Бессознательное. три его источника, три составных

Олег Басин
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ:
ТРИ ЕГО ИСТОЧНИКА, ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ

КРИТИКА СОВРЕМЕННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ
Уважаемый читатель, данный текст является лишь частью общей теоретической работы «СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ПРОЦЕССЫ СОЗНАНИЯ» (http://www.proza.ru/avtor/olegbasin), чтение которой лучше начинать с начальных глав, так как иначе многое может оказаться непонятным.


          Признаться честно, автор не одобряет это пространное понятие «бессознательное», но вынужден был уделить ему определённое внимание в виду его необычайной распространённости и укоренённости как в науке, так и в обиходе. По сути, этот термин является «волшебным» словом, позволяющим не вникать в сложную суть явлений, а просто сказать: «ну это всё сфера бессознательного!».

          Да, в отличие от животных, мы можем чётко фиксировать некую часть продукта нашего сознания за счёт того, что у нас слишком развита эта самая часть, т.е. интеллект. Это его мы можем контролировать и анализировать напрямую (по крайней мере так считаем, порой тоже безосновательно), это его по непонятной традиции мы называем собственно сознанием. Придерживаясь такой точки зрения, мы вынуждены были бы отрицать наличие сознания у животных. Но мы не можем так поступить хотя бы потому, что совершенно очевидно происхождение нашего сознания на базе сознания животного, точно также как произошло и наше пищеварение. Сознание не могло появиться у человека вдруг, из неоткуда, оно прошло длительную эволюцию от примитивных доисторических форм с тех пор, наверное, как нервная ткань скомпоновалась в крупные формирования, особенно в области головы. Было бы философски неверно, не логично считать, что сознание — прерогатива человека, т.е. его исключительное свойство. Как и всякое биологическое существо, человек не обладает ничем таким, чем не обладают другие биологические существа, по крайней мере, близкие по биологической классификации. Вся разница заключается лишь в акцентах развития тех или иных свойств, но ни в коей мере не в их наличии или их отсутствии. Это вам скажет любой биолог.

          Итак, интеллект по некой прочно сформировавшейся традиции порой мы по привычке называем сознанием, хотя на самом деле сознание — это всё образное пространство целиком, как контролируемое, так и неконтролируемое; как выражаемое какими-либо внешними средствами, так и невыражаемое. Его же особая часть ремиссионного происхождения (особенно гиперремиссионного) — это интеллект.

          Автор вообще не затрагивал бы темы бессознательного, если бы не её, как уже было сказано, распространённость и укоренённость. Это искусственный термин, удобный для бытового применения, так же как и термин «память», а наше житейское восприятие действительности всё же нуждается в подобных терминах, и, надо сказать, имеет на это право, поэтому и мы с такой точки зрения рассмотрим тему бессознательного.

          Так называемое бессознательное, формирующееся благодаря нашему сознанию тремя путями, имеет соответственно три части и три источника своего формирования: «с низу», «с верху» и «внутри» каждого уровня.

ИЗНАЧАЛЬНЫЕ ОБРАЗНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

          Изначальные (дикие) образные элементы каждого действующего уровня сознания не поддаются нашему контролю, поскольку являются мимолётными, эфемерными, проходными. Сознание — это стихия, в которой рождение и смерть каждой отдельной частички не играет особой роли, пока она (эта частичка) в силу тех или иных причин не займёт особого положения.

          С точки зрения теории триадных циклов, сформулированной ещё в главе об ассоциативном уровне сознания, на каждом из действующих уровней сознания происходит образная интеграция, которой способствуют связывающие уровни. Эти свежепоявившиеся образы и являются теми частичками, которыми кишит наше огромное сознание. Какая-то часть из них доживёт и доэволющионирует до чего-нибудь существенного и особенного или включится в него хотя бы как малая часть, но большинство из них заметно только своей совокупной массой, точно также как обстоит дело с молекулярным строением вещества. С этой точки зрения изначальные образы любого действующего уровня сознания мы вправе считать бессознательными, поскольку они не контролируются, не управляются, а зачастую и не отмечаются нашим вниманием.

          Это, как мы с вами обсуждали чуть выше, формирование бессознательного «изнутри». Оно на самом деле является базисом нашего сознания, поскольку состоит из его первичных образов, ещё не прошедших таких усложняющих процедур, как например, ремиссия.

          Безусловно, это самый примитивный вид бессознательного, отчего мы с него и начали конкретный разговор на эту тему.

ГОМОТРОПНЫЕ ТРАНСЛЯЦИИ С НИЖНИХ УРОВНЕЙ ИЛИ ИНСТИНКТЫ

          Это второй источник так называемого бессознательного в нашем сознании, т.е. вторая его часть. Этот источник уже вполне понятен читателю, внимательно изучившему предыдущий материал книги.

