Механизмы мотиваций. Ч 2

Олег Басин
МЕХАНИЗМЫ МОТИВАЦИЙ. Ч 2

Уважаемый читатель, данный текст является лишь частью общей теоретической работы «СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ПРОЦЕССЫ СОЗНАНИЯ» (http://www.proza.ru/avtor/olegbasin), чтение которой лучше начинать с начальных глав, так как иначе многое может оказаться непонятным.



МЕХАНИЗМЫ ЖЁСТКОГО ЛИНЕЙНОГО МЕЖПОВЕДЕНЧЕСКОГО СВЯЗЫВАНИЯ

(это продолжение темы. начало на предыдущей странице http://www.proza.ru/2008/11/29/411)

          Повторение одних и тех же рассудочных элементов в мотивационном ядре создаёт все необходимые предпосылки для жёсткого линейного связывания поведенческих образов. Основа этого механизма в том, что внутри самог; мотивационного ядра также формируются устойчивые ассоциативные связи. Оно возобновляется в сознании так часто, что между его рассудочными элементами вырабатываются множество очень крепких взаимных ассоциаций. На этой основе будет происходить и связывание поведенческих образов, обладающих такой общей частью, потому что рассудочные элементы ядра могут ассоциироваться не только внутри, но и принадлежа разным поведенческим образам. Так пучки ассоциативных связей работают ещё и на межповеденческое соединение.

          Этот тип мотивационного связывания значительно отличается от того оперативного универсального, который мы рассмотрели чуть ранее. Данный механизм не нуждается в фокусировке. Он является прямым, широким и множественным ассоциативным склеиванием, которое соединяет между собой обширные зоны из сходного рассудочного материала, а не ищет тонким лучиком тот единственный оригинальный элемент, с которого следует начать новое поведение. Каждый следующий поведенческий образ, при данном способе соединения, по своему рассудочному составу весьма незначительно отличается от предыдущего, что собственно, и составляет основу жёсткого линейного связывания. Поэтому деятельность, составляемая по такому механизму, представляет собой плавно перетекающее поведение, слегка изменяющее свой характер с течением времени, но по сути остающееся тем же самым. Это даже можно назвать трансляцией поведения на деятельностный уровень, но, правда, не всегда и не в полной мере, а в зависимости от доли повторения. Проще говоря, всё зависит от того, на сколько крупной является общая повторяемая часть. Если она занимает подавляющую долю объёма, то это приведёт к практически прямой трансляции поведения. Если же она относительно небольшая, т. е. по размеру близка к ядру обычной мотивационной связи, то цепочка будет не трансляцией поведения, а вполне натуральной деятельностью, хотя всё-таки и линейной. Мотивационное ядро такого связывания значительно отличается от ядра оперативной мотивации и по структуре и по механизму действия. Оно здесь носит характер не подборки посторонних аргументов, а само входит в состав каждого поведенческого образа как его константная часть. При данном механизме полностью отсутствуют поиск оптимального продолжения, фокусировка ассоциирования и исследование перспектив. Вдобавок ко всему мотивационное ядро такого типа, ещё и совмещает функцию итогово-инициирующего поведенческого образа для данной деятельности, потому как стоит только возобновить эту часть в сознании, сразу выстроится и вся деятельностная линия.

          Этот принцип построения деятельности гораздо быстрее, но в той же мере и примитивнее гибкого оперативного мотивирования.

ДВА ВИДА МОТИВАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО СВЯЗЫВАНИЯ

          Оказалось, что сознание располагает двумя способами построения деятельности с помощью двух принципиально различных механизмов мотивирования. Конечно, в силу одинаковости законов для любых уровней сознания, эти два типа связывания и построения сосуществуют во всех триадах, просто данная из них, а именно поведенческо-мотивационно-деятельностная, позволила лучше выявить эти механизмы для нашего понимания, а также обнаружить их существенные различия между собой, требующие каждый своего собственного и отдельного описания. Они также требуют и своих собственных названий.

