

Придя домой, я полночи читала эти горестные строки. Потом решилась набрать номер его телефона, указанного им на титуле подаренной мне книги. Говорили более часа..И наконец Володя доверительно сообщил мне о своей ещё одной беде – он гасил реактор...И вот после этой работы в Зоне Чернобыля у него 1 – я группа инвалидности и... самый серьёзный диагноз...Такая тайна...

Вот отчего так изменился  красавец Володя Смеловский, что я в упор не узнала его. Хотелось уточнить кое- что по второй книге, но мои сылы кончились. Такая встряска для моего тоже очень почтенного возраста. Удивительно, что я выдержала этот поход и всю эту канитель под названием «Юбилей. Встреча одноклассников через 60 лет.», 5 ноября выйдя из нашего военного госпиталя с очень серьёзной диагностикой и... без лечения...Нынешние наши "лечащие" врачи...

Я достаю из сумочки пачку старых, 1948 года фотографий, присланных мне из г.Могилёва Геночкой Плятнером уже в 1990 году, показываю их Володе. Он смущённо глядит на них: - Не вижу ничего...Саша, посмотри, кто там...
А там наши друзья. И я называю их фамилии. Но главная – на цветочной клумбе сидят две девочки...Это Ира Смаль и Аллочка Янченко...Это та самая Ира Смаль,ставшая женой Володи ещё в 1950 году. Счастливая, красивая пара. И у неё такие горестные тайны! Про них я расскажу в следующем своём материале. Володя позволил.

Дома я полночи перечитывала обе книги. И нарисовался вот этот не совсем складный текст. А тайна №3...будет на следующей моей странице. Там такие подробности, о которых я не догадывалась, будучи очень близко к тем событиям.

Так, получив от Володи разрешение на вынос этого текста в Интернет, я доверяю моим читателям эти откровения, и ещё одну горькую тайну Володи Смеловского.
***