Платон. Жизнь святителя. 1. Русский Златоуст

Валентин Стариков
(Главы из книги)


1.
Издавна, подъезжая к Троице-Сергиевой лавре,
путник обнажает голову, завидев голубые купола Успенья
с золотыми восьмиконечными звёздами на них.

Троицкие звёзды...
Столько поколений православных людей
прошло под ними, окрыляя душу знамением Божиим!..
И скромным, незаметным всегда оставалось
имя их создателя, выдающегося подвижника благочестия —
митрополита Московского и Коломенского Платона...

Думается, что Россия, возвращая свои истинные ценности,
ещё воздвигнет из забытия это достойное,
но, к сожалению, сейчас оставленное без должного внимания имя...
Величайший русский святитель восемнадцатого века Платон
родился 29 июня (11 июля) 1737 года в селе Чашниково, что под Москвой.
 
Его родители — диакон Георгий Данилов и Татьяна,
назвавшие сына Петром в самый канун праздника святых апостолов Петра и Павла. Трудолюбивые и скромные, родители своими руками добывали семейный хлеб, воспитывая детей в любви к храму Божьему и к простой крестьянской работе.
 
Как только Петр начал говорить, мать приучила его к молитве, а с шести лет его научили грамоте. Отец, став священником, переехал с семьёй в Москву, а сына поместил в Коломенскую семинарию.

Но вскоре сына перевели в Московскую Славяно-Греко-Латинскую академию, где он получил фамилию Лёвшина. При крайней бедности семьи Пётр и его брат ходили в учение пешком и босиком, надевая обувь перед крыльцом школы.

 Петр Лёвшин был от природы одарён большими способностями, имел прекрасный голос и хорошо пел, примерно учился. Греческим языком овладел самостоятельно, еще до изучения школьного курса. Самостоятельно изучал географию и историю. Для изучения греческого посещал службы Никольского греческого монастыря, а потом особенно любил читать на греческом творения святителя Иоанна Златоустого.

В 1755 году он предназначался к поступлению в университет, но отказался из любви к духовному пути.

2.
19 июня 1758 года его пригласили учителем риторики в Троицкую семинарию. Он прибыл туда прямо во время Илиинского крестного хода.
 И эта обитель стала ему навеки родной.
Его здесь радостно встретили, накануне Успеньева дня, в 21 год он с именем Платона был пострижен в монашество наместником Лавры Гавриилом, а вскоре в Московском Успенском соборе его руко¬положили в иеродиакона.

20 июля 1759 года Платон посвящён в сан иеромонаха, а в 1761 году назначен ректором Троицкой семинарии.
Служебное восхождение Платона происходило довольно стремительно.
В 1763 году он назначен наместником Лавры, и в этом звании встречал императрицу на пути в Ростов, на открытие мощей святителя Димитрия.

После этого Платон назначен законоучителем наследника престола — будущего императора Павла Первого.
Преподавая закон Божий юному цесаревичу, Платон еще проповедовал в придворной церкви. Ему было 26 лет, своими проповедями он производил сильное впечатление на служителей.
Императрица сама бывала на уроках и проповедях.
Однажды, в день рождения великого князя, она слушала поучения Платона и так растрогалась, что заплакала. И при этом сказала: «Отец Платон делает из нас всё, что хочет: хочет он, чтобы мы плакали, мы и плачем».

Авторитет и популярность Платона быстро возрастали.
Зрелость мышления и глубокий разум его вызывал всё большее уважение в его современниках.
 В 1770 году он хиротонисан в архиепископа Тверского с оставлением наместником Лавры. Тверское служение продолжалась пять лет, во время которых совершенствовалась церковная жизнь огромной епархии, под началом архипастыря строились новые храмы, восстанавливалась разрушенная после пожара Тверь.

Путь Платона часто пролегал между Лаврой и Тверью.

Экипаж митрополита проезжал через Дмитров, через сёла Рогачёво, Доршево, Воронино, через Клин, где он охотно отдыхал среди знакомых клириков в бывшем Успенском мужском монастыре.

