Многоплановость мышления и восприятия

Олег Басин
МНОГОПЛАНОВОСТЬ МЫШЛЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
Уважаемый читатель, данный текст является лишь частью общей теоретической работы «СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ПРОЦЕССЫ СОЗНАНИЯ» (http://www.proza.ru/avtor/olegbasin), чтение которой лучше начинать с начальных глав, так как иначе многое может оказаться непонятным.

          Как мышление, так и восприятие связаны еще с рядом аспектов, которые нам тоже следует рассмотреть. Это имеет отношение к его подробности (разрешающей способности) и многоплановости.

ПОДРОБНОСТЬ: ЕЁ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

          Развивая далее принципы, на которых следует строить правильное воспитание и обучение на основе общей теории сознания, необходимо подробнее поговорить о видении образов своего Внутреннего Мира. Наверное, не надо обосновывать, что чем выше его подробность, тем больше возможностей получает мышление. Чем более подробно (детально) мы воспринимаем объект Мира Внешнего, тем более богатый образ мы получаем для Внутреннего, и наоборот (позже нам с вами яснее станет взаимная связь восприятия и мышления). При воспроизведении объекта в своем воображении, детальность и подробность (разрешающая способность) конечно же являются одной из основ мощности интеллекта.

          Хороша даже скорее не сама высокая подробность, а способность к ней, ведь степень этой подробности всегда должна быть целесообразна. Дело в том, что внимание человека в каждый конкретный момент времени имеет довольно ограниченную возможность, и с этим следует считаться. Если мы воспринимаем объект довольно большого смыслового объема, то при слишком детальном восприятии совокупность элементов становится чрезмерно огромной, и она не помещается в оперативный буфер внимания целиком. Тогда помещается лишь столько, сколько сможет разместиться, вопрос только в том, можно ли из этого составить полноценную (завершенную) картину, или получится подробный, но бессмысленный фрагмент, который так ничего общего и найдет с нашим ценностным мерилом, поэтому вскоре будет изъят из сознания или при употреблении насилия останется как жёсткая изолированная зона, что еще хуже.

          Конечно, этот буфер при необходимости можно на время и расширить, но это требует огромного перерасхода сил. Так, неумелый рассказчик снабжает свое повествование ненужными подробностями, за которыми теряется сама его основная суть. Хорошо, если этот рассказчик — просто мимолетный словоблуд, а если дипломированный преподаватель?… Тогда — беда.

          Квалифицированный преподаватель должен уметь подавать вам учебный материал компактными порциями, у которых наступает смысловое завершение раньше, чем иссякнет свободное место в буфере вашего внимания, только тогда он оформится как полноценный образ в вашем сознании.

          Итак, способность к высокой подробности восприятия дает, конечно, большие возможности в потенциале, но употребление этой подробности не к месту довольно разрушительно, ибо главная идея так и не попадет целиком в буфер внимания. Тогда без опорной функции главных идей рухнет и здание формирующейся картины.

          Как же тогда правильно осуществлять восприятие, если при этом в одной и той же мере требуется и детальность, и глобальность?

МНОГОПЛАНОВОСТЬ КАК КОМПРОМИСС МЕЖДУ БЫСТРОТОЙ И ТЩАТЕЛЬНОСТЬЮ ВОСПРИЯТИЯ И МЫШЛЕНИЯ



          Компромисс между детальностью видения и глобальностью охвата осуществляется еще одним свойством сознания — разбиением мыслительной работы на планы. Удобным примером для рассмотрения данного вопроса является жанр пейзажа в живописи. Этот жанр подразумевает (если посмотреть на это упрощенно) наличие заднего (дальнего), среднего и ближнего планов. Конечно, на заднем плане живописного полотна невозможно прорисовать листочки (детали ближнего плана), также как их невозможно рассмотреть в пейзаже натуральном. Можно, конечно, сбегать до того места, которое виднеется на заднем плане, но только он охватывает б;льшую зону, чем остальные планы в пространстве, и при таком подходе приобретает гигантскую совокупность деталей. Внимание сузится, и при этом общая композиционная красота заката, разливающегося в облаках над полосой леса за полем, окажется вне вашего рассмотрения. Вот что такое нецелесообразная детализация, происходящая по причине игнорирования разных планов восприятия, когда только один из них решил взять на себя все обязанности. В один акт внимания формируется фрагмент только одного какого-нибудь плана картины. Когда же одноплановый фрагмент достигает некой завершенности, внимание от него освобождается и переходит к другому плану, помещая его в освобождённый рабочий буфер. Только после завершения работы со всеми планами образа, он компонуется в полную картину. Происходит это настолько быстро, что возникает иллюзорное впечатление, будто процесс и впрямь одноактный. Это, кстати, является причиной многих педагогических заблуждений.

          Природная ограниченность буфера внимания требует и особого порядка работы с ним. Этот порядок тонок и сложен, поэтому и преподаватель должен отдавать себе отчет в необходимости планового разбиения своей передаваемой картины (не путать с педагогическим планированием урока, не имеющим ничего общего с многоплановостью и очередностью образного восприятия). Он должен буквально рисовать словами, владея на этом поприще художественным мастерством. Только человек, виртуозно владеющий ИСКУССТВОМ БЫТЬ ПОНЯТНЫМ, достоин носить звание УЧИТЕЛЯ.

