Где крестился князь Владимир?..

Валентина Томашевская
Ольга и Владимир -  имена моих друзей.
Как эти имена соотносятся в истории? - спрашивает меня Владимир.
Князь Владимир был внуком Великой княгини Ольги. Это с ее подачи Владимира прозвали Красным Солнышком, и имя это закреплено в былинах. Впоследствии, после крещения Руси (988 год) его стали называть Владимир Креститель.

Помнится легенда о княгине Ольге и ее мести древлянам, повинным в смерти князя Игоря.
Князь Игорь погиб в 945 г.
Взяв причитавшуюся ему дань, он он отпустил большую часть дружины в Киев, а с малой дружиной решил "походить еще". Вторичное появление киевлян у города Искоростеня собрало древлян на вече, где было решено воевать с Игорем.
В итоге князь и его отроки погибли.
После гибели Игоря к Киеву прибыли 20 знатных древлянских послов…

Преподобный Нестор Летописец повествует:
"И поведали Ольге, что пришли древляне, и призвала их Ольга к себе, и сказала им: "Гости добрые пришли". И ответили древляне: "Пришли, княгиня". И сказала им Ольга: "Так говорите же, зачем пришли сюда?". Ответили же древляне: "Послала нас Деревская земля с такими словами: "Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, - пойди замуж за князя нашего за Мала"". Было ведь имя ему Мал, князю древлянскому. Сказала же им Ольга: "Любезна мне речь ваша, - мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: "Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье", - и вознесут вас в ладье", и отпустила их к ладье. Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града, На следующее утро, сидя в тереме, послала Ольга за гостями, и пришли к ним, и сказали: "Зовет вас Ольга для чести великой". Они же ответили: "Не едем ни на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье". И ответили киевляне: "Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя", - и понесли их в ладье. Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: "Хороша ли вам честь?". Они же ответили: "Горше нам Игоревой смерти". И повелела засыпать их живыми; и засыпали их."

"Владимир и Ольга," - написала в поисковике.
Равноапостольные княгиня и князь. Этот титул даруется святым, прославившимся обращением народов в христианство.
Владимир  доводился  княгине Ольге  внуком.
В древнерусской летописи ("Повести временных лет") под 903г. читаем: "Игорь вырос... и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу". В одном из летописных списков фигурирует город "Пльсков" (Плиска), что дает возможность считать Ольгу болгарской княжной. Это предположение, хотя и объясняет многие факты нашей древней истории, остается всего лишь гипотезой.
- Князь Игорь и Ольга. А Ярославна?
 Была ли Ярославна второй женой князя Игоря?
http://slovoopolku.ucoz.ru/publ/1-1-0-11

По смерти Игоря Рюриковича (945г.) Ольга осталась регентшей при своем малолетнем сыне Святославе. По словам летописца, Ольга "с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в этом свете...". Поэтому в 955г. (или 957, как считают ученые) она совершила путешествие в Константинополь, где будто бы приняла крещение с именем Елена, в честь матери императора Константина Великого, причем, ее восприемником от купели был сам император Константин Багрянородный. (Большинство историков считают, что Ольга крестилась дома и еще до поездки в Византию.)
Возвратясь в Киев, Ольга безуспешно пыталась обратить в христианство своего сына. Впрочем, замечает летописец, "если кто собирался креститься, то он не запрещал, но насмехался над ним". Любящей матери оставалось лишь молиться за своего сына-язычника.
В 969 г. Ольга умерла, "и плакали по ней великим плачем сын ее и внуки и все люди. ...Она завещала не творить по ней тризны, так как имела при себе священника, который и похоронил блаженную Ольгу. Была она предвозвестницей христианской земле...

Вспомним события того времени и откроем древнерусскую летопись.
Читаем: "... Сказали же [князю Владимиру] бояре: Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшей из всех людей. – И спросил Владимир: Где примем крещение? – Они же ответили: Где тебе любо".
Так закончился совет, созванный князем Владимиром в 987 г. после знаменитого "испытания вер" с целью выбора для Руси лучшей из них. Апелляция к авторитету княгини Ольги стала решающим аргументом для превращения могущественной, но еще "варварской", державы россов в христианскую культурную Русь.


...Киевский князь Владимир, собрав огромное войско, в 988 г. подошел к стенам города Херсонеса (город Херсонес - ныне в черте Севастополя - был основан греческими мореплавателями и купцами за несколько веков до нашей эры выходцами из Гераклеи Понтийской, находившейся на малоазийском побережье Черного моря).