 Его часто видели и встречали в сёлах Спас-Заулок,  Завидово, Воскресенское, Городня.Не раз он участвовал в службах в местных храмах.
В январе 1775 года Платон встречал императрицу по пути в Москву, и она, наградив его драгоценной панагией, назначила архиепископом Московским и Калужским. Назначение это было весьма ответственным и почетным.
3.
На новом месте Платон застал большой разброд и служебные пороки.
 Он приступил к делу с большим усердием и тщанием, за несколько лет подняв и расширив церковную жизнь, искоренив многочисленные неустройства в жизни Москвы и окрестной епархии.
 Много сил он отдал воссозданию от полуразвала Московской духовной академии, ко¬торой сам был питомец.
Особо нужно сказать о создании Платоном значительного в России православного духовного общеобразовательного центра: в Вифании близ Троице-Сергиевой Лавры.
Это был целый монастырь Вифанский с Преображенским и Лазаревским храмами, с Вифанской семинарией, ставший известным во всей России.
 Здесь же находилась резиденция Платона, одно из мест, где он вершил спасительные для России молитвы и отдыхал от праведных трудов.
Двумя другими местами, весьма близкими для него, не говоря уж о Лавре, были Николо-Перервинский и Стефано-Махрищский монастыри, где под его водительством велось значительное хозяйство и строительство.
 В самой Лавре Платон также наращивал храмовое и другое строение. Он оборудовал гробницу Годуновых, устроил Максимовскую и Серапионовскую палатки, отремонтировал и благоустроил все храмы, достроил колокольню.

 По его указанию вспыхнули на куполах Успенского собора далеко видные позолоченные медные звёзды (это произошло в 1808 году).

Будучи горячим поклонником и последователем святого преподобного Сергия, игумена Радонежского, Платон составил акафист в его честь, а в Москве благоустроил могилу троицких иноков Осляби н Пересвета.

В 1787 году он хиротонисан в Митрополита Московского и Коломенского.
Не прекращались близкие отношения святителя с царской семьёй.
 После женитьбы цесаревича Павла он стал наставником великой княгини Натальи Алексеевны, присоединял к православию её, а позднее и вторую жену Павла - Марию Александровну.
Участвовал в коронации императоров Павла, затем Александра Первого.

Огромный круг забот разрешал он, работая в Священном Синоде, в связи с чем приходилось часто бывать в Петербурге.

Его авторитет и церковнообщественная деятельность уходили далеко за границы России, где имя его уже символизировало православную Россию.

Римский папа и Наполеон пробовали завязать с Платоном отношения, но он, провидя нечистые цели, уклонялся от общения...

Личность Платона, благородного и самоотверженного труженика, вызывала нередко зависть и клевету.
Его правдивость часто доставляла ему неприятности.
Против него восстановили даже его прежнего ученика императора Павла.
Особенно подвергался он критике за то, что отказывался принимать ордена, которыми награждал его царь.

Скромность и непритязательность в быту заметно отличали Платона от разных вельмож и сановников, он был неудобен и непривычен для некоторых лиц.

Он был привязан к своему монашеству, требовал и от подчиненных и окружающих простоты и скромности, смирения к пожертвования.
Рассказывали забавный случай, когда к нему пришел монах жаловаться на качество выдаваемого хлеба.
Платон взял кусок, стал расспрашивать монаха, где он родился, кто его родители. Тем временем съел понемногу его хлеб.
Потом, как бы забыв, зачем пришел жалобщик, спросил его о причине при¬хода.
- Жаловаться на дурной хлеб , — ответил монах.
- А где же он? — спросил Платон. 
-Вы скушали его, владыко, - ответил тот.
 - Ну и ты иди, твори такожде , — заключил Платон.

 В Вифании он часто выполнял самые простые обязанности служителей.
 Так, приехавшие к нему, как к столпу богословия, профессора из Кембриджского университета приняли его за садовника.
А сам он, когда ему докучали высокопоставленные посетители, при словах :  «Где Платон?» —показывал то на своего повара, то на кузнеца Платона, а сам уходил...
4.
Он любил молиться в Стефано-Махрищском монастыре, здесь находил редкий отдых после праведных трудов. Здесь он много писал, готовя к печати свои сочинения (заметим, что они были изданы в 40 томах).

Часто он выходил в окрестности, приходил в избы ближайших деревень, беседуя с крестьянами, посещал их на полевых работах.

Здесь он строил храмы и другие постройки, воссоздавал прудовое хозяйство и другие необходимые службы...

Если обозреть всю многогранную, неисчислимую деятельность митрополита Платона, то можно поразиться тому, что сделал для России и для Православия один человек в лице святителя.