          Сначала мы с вами рассматривали пластичный тип мотивирования, который связывает принципиально различающиеся поведенческие образы, являющиеся смысловым продолжением и дополнением друг друга. Это тот случай, когда противоположности сходятся при косвенном влиянии более высоких уровней, а управляющие механизмы, такие как: мотивационное ядро и итогово-инициирующий поведенческий образ раздельны друг от друга будто две ветви власти в конституционном государстве. Подбор противоположных, но взаимно необходимых друг другу мыслительно-поведенческих компонентов является активной функцией разума и приводит к интенсивному преобразованию, т. е. малыми средствами совершает большое дело. В силу связывания цепи из совершенно различающихся звеньев, назовём такой тип мотивирования гетеротропным. Именно он составляет основу творческого мышления.

          Другой тип связывания на мотивационном уровне соединяет всё по принципу подобия и выстраивает малоотличимые образы в такой последовательности, чтобы изменение было динамичным и однозначно приводящим к цели. Непосредственное управление этим процессом не разделено на самостоятельные механизмы, а выполняется одной и той же структурой, которая является и мотивационным ядром, и итогово-инициирующим образом, и константной частью всех мыслительно-поведенческих звеньев. Это скорее соответствует пассивной функции разума, в которой определяющую роль играют не вышестоящие, а нижестоящие уровни сознания. В силу высокой однородности соединяемых компонентов, назовём такой тип связывания гомотропным. Он обычно составляет основу технической части мышления и действий.

          Далее термины «гетеротропный» и «гомотропный» будут активно использоваться в данной работе для обозначения соответствующих типов связывания образов.

СТАНОВЛЕНИЕ ЧЁТКОГО ГОМОТРОПНОГО МОТИВИРОВАНИЯ

          При гомотропном связывании одно и тоже мотивационное ядро так часто повторяется и так часто востребуется, что ассоциативные связи, которые установлены внутри него, чрезвычайно крепки. Теперь представим себе, что этот один и тот же набор входит во множество различных мыслительно-поведенческих образов. Это даёт возможность устанавливать множество перекрёстных ассоциативных связей между ними. Такое связывание приводит сначала к бесструктурному конгломерату, поскольку почти все связи на основе одного и того же ядра практически одинаковы. Они способны пока что только беспорядочно склеивать поведенческие образы в одно бесформенное облако, а создать предпосылки к формированию чёткой деятельностной структуры, пока не могут в силу своего однообразия во всех направлениях. Но, именно такое первичное мотивационное связывание является основой для его постепенного превращения в зрелое гомотропное мотивирование и в зрелую гомотропную деятельность, которая уже будет представлять собой определённую и чёткую последовательность поведенческих образов.

          Для окончательного становления жёстких, т.е. гомотропных мотивационных связей предполагающих всё-таки определённый порядок, требуется время и труд многократного прохождения одной и той же линейной гомотропной деятельности. По мере практикования, когда мы уже неоднократно совершали один и тот же деятельностный переход, первичная гомотропная мотивационная связь в каждом конкретном месте начинает приобретать некоторое своеобразие. Это происходит потому, что помимо первичной совокупности ассоциативных связей в ядре в эту мотивацию добавляются и другие, заключённые между некоторыми элементами вариабельной части. Если поведенческие образы достаточно часто проявляются один за другим, то какие-то рассудочные элементы, входящие в них, тоже возникают друг за другом с небольшим интервалом времени, и между ними устанавливаются дальние ассоциативные связи. Гомотропная мотивационная связь на своей средней стадии формирования состоит как бы из двух частей: первичного ассоциативного стержня принадлежащего когда-то первичной мотивации, и группы новых ассоциаций, дополняющих, укрепляющих, и придающих ей своеобразия. Они определяют чёткое и конкретное место каждого поведения в деятельностной цепи. Такая дополненная мотивационная связь обладает гораздо большей яркостью и надёжностью по сравнению с первичной, а главное, способствует установлению определённого порядка и чёткой структурности. Со временем её отличительная группа ассоциаций может даже многократно превзойти первичную стержневую, и за счёт этого окончательная линейная связь получает явные преимущества по яркости и надёжности. С таким окончательными гомотропными связями мы способны действовать уже более направленно и целесообразно пока не изменятся внешние условия, потому что теперь поведенческие образы располагаются в нашем сознании чётким деятельностным строем, чётким линейным порядком.

