Образное моделирование

Олег Басин
ОБРАЗНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.
Уважаемый читатель, данный текст является лишь частью общей теоретической работы «СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ПРОЦЕССЫ СОЗНАНИЯ» (http://www.proza.ru/avtor/olegbasin), чтение которой лучше начинать с начальных глав, так как иначе многое может оказаться непонятным.

          Далее, после нахождения подходящего образа во Внутреннем Мире, мышление должно произвести с ним необходимые действия, подобные действиям в мире внешнем. Индивидуум теперь будет действовать с объектом своего сознания, после того как нашел его. Если раньше (на предыдущем этапе) он тратил свою энергию для движения во Внутреннем Мире своей точки сборки (внимания), то теперь (когда он нашел то, что нужно) эту энергию надо употребить на прочное закрепление, иначе постоянное движение, динамические процессы сознания снесут его в сторону, и он потеряет из виду то, что нашел. Так в состоянии сильного утомления у нас случается ускользание мысли. В своем Внутреннем Мире нужно тоже уметь прочно стоять на ногах. Гоголевского Хлестакова, например, носило как воздушный пузырь на ветру, поэтому и его рассказ, и его поведение не отличались ни последовательностью, ни вразумительностью. С дееспособностью, профессионализмом и социальной определенностью такое состояние ума не граничит. Четкое же удержание найденного в сознании образа чем-то сродни родео: скачущее воображение так и хочет вас куда-нибудь закинуть, а вам надо удержаться в рамках вашей задачи и «доскакать» до конца.

          Такая способность четко останавливаться в своем Внутреннем Мире и не позволять найденному объекту прыгать под нами или в нашем поле зрения, для человека является естественной, обыденной, а потому развивается сама собой. Но она успешно развивается только при условии активной эксплуатации, иначе неизбежна её атрофия, как и любой мало востребованной функции.

          Такое умение удержания вырабатывается только при добровольной концентрации внимания.

          Проще говоря, для успешного осознания природы вещей человеку теперь требуется умение зафиксировать во Внутреннем Мире и себя (остановить свое путешествие), и наблюдаемый объект с той его стороны и в тех деталях, которые сейчас наиболее целесообразны. Это называется на привычном языке сконцентрировать внимание. И эту функцию надо тренировать, но только, как уже говорилось, при условии её полной добровольности.

КАК ВОСПИТЫВАЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ НА ПРЕДЛАГАЕМЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

          Где же развивающемуся индивидууму найти учебный материал и полигон для отработки такой важной функции как фиксация внимания? Заметьте, требуется ведь не просто фиксация точки сборки в конкретном месте Внутреннего Мира (или концентрация внимания), а добровольная фиксация, основанная на собственном влечении, вызывающем приятные чувства, что, собственно, единственно верный критерий правильности всего на свете.

          Решение чрезвычайно простое, это — всего-навсего игра. Но только не та игра с определенным названием и правилами, а такая, где все обстоятельства созданы воображением, где несколько составленных вместе стульев воспринимается как корабль, а бушующее море с акулами и прочими «радостями» воображение удерживает как сопутствующие приложения. Это самый естественный способ учиться тому, чтобы добровольно удерживать внимание на сложных мыслительных системах. Такая игра воспитывает способность у детей не только посещать уголки своего Внутреннего Мира, гостить в них сколько угодно, но и лепить его самому, обустраивать, формировать, совершенствовать в соответствие со своей собственной природой, ну и, конечно же, чётко концентрировать внимание тогда, когда это нужно.

          Если человек не способен что-то обустраивать во Внешнем Мире, то только потому, что не имеет опыта это делать во Внутреннем, так как когда-то его естественную детскую игру заменили стандартной (т.е. принятой в обществе). В этой связи автора особенно тревожат усиливающиеся в последнее время тенденции производственно создавать, как конструкторы с четко заданным типом изделия, так и кукол, к которым можно купить дома, мебель и многое другое. Эта тенденция жёсткой заданности в игре делает ребенка, а затем и взрослого человека, духовным рабом социума. Чем больше в детской игре вещей с уже готовыми чертами, свойствами, сюжетами, тем меньше свободы поиска и созидания на основе своих личных ценностей, а ведь полноценно искать и творить можно только на их основе.

