Бабушкин сундук

Сергей Лихтарович
Жаль, вещи не могут говорить. Иначе, они бы поведали нам историю наших далеких предков.  Немного грустную, непонятную, но такую теплую и близкую.  Немые свидетели эпохи.
 Я почему-то верю, что у каждой вещи есть душа. Она хранит тепло прикосновения человеческих рук, энергетику мастера, некую ауру семьи, тайну. Особенно, старые вещи. Кто-то мне возразит и скажет, что вещи обезличены, они ничего не говорят о своих хозяевах. Возможно и так. Однажды, я зашел в съемную квартиру моего приятеля. Хозяева выехали в Америку на заработки и сдавали квартиру в наем. Советская мебель в комнатах, крашенные стены, на полках стандартный набор книг -  Дюма, Лондон, Маяковский, Толстой.  Жильцы часто менялись. В квартире витал казенный дух. И я поймал себя на мысли, что ничего здесь не говорит о хозяевах. Об их радостях и горестях. Люди ушли, и очаг потух. Нет тепла.   
Время стремительно и безжалостно. Старые, отслужившие свой век вещи брошены на пыльный чердак и доживают свои дни в забвении. На смену им пришли более совершенные, модные и практичные. Разве, что какой-нибудь историк, изучающий быт крестьянской жизни сотрет вековую пыль и рассмотрит  угловатые, неуклюжие, ручной работы, чтобы рассказать современникам, как жили наши предки. Их уже не увидишь в интерьере деревенской хаты, лишь в музее. Позабыты, позаброшены. А ранее..      
В старой деревенской хате моего деда, возле русской печи стоит большой и  важный, словно купец первой гильдии сундук. Он выкрашен в черный цвет, окован металлическими пластинами, с ручками по бокам. Тяжелая полукруглая крышка поднимается за круглое кованое кольцо. Есть замочная скважина, только ключ давно утерян. Сундук не запирается.
В 30-ые годы прошлого века бабушка вышла замуж за моего деда, малоземельного крестьянина. Родители невесты дали хорошее приданое. Молодым « справили новую хату». Зажила новая семья, добывая хлеб насущный в трудах. Самое ценное – одежда, ткани, украшения хранились в сундуке.
     Мальчишкой, я часто приезжал на каникулы к бабушке, мне  хотелось заглянуть под тяжелую крышку, воображение рисовало несметные сокровища.
С сундуком связано семейное придание. Во время войны в маленькой деревне, что в Логойском районе, окруженной со всех сторон лесом, часто квартировали партизаны. Бабушка пекла хлеб, стирала белье. Однажды, немцы устроили облаву. Пришли в хату, искали оружие. Нашли гильзу, привезенную еще прапрадедом с первой мировой, в ней хранились иголки. Ефрейтор решил напугать женщину с плачущим ребенком на руках.  Выстрелил. Пуля попала в сундук и застряла в добротном дереве. Мимо проходил офицер в черном кожаном плаще. Он зашел в хату, выслушал ефрейтора, повертел в руках гильзу, усмехнулся. Посмотрел на испуганное лицо женщины, погладил ребенка, сказал на ломанном русском, что у него в Германии «два киндера». Так бабушка и мой отец остались живы. А пуля так и осталась в дереве сундука, напоминая о страшных временах войны.  Я неоднократно пытался её извлечь, за что был несколько раз бит бабушкой.
Сундук редко открывали.  Однажды, любопытство преодолело страх, тяжелая крышка приоткрылась. Каково было мое удивление -  внутри лежали многочисленные пакеты с крупами, сушеные грибы и прочая снедь. Война и голод научили делать запасы.
 В 46 дед вернулся с войны. Жизнь стала постепенно налаживаться. По рассказам отца, в конце пятидесятых начали покупать мебель. И первой покупкой был двустворчатый шкаф с зеркалом. Он пришел на смену сундуку и даже занял его место.   
  С конца ХІХ века сундуки либо куфры появляются в  крестьянских хатах, приходят на смену бондарным, или долбленым кублам, в которых хранили приданное и другое ценное имущество. Куфар - слово немецкого происхождения. Koffer – сундук.
 Много интересной информации об истории белорусской мебели, её декоре, инкрустации  находим в книге Е. М. Сахуты «Народное искусство и художественные промыслы Белоруссии». Белорусский сундук похож на своих русских и украинских собратьев, разве что больше по размерам и отличается характером росписи. Первоначально их просто красили в один цвет, чаще зеленый. Но конкуренция, вынуждала мастеров экспериментировать. На окрашенную поверхность наносили различные узоры: розетки, звездочки, треугольники и кресты в круге. Так, по широко распространенному на Западе Беларуси голубому  фону штамповали желтым, белым или красным цветом. На востоке Беларуси контрастными цветами рисовали прямые или волнистые полосы, образующие рисунок в виде косой сетки. Такой декор имитировал более древнюю металлическую оковку. В начале ХХ века штампованные узоры уступают место свободно нарисованным веточкам, цветам, букетам, которые ещё полстолетия назад принимались не очень благосклонно.
Сундуки оковывали лентами тонкого железа или толстой жести. Чаще всего оковывалась передняя часть и крышка, ведь он, как правило, стоял в углу, возле стены.  Края лент нарезали зубцами или волнистыми линиями, реже ленты украшали чеканкой или выпуклыми узорами. На востоке Беларуси сундуки оковывали крест-накрест. Оковку дополняли фигурные ручки по сторонам и замочные накладки. Небольшие внутренние пружинные замки – творчество местных мастеров. Крестьяне покупали сундуки  на рынках в Вильно, Лиде, Ивье. Это было семейное дело. Мастер изготавливал столярку и оковку, а его жена и дочь с душей и любовью красили и расписывали, на счастье и долгую жизнь молодым. Давно ушли мастера, а творения их рук живут и радуют нас и поныне.