ИТОГОВО-ИНИЦИИРУЮЩИЙ ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ОБРАЗ ГОМОТРОПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

          Речь пойдёт о таком поведенческом образе, который имеет ключи ко всем связям гомотропной деятельности. Любой итогово-инициирующий образ, какому бы уровню и какому бы типу связывания он не принадлежал, имеет ключевое значение при возобновлении триадного цикла, и ни один из циклов, создающих новые образы не обходится без подобного объекта, возобновляющего его вновь и вновь.

          Ядро гомотропной межповеденческой связи — это собрание рассудочных образов, которые постоянно встречаются во всех компонентах одной и той же линейной деятельности. Внутри этого мотивационного ядра установлено множество крепких ассоциативных связей, за счёт которых и выстраивается вся эта жёсткая линия, потому что оно входит во все её мыслительно-поведенческие образы, подобно соединяющимся друг с другом платформам. Оно (это ядро) является тем самым поведенческим образом, который представляет собой некую ассоциативную базу для всех остальных, даже несмотря на некоторую вариабельную часть.

          Когда со временем первичные гомотропные связи из абсолютно одинаковых постепенно преобразуются в индивидуальные за счёт установления некоторых дополнительных ассоциаций, в этой линии становится больше порядка и строгой очерёдности следования поведенческих образов одного за другим. Но, тем не менее, именно их общая часть держит ключи от всех гомотропных связей этой линейной деятельности, так как она есть основная часть каждой из них. Поэтому именно из их ядра и ведёт своё происхождение итогово-инициирующий поведенческий образ линейно-гомотропной деятельности.

          Такова особенность гомотропного соединения образов, что ядро связи и итогово-инициирующий образ сведены у неё в одном объекте.

СОТРУДНИЧЕСТВО ГОМОТРОПНОГО И ГЕТЕРОТРОПНОГО МЕЖПОВЕДЕНЧЕСКОГО СВЯЗЫВАНИЯ

          Оба типа связывания одинаково необходимы индивидууму в его жизни. Следует отдавать себе отчёт в том, что их роли в сознании совершенно различны, и ни в коем случае не стоит подменять одну из них другой. Если же умело и рационально дополнять их друг другом, то виртуозность становится достижимой.

          Гомотропное построение деятельности позволяет с огромной быстротой и точностью технически исполнять привычную однообразную работу. Но в придачу с быстротой мы получаем и её линейность, не позволяющую тонко вникать и приспосабливаться к индивидуальным условиям. Всю тонкую индивидуальную часть работы берёт на себя гетеротропное мотивирование и построенная на его основе вариабельную деятельность. Оптимальное взаимодействие этих двух типов связывания позволяет доводить любую работу до степени искусства, когда гетеротропная и гомотропная мотивационно-деятельностные функции рационально переплетаются, образуя сплав с необыкновенными свойствами. Гомотропные компоненты этой сложной деятельности позволяют выполнить быстрые стандартные действия, а гетеротропные помогают определять общую стратегию на месте и учитывать индивидуальность каждого отдельного случая.

          Во время творения работают как бы две части сознания: одна из них создаёт оригинальный образ, другая определяет стандартную технику работы, стиль языка, гармоничность композиции и т.д. В общем, вторая часть, которая, как вы поняли, основана на гомотропном мотивировании, обслуживает каждого творящего по-своему, поскольку у каждого из них свой род техники и стиль настроек.

          Говоря об искусстве, автор имеет в виду не только творения для выставочных или концертных залов, а также и обыденную работу, которую выполняет большой мастер своего дела. В этом смысле искусство и техника также сильно переплетены между собой за счёт скоординированной работы гомотропного и гетеротропного типов связывания, а виртуозность определяется равенством этих двух составляющих в одном уме мастера, и чётким отведением своей роли и своего места каждой из них в общем деле.