Человек универсальных энциклопедических знаний, талантливый духовный писатель, проповедник с редким даром проникновенного слова, которого в последние два десятилетия жизни постоянно звали Русским Златоустом, удивительно добрый и справедливый,- таков митрополит Платон…

В начале 1790-х годов в результате болезни, Платон подал  прошение об отставке.
Императрица отставку не приняла, а предложила Платону жить в Лавре, без увольнения от должности.

Платон удалился в Лавру и Вифанию, поручив дела своему викарию, епископу Дмитровскому Серапиону Александровскому, своему ученику и ближайшему другу.
Сам же продолжал выполнять обязанности святителя, духовника нескольких поколений русских людей, время от времени путешествуя по России, по монастырям и епархиям...

5.
В 1812 году Россия приняла тяжелое испытание в связи с нападением французских войск Наполеона.

Платон наблюдал за намерениями Наполеона с давних пор.
Он понимал опасность, грозившую России. Сам он был ограничен в действиях, так как в 1806 году претерпел апоплексический удар, частично парализовавший его…

Мало кто знает, почему, нападая на Россию, Наполеон Бонапарт так интересовался митрополитом Платоном.

Наполеон арестовал римского папу Пия Седьмого и прекратил к нему любой доступ духовных и светских особ.

Он намеревался, захватив Россию, пленить митрополита Платона и в качестве почётного пленника возвысить его до римского папы, насильно объединив в его лице   католический Запад и православный Восток.

И митрополит  Платон об этом злом  намерении знал…

Святитель, тяжело больной, в конце мая 1812 года посетил предпоследний раз Стефано-Махрищский монастырь, затем Берлюкскую пустынь.

В Вифании его застала скорбная весть о нападении Наполеона. Он плакал и горячо молился за спасение России и за поражение противника.

Поскольку уже не было сил ехать в Москву, он отправил приехавшему туда императору Александру образ преподобного Сергия, устроенный из его гробовой доски и сопутствовавший Петру Первому в походах и сражениях.

Александр вручил эту святыню Московскому ополчению, как достойнейшее благословение святителя на борьбу с врагом и защиту Отечества.

Благословив русский народ на изгнание Наполеона, владыка в день Бородинской битвы нашел в себе силы приехать в Москву и благословить народ на победу.

Он сделал для России то, что в  1380 году сделал для Руси святой преподобный Сергий Радонежский.

С начала войны он пророчествовал о ходе событий и предрек поражение французам...

Увезённый друзьями и соратниками в Стефано-Махрищский монастырь, вдохновленный всеобщей народной любовью, какую он увидел от москвичей, Платон каждый день служил литургию и горячо молился за Отчизну.

Когда началось позорное бегство Наполеона из России, академик, писатель князь Александр  Александрович  Шаховский отправил своего адъютанта подпоручика Палицина в Вифанию, куда из Стефано-Махрищского монастыря переехал Платон.

Узнав о спасении России и бегстве Наполеона, святитель от радости заплакал и, перекрестясь, сказал: "Слава Богу, Москва свободна, и я теперь умру спокойно!".

Он выполнил свою историческую миссию перед русским народом, перед всей Россией и, при¬общившись Святых Тайн, мирно почил 11 ноября.

Двенадцать ударов колокола в Вифании, а следом и в Лавре, затем и в Махрищском монастыре оповестили мир об уходе великого светоча России...

6.
Через сто с десятком лет созданная Платоном выдающаяся российская святыня — Вифанский монастырь, — была разгромлена преследователями Православия – большевиками, - свершилось то, что в своё время не удалось сделать Наполеону.

Был уничтожен знаменитый Преображенский храм и подземная церковь Лазаря, на месте которых был поставлен штампованный бюст Ленина.

В жалкое состояние было приведено великолепное здание Вифанской семинарии, откуда вышли сотни достойных, выдающихся сынов Отечества.

Мало того, несколько лет тому назад это здание сгорело, став жертвой преступного равнодушия, бездействия со стороны местных властей и безответственности художников, заселявших его.

Были сравнены с землей многие постройки монастыря, затеряно захоронение митрополита Платона.

Частично обретённые мощи митрополита под плитой сохраняются сейчас в Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры, в  любимой обители, которая помнит его, своего рачительного хозяина и строителя, молитвенника за судьбы России.

(Продолжение следует)