Золотые ворота Киева или предвечерие А. Ахматовой

Наталья Рак
               

Литературная  композиция


Сценарий посвящен молодой Анне Ахматовой  – Анне Горенко. Ее любви и  юности - прекрасной поре жизни человека, ее древнему городу Киеву, который сформировал ее как личность, помог определить жизненный и творческий путь и стал своеобразным  «предвечерием», отправной точкой  в начале большой  поэтической  биографии.

Ведущий

- Начинать все равно с чего: середины, конца или начала,- так писала     Анна Ахматова, отступая от хронологии в работе над мемуарами. Перелистывая ее страницы, читаем: «Но я, как вечная скиталица по чужим, грязным и грубым городам, какими были Евпатория и Киев...» Что ж, Киев по велению судьбы стал городом, оставившим  в ее душе и судьбе неизгладимый след.

Ахматова

Древний город словно вымер,
Странен мой приезд.
Над рекой своей Владимир
Поднял черный крест.

Липы шумные и вязы
По садам темны,
Звезд иглистые алмазы
К Богу взнесены.

Путь мой жертвенный и славный
Здесь окончу я,
И со мной лишь ты, мне равный,
Да любовь моя.

- Из автобиографии: « В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год проживали в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Последний класс, проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую окончила в 1907 году».

Ведущий

-Для продолжения обучения  было решено отправить Анну Горенко в Киев, к родственникам, где она жила в доме известного в Киеве юриста Виктора Модестовича Вакара и своей тети Анны Эразмовны Вакар. В этот период все для Анны Горенко было необычным: и тенистые, крутые улицы Крещатика, ничем не напоминавшие правильные петербургские кварталы, буйная зелень парков и садов древнего Киева, и «липы шумные и вязы», и «звезд иглистые алмазы»; все вдохновляло  ее к поэтическому творчеству. Казалось, сам воздух напоен для нее чудодейственным ароматом юности, вдохновения и счастья.

Ахматова
Весенним солнцем это утро пьяно,
И на террасе запах роз слышней,
А небо ярче синего фаянса.
Тетрадь в обложке мягкого сафьяна;
Читаю в ней элегии и стансы,
Написанные бабушке моей.

Дорогу вижу до верст, и тумбы
Белеют четко в изумрудном дерне.
О, сердце любит сладостно и слепо!
И радуют пестреющие клумбы.
И резкий крик вороны в небе черной,
И в глубине аллеи арка склепа.


Ведущий

- Но не все было так безмятежно для Анны. Суть ее взаимных размолвок с родственниками коротко характеризуют строки из писем к близкому другу и родственнику Сергею Владимировичу фон Штейну-филологу, поэту, переводчику, мужу старшей сестры Инны Андреевны Горенко. Анна так писала в одном из писем об этом периоде своей жизни:

Ахматова 

- Мой дорогой Сергей Владимирович! Ваше письмо бесконечно обрадовало меня. Хорошие минуты бывают только тогда, когда все уходят ужинать в кабак или едут в театр, и я слушаю тишину в темной гостиной. Я всегда думаю о прошлом, оно такое большое и яркое. Ко мне здесь все очень хорошо относятся, но я их не люблю. Слишком мы разные люди. Я все молчу или плачу…
Может быть, глупо, что я Вам это говорю, но хочется быть откровенной, и  не с кем, а Вы поймете… Вы хороший, что написали мне. Я Вам страшно благодарна. Мой адрес: Киев, Меринговская улица, дом №7. кв.4. А.Горенко».

Ведущий:

- Разными они были во всем: начиная с личных отношений и кончая семейно-бытовым укладом, который воспринимался ею как мещанский. Осенью Анна переезжает к своей кузине - Марии Александровне Змунчилле, у которой живет до окончания гимназии. Из этого дома по улице Меринговской  она посылала в течение нескольких лет письма Сергею фон Штейну. В письмах к близкому другу проскальзывают горькие жалобы на одиночество. Тоску по Петербургу, болезнь и неразделенную любовь.