ИЗБЫТОЧНАЯ ГОМОТРОПНОСТЬ КАК ОСНОВНАЯ ПОМЕХА ПРИ ОБУЧЕНИИ

          Гомотропный принцип связывания на мотивационном уровне сознания, как мы с вами уже выяснили — это принцип, заключающийся в соединении образов за счёт их массивной общей (т.е. повторяющейся) части. Именно эта их общая часть является предпосылкой к установлению большого числа жёстких стандартных ассоциаций, что одновременно создаёт однообразие и массивность. В силу построения деятельности на основе повторения одинаковых частей, как вы наверное помните, мы и называли этот механизм гомотропным межповеденческим связыванием. Оно, в отличие от гетеротропного, обладает очень высокой прочностью, быстротой осуществления и отсутствием вариабельности. Отсутствие вариабельности может стать весьма существенным недостатком гомотропного соединения образов. Те аспекты мышления, которые построены на его основе, мы не в силах перестраивать на ходу, поэтому вынуждены везде и всегда использовать их как неделимые конструкции.

          Когда гомотропность в мотивационно-деятельностных процессах составляет лишь малую долю, она может использоваться как надёжный каркас наших сложных мыслительных конструкций. Тогда наше мышление обладает существенной быстротой и разнообразием, так как быстро собрав стандартный каркас, мы «облепливаем» его всевозможным оригинальным и пластичным материалом. Таково мотивационно-деятельностное мышление виртуоза.

          Мотивационный уровень занимает относительно высокое положение в структуре нашего сознания, поэтому доля гетеротропности (связь по разнообразию) должна быть в нём гораздо больше чем доля гомотропности. Если происходит наоборот, то это приводит к искалеченному сознанию, не обладающему нормальной для человека гибкостью.

          Педагогика целиком строит свою работу только на гомотропных линейных принципах, и вред от этого очевиден каждому нормальному человеку. Теперь с этой позиции мы способны и проанализировать и вразумительно объяснить суть данного вреда. Он заключается в том, что педагогика насильно создаёт избыточную гомотропность и линейность в сознаниях учеников, не оставляя никакого свободного пространства между монолитными псевдодеятельностными линиями. И сами они огромны, и пригнаны друг к другу настолько плотно, что свободного простора для гетеротропной деятельностной практики почти совсем нет. Автор не случайно назвал эти линии псевдодеятельностными, потому что при сверхвысокой повторяемости их элементов они фактически транслируют не только поведение, но и рассудок. В результате такого педагогического «воспитания» огромнейшие мощности высоких уровней сознания оказываются забитыми монолитными структурами, которые можно использовать исключительно только в узких стандартных ситуациях, а также абсолютно невозможно ни изменять, ни комбинировать. За счёт такой гомотропной избыточности, повсеместно практикуемой педагогикой, наносится колоссальный урон человеческому сознанию, лишая его главного преимущества — универсальности.

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕТЕРОТРОПНОГО МОТИВИРОВАНИЯ У ЛИЧНОСТЕЙ

          Когда личность воспитывается, то абсолютно закономерно, что какие-то высшие уровни её сознания ещё пока неразвиты и, тем более, неактивны. Возникает неизбежный вопрос: откуда берётся гетеротропное мотивирование, если оно является слишком сложным процессом для спонтанного возникновения, и как оно впервые образуется у развивающейся личности. Т.е. в данном случае речь идёт о нормальной возрастной неразвитости, при которой данный то уровень ещё не слишком активен, не то, что вышестоящий. Т. е. у личности, делающей только лишь первые шаги на поприще мотивирования, этого ожидать ещё не логично. Рассмотрим же теперь вопрос о том, как может закладываться первое гетеротропное мотивирование у развивающейся личности.