Вот несколько зарисовок, без которых текст может показаться сухим, лишённым каких-то важных жизненных деталей. А ведь детали и есть самое интересное. В них душа народа.
 Из воспоминаний Песляк С.П., 1945 года рождения, Борисовский район Минской области: «Помню, что еще в послевоенные годы у нас в доме стоял большой и черный, окованный железными пластинами сундук. Мама закрывала его на большой ключ, который постоянно носила при себе.  Думаю, что она опасалась не воров, не припомню случаев воровства в деревне, а нас – детей. Восемь голодных ртов надо было прокормить, одеть. А мы знали, что в сундуке, в холщевой тряпице, на дне под одеждой, хранилось самое лучшее лакомство – большой синеватый кусок рафинада. Мечта деревенской детворы. По большим праздникам, когда вся семья садилась за стол пить чай, мы замирали в ожидании. Мама открывала сундук и доставала сахар. Специальными щипцами откалывала кусочки. Минуты казались часами, пока очередь доходила до меня, самой младшей в семье. Чай из лесных пили в прикуску с сахаром. Это было такое счастье, даже не знаю с чем сравнить. В сундуке хранились деньги, обувь и одежда: мамина «плюшевка» и папина «поддёвка», пальто в современном понимании этого слова, в деревне было редкостью. Верхнюю одежду и добротную обувь одевали по праздникам, когда шли в церковь. Под замок попадала вся новая детская одежда и обувь - парусиновые туфли на резиновой подошве. Обувь была очень дорогой, её на всех не хватало. Отец плел из бересты лапти для детворы. Теплая одежда пересыпалась нафталином.
Еще в сундуке лежали самотканые рушники. Их мы доставали по большим праздникам и украшали стены и иконы. Сегодня, когда грустно и тяжело на душе, я достаю мамин рушник.  Прижму мягкую ткань к лицу и плачу. Слезы перестают катиться из глаз, словно мама своими ласковыми руками погладит и успокоит. Становится легче. 
Наша семья была хоть и многодетной, но не считалась бедной. Отец - мастер на все руки: рубил дома, делал мебель, вырезал по дереву. Мама обшивала всю деревню. Все дети с малых лет были приучены к труду.
Я припоминаю, что сундуки были не в каждой деревенской хате. Хороший сундук стоил денег.  Где-то в пятидесятые годы отец сделал резной шкаф, как тогда говорили «шафу». Сундук вынесли в «пуню» и хранили в нем зерно. Однажды, мы играли в прятки, и я забралась в сундук. Крышка захлопнулась.  Темно. Тишина, не звука. Стало страшно. Я попыталась поднять тяжелую крышку, но она не поддалась. Заплакала. Начала звать маму. Но никто не услышал. От слез и переживаний заснула. Мама пришла мне на помощь. После этого случая в сундуке стали хранить куриные яйца, чтобы дети не шалили.».
В семье Маргариты Дмитриевны Юшкевич из Старого Села Витебского района сундук хранится с 1856 года. Он передавался из поколения в поколение, от матери к дочери. Последний раз свою функцию он выполнил в 1902 году, когда бабушка Маргариты Дмитриевны выходила замуж. «Тяжелые времена для сундука наступили осенью 1943 года. Рядом с нашей деревней проходил фронт. Дед закопал во дворе сундук с ценными вещами. Летом 1944 года, когда семья вернулась из эвакуации, сундук был разграблен. Внешне он очень пострадал. Пришлось перекрашивать и ремонтировать. Сейчас сундук вот уже пять лет стоит в школьном музее. Дети хранят в нем костюмы для выступления».
Сундуки участвуют в многочисленных свадебных обрядах. Об этом рассказывает сборник «Белорусская мифология». В доме молодой, перед выездом свадебного кортежа, «дружки» молодого проверяли  сундук на вес. Тяжелый ли сундук – богатое приданое. Иногда родители невесты  шли на хитрость, клали в сундук для веса камни. На свадебном возу сундук везли «кубельники»  (сват или брат молодой), им наказывали не потерять «ни скрыни, ни перыни, ни молодой господыни». Молодой должен был выкупить сундук « Скрыня сакоча/ чаго яна хоча?/Паутара залатога/ Ад князя маладога». В доме молодого свекор и свекровь открывали сундук и проверяли приданое.
При тяжелых родах в хате открывали сундук. Считалось, что это облегчает состояние роженицы. Сундук часто фигурирует в легендах: на нем в подземелье, в лесу сидит прекрасная женщина и расчесывает волосы, он якобы закопан в кургане, затоплен в озере, в нем храниться золото, его охраняют собаки на цепи. Так гласит легенда. И хочется верить, что когда-нибудь каждый из нас прикоснется к скарбам национальной культуры и станет немного лучше и добрее, что не порвется тонкая нить связующая поколения. А этой нитью является наша культура и история. И давайте на последок, вместе с белорусской поэтессой Ларисой Гениюш заглянем в бабушкин куфар.
Шырокі, высокі акованы куфар,
Малёваны вокал, з клямкаю са сталі,
Не устыдно б такому і на панскі хутар.
Куфар не замкнены, бо у нас не кралі.
У пахучым куфры важка усё ляжала,
 што сама бабуля працай рук прыдбала.
Быццам водар з поля прынясло ля хаты,
Так запахла лугам, чаборам і мятай.
 НАПИШУ СТАТЬЮ ДЛЯ СМИ, САЙТОВ, СЦЕНАРИИ ТВ ПО ТЕМЕ ИСТОРИЯ,КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО, ДАЧА, САД И ОГОРОД, ЕСТЬ ИДЕИ, ДЛЯ КОНСТРУКТИВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Licht@tut.by