Ахматова:
Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
-Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я бежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

Ведущий

- Но жизнь продолжалась. И каждое утро в 8.30 Анна спешила в гимназию. Дорога проходила через Бессарабку, а за рынком начинался Крещатик. Улицы весело пестрели вывесками и витринами кондитерских лавок, фотоателье, мастерских. Здание тогдашней Фундуклеевской гимназии находилось на углу Б.Хмельницкого и Пушкинской. Основанная на пожертвование сенатора Фундуклея, тогдашнего киевского губернатор,  она уже имела богатые культурные и просветительские традиции, когда Анна пришла в гимназию. Открытая в 1860 году как первая женская гимназия для девушек всех сословий, она стала центром культуры и просвещения, в котором преподавали видные профессора университета святого Владимира и института благородных девиц.
В архиве сохранилась копия аттестата Анны Горенко. Успехи в учебе не отвлекали ее от поэзии, как в Евпатории, где она создала «великое множество беспомощных стихов». Стихи она писала с 11 лет, но именно в этот киевский год и появилась первая публикация за подписью «Анна Горенко».

Ахматова:

На руке его много блестящих колец-
Покоренных им девичьих нежных сердец.

Там ликует алмаз и мечтает опал
И красивый рубин так причудливо ал.

Но на бледной руке нет кольца моего.
Никому, никогда не отдам я его.

Мне сковал его месяца луч золотой
И, во сне надевая, шепнул мне с мольбой:

«Сохрани этот дар, будь мечтою горда!»
Я кольца не отдам никому, никогда.

Ведущий:

-Стихотворение  опубликовал Николай Гумилев в журнале «Сириус», который поэт издавал в Париже, в 1907 году. А знакомы Гумилев и Ахматова были еще с гимназических лет – по Царскому Селу, когда они находились в возрасте Ромео и Джульетты. Но Анна Горенко холодно отнеслась к ухаживаниям 18- летнего юноши и не соглашалась на брак едва ли не целых семь лет.
Несмотря на литературные способности, Анна по окончании гимназии делает свой выбор в пользу юридического факультета и подает аттестат на Высшие женские курсы.

Ахматова:

-Из автобиографии: «Я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно лытынь, я была довольна, когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела».

Ведущий:

-А в Париже  в начале 1908 года выходит посвященный Анне Горенко сборник стихов Н. Гумилева « Романтические цветы». Вряд ли киевляне читали его, хотя осенью 1907 года в журнале «Мир искусств» уже напечатано стихотворение, которое Николай Гумилев назвал «Ужас», с посвящением Анне Горенко – адресату всей его любовной ранней лирики:


Я долго шел по коридорам,
Кругом, как враг, таилась, тишь.
На пришельца враждебным взором
Смотрели статуи из ниш.

В угрюмом сне застыли вещи.
Был странен скрый полумрак,
И, точно маятник зловещий
Звучал мой одинокий шаг.

И там, где глубже сумрак хмурый,
Мой взор горящий был смущен
Едва заметною фигурой
В тени столпившихся колонн.

Я подошел и вот мгновенный,
Как зверь, в меня вцепился страх:
Я встретил голову гиены
На стройных девичьих плечах.

На острой морде кровь налипла,
Глаза зияли пустотой,
И мерзко крался шепот хриплый:
«Ты сам пришел сюда, ты мой!»

Мгновенья страшные бежали,
И наплывала полумгла,
И бледный ужас повторяли
Бесчисленные зеркала.


Ведущий:


«Я  верил, я думал – и свет мне блеснул, наконец» - эти строки Николай
Гумилев напишет в 1911 году и посвятит их Анне Ахматовой.
А пока 26 ноября 1909 года Н. Гумилев, по приглашению поэта В.Элиснера, приехал в Киев, чтобы выступить на литературном вечере «Острова искусств». В зале, где он читал стихи, присутствовала Анна Горенко. После окончания вечера Н. Гумилев пригласил ее в гостинницу «Европейская» пить кофе. Там он вновь сделал ей предложение и на этот раз удивительно легко получил согласие Анны Андреевны стать его женой.