          Прежде всего, отметим, что гомотропное связывание, как совершенно пассивный вид, устанавливается путём настойчивой поведенческой проработки. Поведенческие образы, обладающие большой повторяющейся частью соединяются между собой чрезвычайно легко. Поэтому заполнение мотивационного уровня у личности и начинается с этих процессов. Первое заполнение происходит только на основе гомотропного линейного принципа. Может ли оно переродится, и развиться далее в иную форму? Эту возможность нам и следует сейчас обсудить.

          Точно также как всё живое когда-то возникло из неживой субстанции, гомотропная линейность тоже может при определённых условиях родить оперативное гетеротропное мотивирование.

          Представим себе, что ребёнок научен некоторому ряду примитивных деятельностных процессов. Конечно, он ими владеет пока что неосмысленно, т. е. в принципах умеренной надрессированности, и единственным критерием правильности его действий является оценка старших. Это должны быть процессы из какой-либо одной и той же области, например, во время еды за столом и прочих житейских ситуаций. Теперь в его сознании существует несколько параллельных образований гомотропного типа. Между собой они имеют значительно меньшее сходство образов, чем внутри себя, но оно в некоторой степени всё-таки есть, так как область деятельности одна и та же, следовательно, в неё входит и некоторая доля одинаковых образов, обеспечивая некоторую близость этих деятельностных гомотропных линий. Практикуя раз за разом, этот набор линейных деятельностей, развивающаяся личность особенно укрепляет некоторые рассудочные элементы, стабилизируя их за счёт трансляции выше. Они же, в свою очередь, приобретая собственные ассоциативные ареалы, становятся аргументами, фокусирующими ассоциативные потоки, подключая и некоторые иные поведения к прежним деятельностным процессам. Так из совокупности линейных гомотропных деятельностных практик рождаются и гетеротропные оперативные возможности.

          Условия возникновения гетеротропного мотивирования на почве ряда гомотропных деятельностей таковы:

1. несколько гомотропных процессов из одной и той же практической области должны быть хорошо и стабильно отработаны;

2. между ними есть некая общность из-за близкой принадлежности, но практически они не могут подменять друг друга, так как у них несколько разное назначение, т. е. их близость относительна;

3. наряду с практическим исполнением линейно-гомотропных деятельностей, развивающейся личности дозволяется чередовать их с произвольной игрой, развивающей произвольные и хаотические ассоциации с совершенно посторонними вещами, из которых постепенно выбираются и сопутствующие.

          Обучение, безусловно, содержит некоторое прорабатывание линейных истин, но между ними необходима и некоторая смысловая дистанция, позволяющая в том числе и некоторую произвольность, рождающую уже гетеротропные оперативные связи. Их личность должна устанавливать уже сама: без помощи, но и без помех.

          Очень часто приходится наблюдать, как детскую игру за столом взрослые безжалостно пресекают, считая её простой помехой. Они исходят из стремления развивать у детей сплошную гомотропную образность: «Сел есть — ешь; сел делать уроки — делай уроки, нечего тут играть! Играть будешь потом когда всё закончишь, и возьмёшь нормальные игрушки, а вилками и ложками, а также ручками и карандашами не играют».

          В процессе установления гибких мотиваций обязательно присутствует компонент хаотичности, случайности, которую не избежать, но сплошным порядком её подменять нельзя. Чтобы не забить пространство формирующегося разума избыточным гомотропным порядком, во-первых, необходимо одновременно обучать лишь весьма ограниченному набору основополагающих техник, а во-вторых ни в коем случае при этом не затрагивать мелких нюансов. Тогда между этими линейными техниками у личности будет свободное пространство и для произвольного гибкого манёвра, который сначала будет отрабатываться во время игры, а затем и в режиме делового опробования.

          Автор замечал, что у многих учеников, нуждающихся в реабилитации после школьного педагогического обучения, практически полностью уже отсутствует стремление опробовать что-либо произвольно. На всё требуется специальная санкция и специальный метод, и если их нет, то бедный ученик «зависает» подобно компьютеру с отсутствием «куска» программы. У них уже отсутствует и техника поиска, и та ценностная зона, которая за неё отвечает.

