Предисловие

Олег Басин
                Уважаемый читатель, данный текст является лишь частью общей теоретической работы «СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ПРОЦЕССЫ СОЗНАНИЯ» (http://www.proza.ru/avtor/olegbasin), чтение которой лучше начинать с начальных глав, так как иначе многое может оказаться непонятным.


Ноономический подход к изучению личности или основы ноономики

                ПРЕДИСЛОВИЕ

          Эта работа посвящена теме правильного и естественного развития нашего  сознания, а также наиболее важной для нас его части — интеллекта. Основная идея книги состоит в том, что их правильное развитие в процессе воспитания и обучения необходимо проводить на основе знания общих механизмов и законов сознания, что, собственно, и названо ноономическим 1* подходом к развитию личности.

          Однако, затронутая здесь тема о сознании и интеллекте, несмотря на её бесспорную важность, дающую ей право занимать самое центральное место среди наук о человеке и обществе, является отнюдь не самым главным объектом для научных дискуссий. На примере этой темы мы сталкиваемся с любопытным парадоксом. Есть вообще такие области, о которых почти любой скажет: «ну кто же этого не знает?». Они кажутся настолько близкими для человека, настолько привычными для его слуха, что все мы действительно забываем поинтересоваться о том, что мы на самом деле об этом знаем. Сознание, интеллект и творческие способности — одна из таких тем. Как это ни парадоксально, они не то что не заняли центрального места среди научных проблем, но даже не удостоились достаточно пристального внимания (по крайней мере, соответствующего этой теме по значимости). Вместо этого существует множество эмпирических практик под общим названием «педагогика 2*», которые занимаются этим вопросом почти вслепую со всеми вытекающими из этого последствиями. Это обстоятельство, безусловно, негативно отражается на процессах воспитания, обучения  и развития личностей, особенно в творческих аспектах. Весьма значительный масштаб существующей в этой области демагогии отвлекает внимание от постановки нужных вопросов и создаёт впечатление, будто с научной базой здесь и в самом деле полный порядок.
___________

                1* греч. noos ум, разум + nomos закон

                2* греч. pais (paidos) дитя, мальчик + ag; веду: термин, обозначающий раба, который
                сопровождал ребёнка в школу и обычно назначался на эту должность по утрате трудоспособности.
___________

          Однако под завесой многочисленных строгих формулировок о второстепенных вещах, которыми кишит педагогическая литература, вы так и не увидите никаких научных оснований, потому что их там нет, потому что демагогическое забалтывание и существует для сокрытия отсутствия основной сути.

          Только работа над действительной теоретической базой позволит нам подойти к вопросам обучения, воспитания и развития личности с продуманной технологической стороны, поэтому основной целью книги стало описание структуры, функций и процессов сознания, что и отражено в заглавии.

          Бесспорным парадоксом этой темы является сочетание гуманитарного и технического взглядов на предмет, поскольку его проявления лежат в гуманитарной области знания, а его «механика» и способы её описания — в технической.

          Однако, несмотря на безусловную сложность данной темы, книга рассчитана на широкий спектр специалистов, имеющих отношение далеко не только к психологии или близким к ней областям. Она может быть понятна и интересна приверженцам любых наук: гуманитарных, естественных, и математических, поскольку не содержит узкоспециальных терминов, а при этом затрагивает круг вопросов, без сомнения, волнующих всех думающих людей независимо от направленности их интеллекта. Кто-то может заинтересоваться данным трудом из мировоззренческих соображений, другие — из профессиональных, кому-то будут интересны гуманитарные выводы, а кому-то ближе технический разбор. Автор надеется, что все они получат много пользы и удовольствия от предложенного к их рассмотрению труда, написанного литературным языком в манере старого доброго философского семинара, который всегда для нас был ареной межпредметного интеллектуального общения.

                Автор. Басин Олег Евгеньевич.

                basinoleg@yandex.ru
СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА: http://www.proza.ru/2008/11/30/366