          Система детской духовно-игровой индустрии имеет сейчас тенденцию получить социально стандартизованных (сконструированных) личностей, вместо универсально адаптируемых. Многих почему-то умиляет, когда ребёнок напоминает маленького взрослого и всячески вырабатывают в нём стандартные социальные стереотипы, вот мол, не ерундой какой-нибудь занимается, а готовится к взрослой жизни. Но эти дети учатся всего лишь внешне имитировать разумное взрослое поведение, и тратят на это своё драгоценное детство, за которое они могли бы овладеть истинно ценным свойством — богатым и при этом хорошо управляемым воображением.

          Если же вы из ребенка хотите вырастить виртуоза, то не навязывайте чуждых ему систем, игр и правил. Стихийно развивающееся воображение будет как раз тем, что составит хорошую основу его будущего интеллекта: свободного и мощного.

          Именно игра с вольной фантазией, а не правилами учит нас находить и удерживать сумму воображаемых (мыслимых) обстоятельств.

          В индивидуальной игре все обстоятельства — лично введенные, но в групповой часть обстоятельств является предлагаемыми. Поскольку же мы добровольно участвуем в этой групповой игре, и исходные обстоятельства санкционированы нашей собственной ценностной конституцией, то и вводимые по ходу дела дополнения, тоже принимаются на правах собственных, так как не противоречат общему настроению и теме игры. Так игра расширяет нашу ценностную приемлемость, которая позволяет хотя бы временно подключить в личное ценностное восприятие не только свои, но и чужие предлагаемые обстоятельства. Это и составляет основу естественного человеческого общения. Оно основано на временном ценностном принятии чужих предлагаемых обстоятельств в самом широком смысле слова. Это касается всех видов общения, в том числе и учебного.

          Игра готовит нас к этому, но само обучение уже не должно быть игрой. Задача игры — лишь развить возможность личности удерживать сумму собственных обстоятельств и принимать ценностным образом чужие. Это и составляет основу настоящего учебного процесса, как разновидности общения, когда мы знания принимаем как необходимые обстоятельства.

ПОРОЧНОСТЬ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

          Педагогика нас постоянно сталкивает с профанацией феномена игры. Во-первых, она не заботится о том, чтобы научить принятию предлагаемых обстоятельств (которые в ее рамках называются знаниями). Во-вторых, не научив этому, она вынуждена навязывать свою программу без тонкого ценностного взаимодействия, засоряя наш Внутренний Мир инородными телами (как уже было описано ранее). И, в-третьих, она вульгарно вводит, так называемые, игровые методы обучения, не понимая, какую на самом деле роль выполняет игра в формировании нашего сознания.

          Игровые методы требуют отдельного разговора, так как содержат в себе весьма порочные аспекты.

          В норме, познание, если оно происходит правильно и естественно, приносит свое неповторимое удовольствие. Испытав его однажды, человек ищет его и далее, что закреплено даже физиологически, постепенно перерождая человека в Искателя. Беря познание под свой всепроникающий контроль, педагогика отравляет наслаждение от познания путём занудного насилия и этим убивает Искателя в человеке, предлагая взамен игровые методы, подобно сладенькой оболочке для горького лекарства. Игра, как мы выяснили, нужна вовсе не в самом обучении, а в подготовке нашего сознания к нему. Игра учит детей строительству Внутреннего Мира, устойчивому сосредоточению на сумме своих собственных обстоятельств и принятию чужих предлагаемых. Игровые педагогические методы лишь отвлекают их от этой важной функции естественной игры и помогают протаскивать ложные знания во Внутренний Мир. Они ложные в том смысле, что не обладают достаточными связями с другими знаниями, иначе бы они вызывали свой собственный безусловный интерес.

          Рост и развитие Внутреннего Мира запускается игрой, которая по нашей природной человеческой норме должна была бы приобретать все более социально значимые формы, постепенно становясь нашей жизненной деятельностью. Если внимательно присмотреться к жизни великих творческих людей (абсолютно в любой области), то легко обнаруживается, что жизнь, игра и работа были неразделимы для них во всём. Именно это и сделало их великими. Социум же на самом деле нуждается в воспитании вовсе не творца, не игрока и искателя, а исполнителя, сконструированного педагогикой по его заказу. Миф о природной исключительности отдельных людей, т.е. гениальности, поддерживается искусственно. Считается, что такие люди возникают как случайная игра природы, как отдельные вкрапления алмазов в огромной кимберлитовой трубе. А между тем, ничего особенного или трудного в воспитании таких людей нет, а есть возможности вполне достижимые технологически, и нужно только соблюдать естественные способы их достижения. Одним же из таких способов и является свободная спонтанная игра без конкретных правил и форм, а вовсе не игровые методы обучения.
СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА: http://www.proza.ru/2008/11/30/355