          Самая основная причина такой сверхметодичной недееспособности заключается в излишней опеке воспитателей, которые переусердствовали при формировании техник и методик, не предусмотрев между ними необходимую смысловую дистанцию, для свободного ассоциативного поиска промежуточных путей и решений. Эти педагогические подходы обеспечили многим воспитуемым сплошную и плотную гомотропную проработку при первичном обучении, когда должны были закладываться первые настоящие мотивации, фокусирующего типа.

КАК ЭКСТРЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СПОСОБСТВУЕТ ГОМОТРОПНОМУ ЛИНЕЙНОМУ ЗАМОЩЕНИЮ СОЗНАНИЯ (ПСИХОТРАВМЫ)

          Ещё в первой части этой книги, в главе об ассоциативном уровне сознания мы рассматривали вопрос о влиянии состояния человека на его ассоциативный поиск. Тогда мы выяснили, что лояльное состояние весьма способствует широкому ассоциативному охвату, а в следствие этого и более лёгкому разнообразному выстраиванию поведений. Экстренное состояние наоборот сужает ассоциирование, иногда даже до такой степени, что сознание так и не выстраивает полноценного поведения. Сейчас нас интересует именно этот аспект.

          Итак, экстренность может не только сузить поведенческий выбор ввиду невидимости некоторых связей, но иногда даже и совсем остановить его, особенно в ещё слабо проработанной области. Если это не выходит на поведенческом уровне из-за понижения ассоциативности, то тем более не выходит и на деятельностном, так как гибкое мотивирование зависит от живых ассоциаций. Но сознание всё же при любых условиях пытается решать возникшую проблему, и тогда решение перекладывается на гораздо более низкий уровень, рассудочный или даже ещё ниже, и в результате производится плотное гомотропное рассудочное замощение всей той области сознания, которая подверглась такому жёсткому режиму.

          Это в некоторой степени напоминает травматический разрыв ткани, только в данном случае — ткани сознания, где роль келоидного рубца играет рассудочная (или ещё более примитивная) гомотропная замена поведения и деятельности. Вполне уместно было бы сравнение гомотропного материала в сознании с соединительной тканью в организме, которая обладает скелетной функцией и на макро- и на микро-уровне, а также имеет резкие преимущества перед другими тканями при восстановлении (регенерации), что собственно и порождает келоидный рубец.

          Степень экстренности, конечно, может быть весьма различной: от лёгкого беспокойства до непреодолимого ужаса. От этого уже зависит и зональный охват и глубина травмы, где потом функционально пластичная ткань сознания замещается на примитивный гомотропный «рубец».

          В результате такой замены, всякий раз сталкиваясь с подобной ситуацией, и попадая в травмированную зону сознания, индивидуум осуществляет одну и ту же примитивную реакцию, обусловленную гомотропной заменой подвижных и разнообразных функций.

АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ СОСТОЯНИЯ УРОВНЕЙ СОЗНАНИЯ

          В сложной и многоэтажной структуре сознания всегда работают все уровни без исключения. Они работают всю нашу жизнь и в любой её момент. Но их работа может быть заметной или незаметной для нас, т. е. они могут проявлять или не проявлять во время этой работы свой собственный характер. Он проявляется в следующих признаках: во времени реализации программы, в её сложности и масштабности. Более высокому уровню должна соответствовать не только б;льшая длительность исполнения, но и более высокая сложность образов и больший охват пространства внешней реальности. Использование высоких уровней ради решения длительных и одновременно сложных задач — нормальная позиция и нормальный порядок вещей. Это нужно в основном для длительного контроля действий нижних уровней, для своевременной подачи им новых директив и для поддержания стабильной, но одновременно и сложной картины Внутреннего Мира. Чем выше уровни, тем легче им справляться с данной задачей, так как они понижают при этом детализацию на порядок, как и положено более общим планам, чтобы исключить суету. В норме, более высокие уровни необходимы и для того, чтобы выстраивать более сложные отношения с внешним миром, что проявляется в необходимости дополнять одни образы другими, а не повторять один и тот же порядок. Контроль за полнотой, а не за повторяемостью и является, пожалуй, активной функцией, активным состоянием любого действующего уровня.

