15. 17 Елена Львовна, Малачевская

Артём Киракосов
Артём Киракосов

О ДРУГОМ И ДРУГИХ


семнадцать мгновений осени





15 \\ 17            ЕЛЕНА ЛЬВОВНА, МАЛАЧЕВСКАЯ
 С благодарностью!



Иногда не смолчишь. Иногда хорошее к тебе отношение – так пробирает!.. что.

Иногда – и не надо молчать!

И – вредно.

Елену Львовну я знаю давно.

(Именно так начинается большинство характеристик…)

В девяностые – я появился в реставрационном Центре Грабаря, в масляном отделе. Среди многих прекрасных людей и сотрудников – Елена Львовна. Заведующая отделом «реставрационных материалов» Гос ВНИИР-а, на полставки тут. Тихая. Компетентная. Как все – как я их называл тогда ласково – «мои бабушки» в белых халатах. (Реставраторы должны быть в белых…)

Неизменные чаи, реставрационные советы, разговоры, угощенья, обмен мнениями, высокопрофессиональное и высокочеловеческое общение. Я *отогрелся* тогда – в девяностых была #пальба# по нашим душам. И – телам: резня, война, землетрясение. Насилие и злоба, что возвращаются сейчас…

Тем моим «реставрационным бабушкам» – я остаюсь благодарен всегда! И они меня полюбили. Время, проведённое в их компании – бесценно! будет вечно мне «хлебом» в моей профессии реставратора. “Я всегда благодарю Бога за то, что у нас такая прекрасная профессия! – мы – реставраторы”, – моя любовь и учитель Наталья Андреевна МАРЕННИКОВА, рождённая САВАРИ.

Елена Львовна всегда поддерживала меня, понимала, приходила на все выставки, помогала столько лет с консультациями, реставрационными материалами, приезжала и вступалась за нас в «Абрамцево», когда гнобили и гноили музей. “Подпишу любые письма” – помню её слова. А вот сейчас – совершила ради меня и ещё одну жертву: пришла работать, преподавать, в наш Институт, где я руковожу мастерской реставрации живописи, несмотря на то, что отказала всем (другим институтам), несмотря на занятость, настроение, несмотря на то, что ушла отовсюду.

– Ради вас, Артём, только…

Я ценю.

И ещё: попросила-уговорила-пригласила прекрасного специалиста Кирееву Вилену Николаевну присоединиться к нам… `Дети` ждут… (Студенты.) В среду – первое занятие. «Спецхимия» для реставраторов.

– По моему, – это правильно! Делать что-то для друзей! Быть – с друзьями! Я бы тоже так поступила, – говорит мне Наталья Андреевна МАРЕННИКОВА, мой старый друг и учитель, `запертая` в квартире (болезнь ноги) и не могущая более работать, от чего страшно! дико! (работа для неё – всё! всё!! всё!!! всё!!!! всё!!!!!) страдает. – Дружба прежде всего!

– Какая прекрасная! удивительная женщина! – восклицает Наташа мне после лекции. Моя студентка. Это после – Елены Львовны.

Я провожаю Елену Львовну.

Мы – были и будем – вместе. И это – не только слова из песни.

– По крайней мере, ещё одной `дыркой` в вашей жизни будет меньше, Артём.

Мы прощаемся.

– Мне надо ещё… в два места…. Потом – в Зеленоград.

– Не близко, – говорю и думаю я. – Ого!

А жизнь и держится на жертвах. Жертвах друг за друга. 

 
26-ое – 27-ое ноября 2008