В 1 в. до н.э. Херсонес попал в зависимость от Римской империи.
В V в. - вошел в состав Византийской империи, став в IX в. стал одной из ее военно - административных областей. К этому времени изменился и внешний облик города, и его имя: византийцы называли его Херсоном, славяне – Корсунем.

 Предание повествует, что апостол Андрей дошел до Херсонеса и жил в нем немалое время, основав здесь христианскую общину. Отсюда поднялся он вверх по Днепру до того места, где сейчас находится Киев.

Нестор Летописец повествует, что апостол Андрей, взойдя на высокую гору, водрузил над ней крест и сказал ученикам: «Здесь воссияет благодать божия, воздвигнутся церкви Христовы, и свет истины отсюда разольется по всей стране»), высадился на сушу и взял его в осаду. Он передавал жителям города, что будет хоть три года стоять, но добьется победы. Неизвестно, чем бы кончилась осада, но житель города Анастас, прислал князю вместе со стрелой записку, в которой советовал перекопать трубы, по которым под землей в город идет вода. Князь так и поступил, пообещав себе, что если возьмет город, то примет крещение новой верой.

Скоро жители стали страдать от жажды, и сдались.
Воины князя Владимира вошли в город, но не разрушали его по приказу князя.
Князь Владимир отправил в Константинополь, в Византию послов, которые передали императору Константину, что Великий князь завоевал Херсонес и желает себе в жены сестру императора, царевну Анну, а н то придет и завоюет Константинополь.

Ответ был таким:
- Передайте своему князю, что мы отдали бы нашу сестру ему в жены, если бы он согласился принять христианскую веру. По правилам нашей страны мы не можем отдать ее замуж за язычника. От самого князя зависит, получит ли он руку прекрасной царевны.
Князь этого хотел, только гордость не позволяла ему просить о крещении.

...в те годы в Киеве уже жили христиане, правда было их не так много - основную массу людей составляли язычники. Они поклонялись богам, в которых веровали их отцы и чьи деревянные изваяния украшались по праздникам разноцветными лентами, украшениями.

Рядом с деревянной скульптурой находился жертвенник, на котором в особых случаях приносили в жертву людей.

После того, как князь Владимир установил на Руси мир и порядок, киевляне собрались на большой праздник, и решили принести в жертву красивого юношу или девушку.

 Выбор пал на молодого человека, красивого лицом, сына варяжского христианина. Отец юноши пробовал увещевать вооруженных людей, сказав, что они поклоняются деревянному идолу, принося ему в жерву людей.

"Страшный грех и заблуждение - поклоняться деревянному идолу, приносить ему в жертву человеческие жизни. Сначала убейте меня, а потом - сына".

Люди разъярились: чужеземец осмелился ругать их богов, не разрешил приносить жертву. Они ворвались в дом и - убили двух ни в чем не повинных людей.

Их звали Иоанн и Феодор. Впоследствии они стали первыми христианскими мучениками на Руси.

Одного слова князя Владимира было бы достаточно, чтобы помешать убить ни в чем не виноватых людей... Это слово не было сказано. Однако этот случай не забылся, не стерся в сознании князя, что-то в нем переменилось...

 В Херсонес прибыл корабль, на котором вместе с царевной Анной приплыла почетная свита, известные люди империи. Корабль встречали жители горда, сам князь Владимир. У него как назло, болели глаза, он словно ослеп. Царевна Анна, узнав о его болезни, посоветовала немедленно креститься. Владимр прислушался и внял совету своей невесты.

... и в тот момент, когда князь принимал крещение, когда святитель возложил на него руку, боль в глазах прошла.
На виду у всех произошло чудо.
Пораженные происшедшим, воины князя также приняли крещение.

Преподобный Нестор Летописец повествует:

После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуни на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи: стоит церковь та и доныне. Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы и про которых невежды думают, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей. "Велик ты, Господи, и чудны дела твои!". Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им:

"Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом".

Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: "Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах".

 Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу". И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры.

И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное."

В 1007 году святой Владимир перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги.

А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна, После ее кончины князь вступил в новый брак - с младшей дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена, внучкой императора Оттона Великого.
http://www.mypskov.info/content/velikij-knjaz-vladimir

... В 990 году Владимир основал и назвал в честь себя город Владимир, ныне областной центр Российской Федерации.
В X веке имя Владимира приобрел город Владимир-Волынский, ныне в Волынской области Украины.

Мозаичное изображение Св. Владимира Великого в соборе Святого Петра в Ватикане. 1988 год.