Ремиссионная теория интеллекта

Олег Басин
РЕМИССИОННАЯ ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Уважаемый читатель, данный текст является лишь частью общей теоретической работы «СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ПРОЦЕССЫ СОЗНАНИЯ» (http://www.proza.ru/avtor/olegbasin), чтение которой лучше начинать с начальных глав, так как иначе многое может оказаться непонятным.

          Мы с вами вплотную подошли к возможности и необходимости четкой технической формулировки того, что мы издавна с гуманитарной точки зрения называем интеллектом. Как видно из предыдущего изложения, всё касающееся интеллекта представляет собой весьма сложную взаимосвязь разнообразных понятий и закономерностей, отмеченных в этой работе. Это говорит о невозможности здесь обойтись одним определением и предоставляет поле деятельности для очередной теории. Ремиссионной теории интеллекта.

РЕМИССИОННАЯ ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТА

          Итак, объекты интеллекта с точки зрения данной теории — это ремиссионные элементы действующих уровней сознания, т.е. зрелые итогово-инициирующие образы триадных циклов сознания.

          Как мы с вами уже знаем из предыдущего изложения, нормальное создание образа всегда происходит путём интеграции образов нижележащего действующего уровня сознания. Для этого необходима работа триадного цикла, в котором участвуют два действующих уровня (нижний и верхний) и один связывающий (промежуточный между ними). Образы нижнего действующего уровня соединяются при участии связей промежуточного уровня и таким способом составляются образы следующего порядка, т.е. происходит образная интеграция. По окончании каждой такой интеграции всегда создаются свои итогово-инициирующие образы нижнего действующего уровня как полномочные представители, способные в нужный момент начать полное возобновление. Этот процесс описан и сформулирован в данной работе как теория триадных циклов на примере взаимодействия рассудочного, ассоциативного и поведенческого уровней. Эта теория в дальнейшем будет также распространяться и на другие уровни сознания, к которым мы с вами обратимся в последующих частях данного труда.

          От основной теории — теории триадных циклов нам понадобится один её важный элемент — итогово-инициирующий образ, который с каждым возобновляющим оборотом цикла постепенно совершенствуется до максимальной полноты и завершённости действия, пока, в конце концов, не становится полностью самодостаточным. Зрелый итогово-инициирующий образ кратко и схематически заключает в самом себе все самые основные аспекты того действия, которое он представляет. Такие элементы и в данной триаде уровней, и в последующих мы будем называть ремиссионными, поскольку они постепенно перенимают основную функцию (миссию) образа вышестоящего уровня, т.е. совершают эту миссию как бы наоборот. Это подобно тому, как некая технология, созданная сначала в лаборатории, со временем перекочёвывает в цех, где, в конце концов, исполняется даже простым рабочим. С одной стороны это необходимая минимизация операций с целью освобождения пространства сознания для новых постижений, а с другой стороны — возможность в любой момент вновь развернуть эти ремиссионные элементы в циклы для возвращения крупных образов обратно в строй с целью подробного рассмотрения и производства изменений. Это, как вы поняли, возможно потому, что ремиссионные элементы — ни что иное как итогово-инициирующие образы, которые, собственно, для этого и были предназначены изначально.

          Ремиссионные образы любого действующего уровня сознания, начиная с рассудочного, входят в состав интеллекта, который является некоторым подмножеством или, точнее говоря, некоторой подсистемой общего сознания. Таким образом, сознание можно рассматривать как общее образное пространство, позволяющее осуществлять обширное образное моделирование. Тогда интеллект — это часть сознания, состоящая только из его ремиссионных элементов, начиная с рассудочного уровня. Б;льшая часть объектов сознания — это проходные первичные образы, полученные путём простого поступательного интегрирования снизу вверх, как, например, формирование поведенческих образов из рассудочных. Таким же самым способом, т.е. путём простого интегрирования, из материала определённых нижних уровней возникают и первичные рассудочные образы, пробегающие в нашем сознании как незадерживающиеся картинки. Мы называем их проходными скорее с гуманитарной, чем с технической точки зрения, потому что они мимолётны, эфемерны и могут не оставить заметного следа в сознании.

          Наоборот, интеллект является хотя и малой, но весьма заметной его частью, так что согласно господствующим теориям его порой ошибочно считают собственно сознанием, хотя интеллект — лишь малая его часть. Помимо этого, рассудок обогащенный ремиссионными элементами, составляющий самую элементарную основу интеллекта, наиболее заметен в интеллектуальном строю, поэтому именно рассудку ошибочно приписывают понятийную природу. Таким образом, довольно распространено весьма ошибочное свед;ние сознания к интеллекту, а интеллекта к рассудку, что в результате транзитивно отождествляет между собой сознание и рассудок, и является грубой ошибкой в оценке и анализе сознания, порождающей все остальные ошибки научных и обывательских представлений о нём.

          Интеллект — это всего лишь лодки, яхты и корабли, плывущие по океану сознания. На их борту может существовать безупречный порядок, они могут объединяться во флот или плыть поодиночке, но, если стихия океана непредсказуемо возмутится, какие-нибудь из них не доплывут до берега.

МИССИОННО-РЕМИССИОННЫЙ ЦИКЛ СОЗНАНИЯ

          Если триадные циклы, которые мы с вами рассматривали до сих пор уместно было бы причислить к функциональным, поскольку они могут приводить случайные хаотические действия к постоянным функциям, то миссионно-ремиссионные циклы справедливо было бы отнести к разряду жизненных циклов, так как они имеют отношение к индивидуальному развитию интеллектуальных мыслеформ. Да и происходят они на много порядков длительнее, чем рассматриваемые ранее триадные циклы, такие как, например, рассудочно-ассоциативно-поведенческие.

          Цикличность процесса заключается в том, что рассудком, ещё пока не справляющимся с некоторым заданием, он начался, прошёл фазу расширения на более высоком поведенческом уровне, и вновь вернулся в рассудок уже не только с возможностями, но и с полномочиями.

          Влияние верхнего уровня на нижний тоже происходит через этот цикл в виде формирования и совершенствования итогово-инициирующего образа, которому в результате передаётся поведенческая функция, что собственно мы и называем ремиссией.

          Миссионно-ремиссионный цикл состоит из двух фаз: первая — это восхождение по уровню сложности и упорядочиванию как поведенческого образа, так и его итогово-инициирующего элемента; вторая — это уже упрощение, заключающееся в передаче всех прав и функций от поведенческого образа к соответствующему итогово-инициирующему элементу.

          Миссионно-ремиссионные циклы являются той формой эволюции, которая формирует стабильную и подконтрольную часть сознания, которая называется интеллектом.
СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА: http://www.proza.ru/2008/11/29/419