Трое в комнате

Роман Каменев
Проще было сфотографировать, но фотоаппарата не было. Мы сидели на кухне у Рамиса, и уже закипал чайник.

Когда-то я распечатал другу стилизованный портрет Че Гевары, по сути – шаблон (надо было сперва аккуратно вырезать) на четырех склеенных листах А4. Предполагалось использовать его по прямому назначению – нанести изображение на стену квартиры краской или какой-нибудь фактурной штукатуркой. Однако, подразумевая впоследствии более основательный подход к делу, портрет был в исходном виде «повешен» на кухне, как есть, скрепленный скотчем. Повешен он ни кнопками, ни клеем, ни гвоздями – вставлен в просвет между стеной и газовой трубой. В качестве дополнительного фиксатора послужила половина пенополистирольной потолочной плитки, разделенной диагонально, т.е. таким прямоугольным треугольником, вершиной вверх. И этот самый треугольник аккурат над изображением Эрнесто смотрелся, по-моему, весьма нелепо. Он не воспринимался как вспомогательный элемент и выглядел частью композиции, неся смысловую художественную нагрузку, на что я пару раз обращал внимание Рамиса.

Впоследствии эта «крыша домика, где живет Гевара» дополнилась небольшим круглым зеркалом с ручкой. Рамис всё делает прежде всего из соображений удобства – удобно, понимаешь, поглядывать на себя в зеркало, расположенное именно в этом месте.

Если начать искать смысл, то найти его можно везде без исключения. Зеркало стало круглым слуховым окном на чердаке «дома, где живет Гевара». А чердак (он же крыша) – просторечный синоним сознания. Поэтому все, кто посмотрит на себя в это зеркало, отразится в сознании Че Гевары. Естественно, мы не спасовали перед такой мощной философской затравкой и мысль свою развивали в нужном направлении, вспомнив древних индусов, утверждающих – весь наш мир есть сон Брамы.

Казимир Малевич со своим черным квадратом был очень близок к созданию лучшей картины. Самое гениальное полотно – пустое, возможно, он об этом догадывался. Однако, также понимал, что это будет совершеннейшей уже наглостью – подобное столкновение реального и идеального оценят лишь в стоимость холста.

Многое в жизни могут не оценить, но, как сказал Оскар Уайльд, красота – в глазах смотрящего.