          Активное состояние действующего уровня наступает тогда, когда не только время его работы обладает достаточной длительностью, но и образ, создаваемый им наделён достаточной сложностью и может при этом перестраиваться на ходу. Это возможно только в том случае, если тип связывания носил гетеротропный характер: оперативный, тонко фокусирующий внимание в цель, и объединяющий в одну композицию разные элементы. В этом, т. е. активном случае и проявляется своё собственное лицо любой из уровней сознания. Собственный их характер, заключается не только во временн;й длительности работы образа, но и в сложности, в разнообразии, в оперативности и адекватности действий индивидуума.

          Но уровень сознания иногда может действовать и, не проявляя своего собственного лица, т. е. быть проводником, ретранслятором тенденций предыдущего действующего уровня. Это пассивное состояние, оно служит для возможности нижних уровней проявлять себя в более длительных отрезках времени, чем они могли бы позволить сами по себе. Для этого необходимо склеить между собой малоотличимые друг от друга образы в такую линию, которая бы жёстко, массивно, фундаментально пролегла бы на более высоком уровне, продлевая действие предыдущего. Это, как мы с вами уже знаем, обеспечивается за счёт гомотропного связывания. Можно смело утверждать, что пассивное состояние любого действующего уровня основано на гомотропности связей.

          Даже если возраст индивидуума довольно мал для развития высоких уровней сознания, то всё равно они работают, но только пока пассивно транслируя волю низов. Главное в воспитании — вовремя подать этому уровню гетеротропный, нелинейный материал, чтобы активизировать уровень в должной мере, а не перегрузить сплошными комплексами линейностей во имя правильности исполнения.

          Часто приходится видеть как детей приучают к порядку буквально на каждом шагу, не давая им ни ошибиться, ни испытать что либо на своём собственном опыте, иначе говоря, не позволяют попрактиковаться в нелинейной т. е. в активной функции сознания. Постоянное подчинение детей одному и тому же порядку приводит к хронической пассивности их деятельностного уровня сознания, так как при этом в деятельность гомотропным способом транслируются рассудочные правила. И когда доля транзитно транслируемого рассудка становится критической, пространство для оперативного манёвра остаётся слишком мало для активной работы уровня и он навсегда остаётся пассивным транслятором рассудка.

          С другой стороны, активность и пассивность должны сочетаться в нужной пропорции, которая определяется, не только возрастом, но и типом задачи, поэтому задачи у индивидуума по этому аспекту должны быть разнообразными, что, конечно же, следует учитывать при обучении и воспитании. Иначе говоря, необходимы задачи и на строгое соблюдение правил, и на работу без них.

          Гомотропное линейное связывание, как уже было сказано, может обеспечивать проникновение не только на соседний верхний уровень, но и развивать транзитную трансляцию через голову, а то и более. Такая транзитная гомотропная трансляция лежит в основе врождённых форм поведения, называемых инстинктами. Инстинкты, как дальние гомотропные трансляции, составляют некую изначальную психическую конфигурацию любой особи, обеспечивающую её изначальную жизнеспособность. Они транслируют в том числе на поведенческий и деятельностный уровни врождённые схемы из глубоких низов сознания, находящихся гораздо глубже рассудочного.

          Активность уровней сознания, безусловно, заключается в том, что в нём присутствует достаточная доля гетеротропных образов или гетеротропных связей (смотря о каком уровне идёт речь: действующем или связывающем). Но, тем не менее, присутствие некоторого количества гомотропных построений или связей также необходимо, хотя бы для того, чтобы определённые жизненно важные функции можно было достаточно продлить во времени, а также позволить им в определённой степени влиять на высокое образное сознание.

          Инстинктивность — это тоже одна из полезных форм дальней гомотропной трансляции с нижних уровней сознания.
СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА: http://www.proza.ru/2008/11/29/408