Изящный кусочек ткани или история носового платка

Наталья Рак
Изящный кусочек ткани
или история носового платка.


В трагедии Шекспира «Отелло» потерянный героиней платочек, а точнее маленький кусочек ткани с вышивкой, носивший декоративно – прикладной характер, служит поводом  для завязки интриги, и какой!

Так откуда же пришел к нам изящный кусочек ткани способный вызвать в нас любовь и ненависть, служить модным аксессуаром, декоративным изделием, украшением к костюму, изысканным произведением искусства и иметь просто утилитарное назначение: вытирать нос и слезы.

Как модный аксессуар носовой платок впервые появился в Италии в период Ренессанса, а затем получил распространение во Франции, Испании и Германии. На протяжении ХVI –XVII столетий платки являлись декоративным дополнение к костюму. В качестве гигиенической принадлежности носовые платки применяются с XVIII  века, и только в XIX веке становятся предметом необходимым всем.

Отделанные кружевом и вышивкой, платочки приобрели европейскую популярность – спрос на эти изысканные мелочи был очень высок. В контексте культуры XVII века надушенный кружевной платочек стал синонимом аристократизма, богатства и хорошего вкуса. А поскольку кружево чаще всего носили мужчины, то и платок во время празднеств и торжеств придворные франты держали в руках ничуть не реже, чем дамы. В XVIII столетии платки в соотвествии со стилем рококо начинают вышивать гладью.

Вышивали на тонких тканях: кисее, муслине, батисте, газе. До первой  четверти XIX века основными мотивами узоров были изображения птиц и зверей, а также «китайские» и «восточные» мотивы оставались главными в узорах декоративных платочков.

На Руси носовые платки назывались ширинками. Время их появления XVI-XVII  века. Ширинки шили из шелковой кремовой ткани, квадратными по форме и  украшались вышивкой. Красивые орнаметальные полосы располагались по краям платка. Использовался разноцветный шелк, золотые и серебряные нити, жемчуг. Все контуры рисунка вышивали шелком коричневато -  черных оттенков, а внутри цветы и листья расшивали яркими, насыщенными шелками лазоревого, малинового, зеленого цвета, мягко мерцающим золотым и серебряным отливом. Дополнительно весь орнамет украшался усиками – завитками.

Ширинка была декоративно – парадным изделием, украшением к княжескому  и боярскому костюму XVI-XVII веков. На Руси в допетровское время (XVII век) одежда знатной девушки являла собой монументальное сооружение, напоминающее позолоченную статую. И неудивительно, ведь «…богатые и знатные женщины имели обыкновение носить по три платья, надевая одно на другое. Если бы, которая оделась в одно, то это приписали бы ее неблагопристойности и бесчестию». Медленные, величавые движения, плавные поклоны объяснялись не только сводом правил поведения, но и громоздкостью одежы. Обнаженными оставались только лицо и кисти рук
Девушка – боярышня, держа, в руках ширинку, квадрат материи (40х40 см) демонстрировала свое мастерство. Хлопковые ширинки из батиста, кисеи, газа привозили обычно из Индии и Турции, реже из Европы.

Решительная смена жизненного уклада, проведенная Петром I в начале XVIII века, европеизация дворянского быта, существенно изменили внешний облик людей. Костюмы, сшитые по европейской моде, принципиально отличались от древнерусской одежды. Новый образ жизни изменил назначение многих привычных вещей, и в частности, носовых платков.

Галантный XVIII век ввел  моду на нюхательный табак. Из драгоценных маленьких коробочек – табакерок двумя пальцами брали щепотку специального табака и громко чихали. Многократное чихание оглашало великосветские гостиные. Табак нюхали и мужчины, и женщины. Тут – то и появилась нужда в настоящем большом платке, без всяких кружев и вышивок и желательно цветном. У платков даже изменилось название, их стали именовать карманными.
Богатые люди, имевшие обширный гардероб, обладали огромными запасами носовых платков. Вот какие данные приводит опись, составленная  в самом начале XIX века: «…В гардеробе графа Н.П. Шереметьева (1751-1809) числится 381 носовой платок, их них: …батистовых с разноцветными каемками -112, батистовых маленьких -2 . полотняных больших без каемок -84, таких же поменьше – 112, таких же небольших с синими каемочками -24, с красными широкими каемками -8, с лиловыми – 6, с красными поуже – 18, с красными узкими -6,  клетчатых -9». По свидельству современников появление носовых платков было связано с придворными балами. «… В царствование императрицы Анны праздники сделались пышные и получили европейский вид. Табачный дым, стук шашек не беспокоил уже танцующих. Обмахиваться или сморкаться в платок было обыкновенным делом».

К середине XIX столетия произошли значительные перемены не только в моде. Весь социальный строй общества, нравы, быт претерпевали огромные изменения. То, чем восхищались несколько лет назад, стало казаться вульгарным или смешным. В высшем свете установились свои правила приличия, где обращение с носовым или декоративным платком весьма отличалось от подобных норм в среде купечества или чиновников. Великосветские дамы и кавалеры счилали за норму прятать платок в карман, никогда не раскладывать его прилюдно. Декоративно вышитые и надушенные платочки можно было заправить за корсаж или манжету; демонстрируя дорогое кружево. Ну, а в мужской моде царило незыблемое правило: «…безупречная чистота – первое качество светского человека». Носовые платки следовало носить исключительно белые. Цветные носили только нюхающие табак. По манере держать, разворачивать или показывать носовой платок определялась сословная принадлежность, а по качеству ткани платка, по его свежести – материальное положение. Известный знаток истории костюма Р. Кирсанов пишет: « Большие мужские носовые платки носили таким образом, чтобы они были хорошо заметны - обычно они торчали из кармана, поскольку ткань и орнамент были предметом щегольства». Вытащить такой дорогой и модный платок, беззаботно выставленный на обозрение, не составляло никакого труда. После 1850 –х годов такие платки выходят из моды, освобождая место белоснежным платкам из батиста.

До конца XIX века особых потрясений в платочной моде не было, к началу XX века кое-что стало меняться. Постепенно столь обязательная деталь, как монограмма и вензель исчезла. Основная масса горожан (купечество, чиновники, мещане, мастеровые) пользовалмсь простыми платками из бумажного полотна.

Крестьянство и городские низы вообще обходились без подобных излишеств. Декоративные дамские платочки окончательно перешли в разряд предметов роскоши, тщательно хранились и передавались по наследству.
Пройдя четырехсотлетний путь носовой платок,  как и прежде, обладает притягательной силой, сохраняя для нас целый пласт истории культуры быта и традиций, ушедших эпох, как ностальгическая весточка прошедшего времени.