          Явление гомотропного связывания образов мы уже обсуждали не раз, и остаётся лишь напомнить, что оно порой применяется нашим сознанием для более длительного позиционирования какого-либо образа, поднимающегося на уровень, а то и на несколько, выше, чем он сам по себе занимает, чтобы обрести более длительное функционирование. Мы подробно обсуждали с вами гомотропную трансляцию рассудочных образов на поведенческий уровень, что составляет их «подъем» на одну ступень, а также на деятельностный уровень (две ступени «прыжка»), но аналогичные процессы в силу одинаковости построения сознания на всех его уровнях могут быть ещё более глубокими, чем с рассудочного уровня и более дальними, чем переход на одну или две ступени. Таковы инстинкты, которыми мы наделены от рождения, и которые определяют наши врождённые поведение, деятельность и другие более сложные психические процессы, предстоящие нам для изучения в последующих частях.

          В силу примитивности инстинктов как образов, они должны были бы принадлежать весьма низким уровням сознания, несравнимо ниже рассудочного, но образам нижних уровней должен был бы соответствовать и очень малый срок их экспозиции, чего нельзя сказать об инстинктах. Тогда логичным выводом является представление об их гомотропной трансляции с низких уровней на верхние.

          Как уже говорилось, пассивное или активное состояние какого-либо действующего уровня сознания определяется тем, какого типа образные построения в нём доминируют: гомотропные или гетеротропные. Работа всех уровней сознания, безусловно, происходит всю жизнь человека, но она может быть активной или пассивной. Естественно, сразу после рождения, большинство уровней сознания индивидуума пассивны, и инстинкты в них определяют первичное гомотропное сознание, необходимое для выживания. Но некоторая часть инстинктов сопровождает нас и всю нашу жизнь составляя гомотропный каркас для скорого построения необходимых личностных структур, уже менее гомотропных, определяющих далее уже совсем оперативно текущее сознание. Таким образом, подобные инстинкты оказывают влияние и на нашу духовность, потому что опосредовано (из далека) влияют сначала на структуры чуть менее гомотропные, те ещё на менее гомотропные, пока не дойдёт дело до нелинейного мотивационного построения.

          Инстинктивное влияние на нашу духовную и интеллектуальную жизнь без сомнения является бессознательным с позиции опровергаемой классификации и составляют одну из частей так называемого бессознательного.

ОБРАЗНАЯ РЕМИССИЯ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ И ОПЫТА

          Интеллект в нашем сознании имеет ремиссионное происхождение, но не всякий ремиссионный элемент всё же является интеллектуальным, а только тот, который имеет в своей родословной целый каскад безупречных ремиссионных ступеней, ведущих от некоего высокого образа к рассудочному, являющемуся итогово-инициирующим от итогово-инициирующего от итогово-инициирующего.

          Если образная ремиссия привела, например, от деятельностного образа к поведенческому и на этом этапе завершилась не дойдя до рассудка, то мы не получим интеллектуального элемента, потому что он не будет понятием, а, следовательно не сможет быть зафиксированным и переданным, что противоречит свойствам интеллектуального. Таким способом, способом частичной ремиссии мы можем получить поведенческий навык, замещающий собой деятельность после её многократного повторения и проработки.

          Так, например, в каком-нибудь виде борьбы изучая новый приём, мы сначала будем его рассматривать как чёткую последовательность поз с обоснованием их роли, а затем в итоге доведём да бессознательного навыка на поведенческом уровне сознания. Полученный таким способом образ, конечно, не будет интеллектуальным, хотя, безусловно, он будет ремиссионным, только не доведённым до состояния понятия в рассудке.

          Из приведённого примера видно, что область так называемого бессознательного может пополняться и ремиссионным путём, только не доходящим до понятийных итогов, а остающимся на уровне поведенческих навыков, которые в совокупности составляют наш опыт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ТАК НАЗЫВАЕМОМ БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ

          Теперь мы с вами чётко видим, что так называемое бессознательное имеет три источника, три составных части, не говоря уже о тех процессах которые лежат ниже рассудочного уровня и даже не пытаются подняться оттуда не будучи включёнными в образы как их детали.

          Понятие бессознательного не имеет права на научное существование (ещё на бытовое — вполне допустимо), потому что оно вносит неописуемую путаницу, из-за которой мы забываем, что сознание — это всё образное пространство, это мир, это стихия. Сколько чего мы можем, например, контролировать в мире, в природе? Вот столько же мы можем контролировать и в сознании: ни больше и не меньше, поэтому автор с самой первой страницы и применил понятие Внутреннего Мира.