04. 70 лира осетина ирон фандыр Лазарь Гадаев

Артём Киракосов



Артём Киракосов

цикл ГИМНЫ РАДОСТИ

2008 **** 2018



ЛИРА ОСЕТИНА Ирон Фандыр


О Лазаре Гадаеве


в семидесяти главах прожитого








Глава четвёртая
03.11.2008 – 08.10.2008

О ПОСЛЕДНИХ РАБОТАХ и Мастерской – после Лазаря



Костя открывает последние работы! Это: портрет Бориса ПАСТЕРНАКА (предположительно, так как – рядом, на соседней скульптуре – памятнике поэту Марине ЦВЕТАЕВОЙ – лежит раскрытая книга на портрете Пастернака, с которого и шла лепка), памятник Марине ЦВЕТАЕВОЙ (бронзовый эскиз памятника небольшого формата уже отлит) и фигура Александра БЛОКА!

Я был сражён и поражён Блоком. Мощная, экспрессивная лепка! Сходство со всех ракурсов! Сходство глубинное! Узнаётся сразу. И – образ! Несмотря на то, что памятник лишь `проложен` `в общем`, для меня он обладает всеми достоинствами. Мне посчастливилось видеть не одно десятилетие ход работы над тысячами скульптур Лазаря. Просто так к Лазарю я не заходил: всегда мы обменивались мнениями, он просил высказаться, реагировал обострённо и почти сразу!..

Скажу (и это я всегда высказывал, когда замечал), что таковы законы скульптурного творчества, особенно, работы в материале: дерево, камне, керамике, – что можно испортить, а вернуться назад – невозможно... в лепке – то же. Часто я уходил разочарованный от Лазаря: он брался за старые, очень удачные и получившиеся, на мой взгляд, работы, переделывал их до неузнаваемости, иногда они исчезали окончательно. Можно было сколь угодно долго просить Лазарь не трогать что-то, но застраховаться было нельзя, если он вдруг решит… Фотографии стадий тоже не делались. И я очень радовался, когда что-то оставлялось на начальных стадиях, так как этот уровень встречи с темой почти всегда был у Лазаря очень удачен и выразителен. Потом начиналась борьба… Что-то терялось от начала работы. Это естественно. Но, безусловно, только так настоящий мастер и может им стать, не боясь потерять `нажитое`, а, временами, и – случайное. Конечно, в каждой работе есть элемент случайных удач, почти непредсказуемых, тех, которые вытекают из самого хода работы, из общения материала и матера. И нет ни одного большого художника, который в своей работе боялся бы испортить вещь. Нужно быть всегда в силах – повторить: свежо и выразительно то, что удалось тебе однажды. Таковы правила того, что можно назвать становлением мастерства лепки, работы с камнем, деревом… Лазарь никогда не боялся – терять! Отказываться. Он шёл – всегда дальше. До конца. До предельного результата, – в его понимании. Может быть, это часто и не совпадало с мнением друзей, коллег. А по большому счёту, как бы Лазарь не реагировал остро на все высказывания, он, прислушиваясь внимательно, делал лишь то, что-как ему казалось – самому…   

Последние работы мастеров такого уровня – особенно ценны. Мне кажется значимым и то, что все три последние работы – посвящены Поэтам! И каким! Мне кажется важным, что жизнь Лазаря увенчалась памятником, установленным в Воронеже, памятником Мандельштаму, поэту, который `слеплевает` оставшиеся незаконченными работы Цветаевой и Пастернака. Последние работы – у мастеров такого уровня как Лазарь, тех, кто шёл лишь `в гору` всю жизнь – особенно ценны.

Вспоминаю последние, оставшиеся незаконченными, работы больших мастеров, художников. Я особо люблю – `первые` и `последние`: начало! и конец! В них – всё. Всё!

Я очень бы хотел, чтобы, несмотря на все эти теперешние сложности – «кризис» что ли? – последние работы Лазаря обрели тот статус «незаконченных», «незавершённых», ценных для истории и нас. И хорошо, что у Лазаря – нет `зависших` проектов, и те, что остались, достойны отливки. И – вполне – состоялись, на мой взгляд, в статусе «незаконченных», «незавершённых».

Вершина!!

“И вот теперь, проходя мимо окон Лазаря, я интуитивно ищу затылок Лазаря. А его нет, всё нет! Лазарь не возвращается всё… Хотя, прошёл критический срок. Я вижу затылок Кости. Затылки тех, кому Лазарь был бы наверняка рад, тех, кого, наверняка,  хотел бы видеть в своей Мастерской. Мы бы все хотели, чтобы на наши места – приходили наши дети. В Мастерской Лазаря теперь постоянно горит свет: Костя там стал бывать, работать… В случае с Лазарем это произошло – на наши места – приходят наши дети ”, – Георгий Вартанович ФРАНГУЛЯН, скульптор.

Я оставляю Костю, работающим в Мастерской, в Мастерской отца, Лазаря, Гадаева – одного из лучших скульпторов современности, – подбирающим тон для последней отлитой Лазарем работы.

Удачи всем, не боящимся терять! и потерять! Идущим! Дороги наши – горные! трудные! Но мы – осилим – путь. Так называется одна из ключевых скульптур Лазаря: «В пути». 1983. Дерево, тонирование темперой. Из собрания музея Людвига, Германия.

Я остался под сильным впечатлением от увиденного. Блок – старая тема Лазаря! Я думаю – это взлёт! И вершина! Я часто своим настоятельно рекомендую присматриваться к незавшённым работам, предпочитаю исключительно их для копирования учебного, чтобы лучше разобраться в методе, подходе, стадиях, художественных приёмах, использованных мастером при создании художественного произведения. И Блок Лазаря – последний незаконченный шедевр!