Ахматова:

Хочешь знать, как это было? –
Три в столовой пробило,
И, прощаясь, держась за перила,
Она словно с трудом говорила:
«Это все.… Ах, нет, я забыла,
Я люблю вас, я вас любила
Ещу тогда!»
- «Да».

Ведущий:

Окрыленный победой, все три дня, которые Николай Гумилев пробыл в Киеве, он провел с Анной Андреевной.


Героиня романов Тургенева,
Вы надменны, нежны и чисты,
В вас так много безбурно – осеннего
От аллеи, где кружат листы.

Никогда ничему не поверите,
Прежде чем не сочтете, не смерите,
Никогда никуда не пойдете,
Коль на карте путей не найдете.

И вам чужд тот безумный охотник,
Что, взойдя на нагую скалу,
В пьяном счастье, в тоске безотчетной
Прямо в солнце пускает стрелу.


Из письма Н. Гумилева Брюсову от21 апреля 1910 года:

«Пишу Вам, как Вы можете видеть по штемпелю, из Киева, куда я приехал, чтобы жениться. Женюсь на А.А.Горенко, которой посвятил «Романтические цветы». Свадьба состоится 25 апреля 1910 года».

Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью,
Я думал – забавницу,
Гадал – своенравницу,
Веселую птицу – певунью.

25 апреля 1910 года, в Никольской церкви села Никольская слободка, под Киевом сосотоялось вечание Николая Степановича Гумилева  и Анны Андреевны Горенко.

Ахматова:

Анна вспоминала, как венчалась в церкви по всем правилам, и шутила по этому поводу; «Уверяю вас, что гораздо интереснее смотреть, как венчаются другие».

Ведущий:

Н.Гумилев привез Анне Горенко свадебный подарок ко дню венчания. Это была «Баллада».

Влюбленные, чья грусть, как облака,
И нежные, задумчивые леди,
Какой дорогой вас ведет тоска
К какой еще неслыханной победе
Над чарой вам назначанных наследий?
Где вашей вечной грусти и слезам
Целительный предложится бальзам?
Где сердце запылает, не сгорая?
В какой пустыне явится глазам,
Блеснет сиянье розового рая?

Вот я нашел, и песнь моя легка,
Как память о давно прошедшем бреде,
Могучая взяла меня рука,
Уже слетел к дрожащей Андромеде
Персей в кольчуге из горящей меди.
Пускай вдали пылает лживый храм,
Где я теням молился и словам,
Привет тебе, о родина святая!
Влюбленные, пытайте рок, и вам
Блеснет сиянье розового рая.

В моей стране спокойная река,
В полях и рощах много сладкой снеди,
Там аист ловит змей у тростника
И в полдень, пьяны запахом камеди,
Кувыркаются рыжие медведи.
И в юном мире юноша Адам,
Я улыбаюсь птицам и плодам,
И знаю я, что вечером играя
Пройдет Христос – младенец по водам,
Блеснет сиянье розового рая.

Киевский период завершился свадебным путешествием в Париж. Вернувшись в Россию, они поселились в Царском Селе, в доме матери Николая Степановича, Анны Ивановны Гумилевой. В Петербурге Н.Гумилев знкомит молодую жену с известными поэтами.  С большим успехом читает она свои стихи, публикуя их, взяв псевдоним «Ахматова».
И еще много раз до 1917 года приедет она в Киев. Пройдет по тихим тенистым аллеям и улицам города. С интересом будет любоваться златоглавыми церквами и стародавними храмами.

Ахматова:

И в Киевском храме Премудрости Бога,
Припав к солее, я тебе поклялась,
Что будет моею твоя дорога,
Где бы она ни вилась.

То слышали ангелы золотые
И в белом гробу Ярослав.
Как голуби, вьются слова простые
И ныне у солнечных глав.

И если слабею, мне снится икона
И девять ступенек на ней.
И в голосе грозном софийского звона
Мне слышится голос тревоги твоей.


Ведущий:

Киев, по велению судьбы, стал для Анны Ахматовой своеобразным «предвечерием». В 1912 году вышла ее первая книга стихов «Вечер».