Берёзовая криминалистика

Николай Морозов
  В прокуратуру мне позвонил  старый знакомый – заместитель директора профтехучилища по воспитательной работе.
  Похвалил:
   -  Хорошую ты прочитал моим архаровцам лекцию на тему «Береги честь смолоду».
  Посмеялся и добавил:
  - Береги не береги – всё равно её не убережёшь.
У меня к тебе просьба: сотвори что-нибудь подобное для коллектива сотрудников.
  - О трудовой дисциплине? – закинул я удочку.
  - Нет. Сам с утра до вечера толку эту воду в ступе для них.
Надо  что-нибудь детективное и поучительное из твоей практики.
 
   …Собрали  после окончания занятий учащихся в одной из аудиторий мастеров обучения,  сантехников, слесарей, уборщиц, сторожей.
  Поведал им о моих встречах с сотрудниками  научно-исследовательского института прокуратуры СССР.
 Рассказал, какие ими ведутся работы по изучению причин  и разработке мер предупреждения преступности среди несовершеннолетних.
   
   А «на закуску» в числе  местных происшествий уголовного характера упомянул нашумевшее дело о  совершение кражи ковра из кабинета… районного прокурора.
 
   Однажды у себя  постоянного клиента скамьи подсудимых перед дачей очередной санкции на арест допрашивал  «сам управляющий», как между собой мы окрестили нашего шефа.
(В переводе с французского языка procureur – управлять, заботиться).
 
   Заприметил вор предмет, достойный внимания – тканное из шерсти шикарное изделие, раскинувшееся во весь пол.
  Вот и вызрело намерение по выходу из колонии отплатить обидчику за бесцельно прожитые в заключении годы…своим манером.
Классно преодолел ночью наши запоры и овладел вожделённой вещью.   
   
   Однако профессионально   опростоволосился.
«Работал» честь по чести в кожаных перчатках, когда вдруг что-то засвербело в носу.
   Машинально сдёрнул с правой руки «технику личной безопасности», поковырялся, где его беспокоило, и ... оголённой кистью руки зацепил плафон настольной лампы.
   
   Естественно, нечаянно оставил на нём свою «визитную карточку».
При осмотре места происшествия эксперт-криминалист выявил замечательный отпечаток большого  пальца!
  Опылил его графитовым порошком, сфотографировал и перенёс на следо-копировальную плёнку.
  Сверили улику с хранящимися в картотеке данными на ранее судимых лиц и – вот он субчик-голубчик!
   Сашка Новичков идентифицирован на 100 процентов.
Что значит идентифицирован?
   То и значит: установлено полное  тождество  данного субъекта с присущими ему от рождения папиллярными линиями на коже и оставленным следом на объекте исследования.
   
   Papilla с латинского – сосок.
Кожа человека, как учили в институте по курсу судебной медицины, состоит из двух слоёв.
Наружный – эпидермис, более глубокий – дерма.
   
   Поверхность дермы образует выступы – дермальные сосочки.
Эпидермис повторяет строение её верхнего слоя, вследствие чего на поверхности кожи невооружённым глазом видны  рельефные, так называемые, папиллярные линии.
 
   Различают три основных типа узоров пальцев рук: дуговой, петлевой и завитковый.
За счёт потожировых выделений, постоянно выходящих на кожный покров человека, рисунок узора при соприкосновении с некоторыми поверхностями отображается на них.
 
   Не буду утомлять читателя дальнейшими познаниями из области дактилоскопии.
(daktulos – с греческого палец, skopeo – смотрю, наблюдаю).
   Вот так перед  слушателями  пощеголял «учёностью», признаюсь, на почве тщеславной молодой глупости.
   Показал –  вот, дескать, и мы в захолустье не лыком шиты!
   Не хуже, чем  в кинофильмах  «крутые следаки» – действуем  по научной системе,  изобличая виновных.
 
   Мало того, что прихвастнул, так ещё решил проэкзаменовать невольных «студентов»:
- Кто скажет –  как называется эта наука?
- Я! – откликнулся и встал со стула мужичок с удивительно знакомой и ухмыляющейся физиономией.
- Только разрешите вначале у вас кое-что спросить.
- Пожалуйста.
- Какое сейчас отопление в ментовке? Извините – в милиции. Водяное или печное?
- Не понял. Как это связано с …?
- Напрямую. Помните, вы меня допрашивали в 20-м кабинете?
- Коровин, что ли? – наконец, я узнал автора загадочного  вопроса.
    - Он самый. Кочегаром в ПТУ недавно устроился.
А тогда мы  с напарником бабёнку грабанули в переулке. Мент меня сцапал, а Гришка смылся. Я его вам до полночи не выдавал, пока не сработала ваша «наука» …криминалистика.
 - Криминалистика – ответ правильный. Но откуда ирония  – «ваша»? 
- Оттуда! Из той же ментовки.  Потому что из-за неё я напарника выдал.
- Тактика допроса – часть криминалистики, разработанная не мной, а учёными.
  Мне удалось на основе собранных доказательств убедить вас облегчить  участь раскаянием.   
- Нет. Я не каялся. Заложил кореша по другой причине.
- По какой же?
- Вас  к телефону вызвали.  Милиция располагалась в старом купеческом доме. А печка в том кабинете комнатная. Голландкой называется. Облицована изразцами, плитками с глазурью.
 
   У меня отец печником был,  своему делу учил, да, как поётся, ремеслом я выбрал кражу…
- Давайте-ка ближе к теме, - остановил я остряка.
- Ближе некуда. Вы из кабинета за порог, а опер схватил берёзовое полено и – огрел меня по хребтине.
Я и раскололся перед вами при возобновлении допроса.
 
   Обескураженный  заявлением, бывшего 5 лет тому назад моим подследственным, только и промямлил ему:
- Так что же вы  сразу  не пожаловались?
  Печек в новом здании отдела милиции нет. Но любое беззаконие я  бы без последствий не оставил.
 Так что вы скрыли случившееся зря…
- Не зря!
Другой бы костолом заменил того опера. Мне мои рёбра дороже.
 Ведь перед топкой печи на железном листе ещё лежала целая охапка этой самой, как её, берёзовой... криминалистики.