Тезисы о социализме. Тезис второй

Олег Алексеев
Тезис второй [не социализм уничтожит классы, а исчезновение классов в капиталистическом обществе породит социализм]

Этот тезис основан на тех знаниях, которое человечество получило на примере всей предыдущей истории зарождения, развития и смены одной формации на другую, смены одного метода производства на другой, смены одних отношений на другие отношения. Общинный строй видоизменялся до тех пор пока не появились классы, как продукт разделения труда и частной собственности. С первого мгновения своего рождения, классы изменялись под воздействием тех же сил, пока количественные изменения внутри классов не достигали того уровня, за которым следовало рождение новых классов и новых отношений. В рабовладельческом обществе кроме рабовладельцев и рабов существовали десятки других форм организации жизни и труда, но несомненно то, что доминирующими были отношения двух больших классов - рабовладельцев и рабов. Разделение труда, а вслед за ним и производительность труда явились той основой, на которой развился новый способ производства. Рабовладельцы и рабы постепенно, но неуклонно двигались, через переходные формы к новым отношениям, а значит к новым классам. И старые и новые классы существуют на достаточно большом отрезке времени вместе, в силу того, что существуют два способа производства, один из которых становится доминирующим. И только после  этого старые классы исчезают. Они исчезают, потому что перестают быть носителем старого, ставшего неэффективным, способа производства. Они переходят постепенно к новому более эффективному способу производства, и постепенно становятся другими классами. Непременным условием перехода на новый способ производства будет его эффективность, превосходящая старые производственные отношения. Старый класс рабовладельцев исчез, потому что рабовладельцы перешли к новому способу производства. Осознано или нет, но перешли к более эффективным методам ведения хозяйства - к феодальным отношениям. При переходе от рабовладения к феодализму впервые мы наблюдаем явление наложения отношений старых на новые, внесенные извне, у народов отстающих в развитии. Это рождает общества в которых две эпохи существуют вместе, показывая нам причудливые формы гибридов - рабовладения и феодализма. Например, помещичий феодализм России. Но мы также видим и то, что рано или поздно старый метод теряет свои позиции и новые отношения овладевают обществом полностью.

Феодализм двинул производительность труда на новый уровень. Наполовину освободил крестьянина, дав ему личную свободу, но не предоставив ему земли, подготовил основу для организации мануфактурного труда и создал купеческий капитал. Процесс смены одних классов на другие внутри феодализма занял значительное время. Но даже когда, появились капиталисты, как новое сословие феодального общества и неизменные спутники капиталистов свободные рабочие, даже тогда класс феодалов продолжал существовать, так как не сразу перешел на новые методы производства жизненных средств. А вместе с классом феодалов продолжали существовать зависимые от феодала крестьяне, как неизменный продукт старых отношений. Новый класс, который в будущем станет доминирующим, использует новый способ производств, который предполагает новый уровень свободы, прежде всего экономической. Ограничения, обусловленные старым способом производства, преодолеваются новым классом, за счет наращивания своего экономического могущества, на поверхности выражающиеся в политических требованиях и борьбе. Новый уровень экономической свободы позволяет всем классам и сословиям воспользоваться новым уровнем политической свободы для возможности перехода из одного класса в другой.

Первые упоминания о буржуазии в феодальных государствах, как сословиях, мы находим уже в IX веке, но только в второй половине XV века процесс принимает массовый и явный характер выразившийся в первой буржуазной революции в Голландии, когда буржуазия смогла реализовать свое доминирующее положение во власти организованной в буржуазное государство. Но процесс перехода на новый способ производства продолжался еще несколько веков, пока не охватил большую часть населения Европы и Северной Америки. Этот процесс, перехода от феодализма к капитализму, продолжается до сих пор, где с исчезновением феодалов исчезают и зависимые от них крестьяне. Изменения происходят и в доминирующем, и в зависимом классах. И тот и другой подвергается изменениям, и тот и другой стремиться овладеть новым способом производства. Общество, окончательно переходя на прогрессивный способ производства, переходит на новый уровень производительности труда и на новый уровень свободы для членов общества, создавая предпосылки для очередного шага к перевороту в способе производства и сознании. Поэтому капиталистическое общество, как ему предписывают законы диалектического развития, должно породить новые условия производства, отличные от капиталистических, а соответственно и новые отношения между людьми. Эти новые отношения должны быть такими же естественными, присущие вначале, некоторой части общества, как и капиталистические, но по мере распространения, в силу своей эффективности по сравнению с капиталистическими, захватывать все большие и большие пространства, перерождая классы в бесклассовое общество. Это перерождение должно начаться прежде всего в доминирующем классе, как это уже было не раз в истории человеческого общества. Класс капиталистов переходя на более эффективный, способ производства будет требовать и большей экономической свободы для всех членов общества, увлекая за собой и остальную массу трудящихся в новые отношения. Одновременное существование и капиталистов с наемными рабочими и социалистических элементов, то есть свободных тружеников - есть необходимое условие развития. Этот процесс займет несколько десятков веков. Но именно в развитии капитализма, который постоянно увеличивает производительность труда, социализм будет черпать свои силы и формировать новые отношения.

Исчезновение классов будет происходить при капиталистических отношениях. С исчезновением капиталистов будут исчезать и рабочие. Не коммуна рабочих, а акционерные общества - вот та основа, на которой будут развиваться новые отношения, вот та основа, где будут исчезать классы. Класс рабочих в силу диалектического развития общества не может быть доминирующим классом новых отношений, класс рабочих не может быть носителем новых отношений, класс рабочих должен исчезнуть. Социализм поглотит и капиталистов и рабочих. И те и другие, переходя на новый более высокий и более эффективный способ производства, должны измениться настолько, чтобы уже не быть ни рабочими, ни капиталистами. Процесс исчезновения классов, начавшись в капитализме, должен найти свое отражение в новых отношениях бесклассового общества - социализме. Неразрывная связь межу классами и государством позволяет нам говорить, что с началом процесса исчезновения классов в капиталистическом обществе, государство также начнет исчезать именно в капитализме. Такова диалектика развития.

доказательство
политико-экономическое
математическое

см. на сайте Капитал http://marxeconomic-works7.blogspot.com/