          На пейзаже не надо показывать абсурдность однопланового подхода, она здесь разумеется сама собой, но жизненные, технические, научные и учебные задачи требуют такого же рассмотрения по планам восприятия и осмысления, хотя это уже и не для всех очевидно. Необходимое количество планов зависит от сложности задачи (не путать с трудоемкостью, трудность как раз и возникает от стремления свести весь гигантский объём в один план).

          Для человека, воспринимающего некую область по планам, не существует трудных задач, потому что его внимание не испытывает перегрузок от гипердетализации, назначая адекватный плановый статус всему, что он видит. Кстати, если какая-то зона общего плана покажется наиболее важной, возможно ее рассмотреть более детально, не теряя при этом ни самого общего плана, ни положения в нем привлекательной зоны. Это существенное отличие сознания от пейзажной живописи, в которой плановая разбивка, увы, жестко закреплена. Качественное психологическое восприятие, в самом широком смысле этого слова, зависит от двух возможностей: высокой разрешающей способности, позволяющей высокую детализацию, и адекватного распределения по планам восприятия.

МНОГОПЛАНОВОСТЬ СОЗНАНИЯ И ОБУЧЕНИЕ

          Воспитание такого планово-детального восприятия и мышления в любых областях должно было стать основной задачей педагогики, но сия задача давно ей забыта. Это выражается в ее приоритетах, зафиксированных в неписаных законах. Так, самыми никчемными предметами в нашей школе признаны изобразительное искусство и музыка, могущие формировать правильное многоплановое восприятие. Никакие знания и возможности в области математики, физики и языковых предметов, коим назначен высочайший статус, не сформируются на недостаточно развитой базе восприятия, пока как положено не потрудились те самые, задвинутые на задний двор общественного образования, ИЗО и музыка.

          Такой школьный предмет как литература должен был бы формировать наше правильное художественное многоплановое восприятие людской житейской действительности и учить нас этому подходу в других областях, но она больше увлечена разбором героев «по костям». Воспитание тонкого художественного движения посредством хореографии тоже не входит в список первостепенных задач Народного Образования. Выходит, что существующая система хочет нас обучать довольно парадоксальным образом: минуя развитие базовых механизмов сознания пытаться, тем не менее, их эксплуатировать для постижения абстрактных истин. Смелая задача, по оригинальности сопоставимая разве что с удалением гланд в кабинете проктолога.

          Далее уже нет необходимости комментировать невозможность рационального обучения точным наукам без воспитания правильного восприятия с помощью предметов, сопряженных с искусством и техникой. Мало того, что формирование вышеуказанных способностей не выполняется в педагогической системе, но и само изложение точных наук в ней не распределено по планам. Оно течет ровной однообразной струйкой со страниц учебников и неутомимых языков преподавателей, заполняя буфер внимания случайными наборами формулировок, а потом отправляется в наш Внутренний Мир незаконченными, плоскими (т.е. лишенными объемности) фрагментами, непонятного назначения. Вы не встретите на страницах академических учебников кратких, но емких рассказов о том, для чего, по большому счету, нужен данный теоретический аппарат, какое место он занимает в данной науке и из каких частей состоит сам. Вы не услышите этого и от учителей школ, и от вузовских преподавателей за очень большим и редким исключением. Объемность, мышления вовсе не является ценностью педагогических систем… А жаль!…

          Осмысленность — это прямое видение роли, значения, места, причин: т.е. ничто иное, как образное моделирование. Поэтому принцип образного моделирования является в познании единственно верным. На нем и должно строиться образование (не с помощью него, а, именно на нем). К сожалению, это вообще не в традициях образовательных систем, потому что педагогика не сочла образный модельный принцип основополагающим, и, в лучшем случае, рекомендует иногда прибегать к нему. Это равносильно совету о том, что время от времени полезно подышать, а так вообще, дышать вам, господа, незачем — лишняя трата времени. Но, как без дыхания нет жизни организма, так без образного моделирования нет жизни сознания и интеллекта в частности. Без соблюдения принципа образного моделирования процесс образования идет чудовищно медленно, неэффективно и искусственно, хотя к этому уже все давно привыкли и традиционно считают установленные темпы и порядки нормальными. Автор хочет сказать, что, принимая в расчет принципы образного моделирования и многоплановости, строя на них обучение, мы значительно ускорим постижение учебных программ, в той же мере углубим их, а также добьемся при этом и легкости восприятия. С использованием принципа образного моделирования, опирающегося на планы сознания, мы добьемся всех этих благ одновременно. Но это потребовало бы привлечения очень и очень талантливых учителей, а большая часть нынешнего контингента школ, к сожалению, имеет интеллект ниже среднего, ограниченный круг интересов и ослабленную дееспособность.

          Структурирование образа по планам чрезвычайно важно для обращения ко Внутреннему Миру, а учебная тема или урок — это тоже образы, причем очень высокого порядка сложности, поэтому особенно требуют хорошего распределения по планам восприятия.

          Необходимость тщательной подготовки интеллектуально-психологического восприятия точных и абстрактных наук очевидна. Предметы искусства и прикладной деятельности как раз и воспитывают это восприятие, которое с одной стороны должно быть достаточно детальным, а с другой, в случае высокой сложности объекта — быть способным к общему охвату.

          Способность рассматривать некий образный материал то в одном плане, то в другом, свободно меняя их с целью рационального восприятия, и составляет существенную основу виртуозности на любом поприще.

          И еще. Надо вернуть предметам, развивающим базу нашего восприятия первостепенный статус и технологично ввести их в систему образования.
СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА: http://www.proza.ru/2008/11/30/352