Сказ об НТВ

Доминика Дрозд
НТВ когда-то стоял на самом пике медийных баррикад и провозглашал свободу, которая, по его мнению, должна была привести страну к справедливости. Нет смысла иронизировать над событиями тех лет, возможно, потеряв главный своё крючок – жажду истины любой ценой, неплохой и очень по-европейски качественный канал НТВ выбрал себе новую и не вполне элегантную для его длинной и боевой истории одежду крикуна, да не по делу.
Если даже бегло окинуть взглядом программу НТВ, обязательно откопаешь какие-то доморощенные российские сериалы со страшным наполнением и передачи, посмотрев которые долго ходишь с таким видом, словно на тебя оглушительно упало пустое алюминиевое ведро и сотрясло мозг.
По-видимому, потеряв рычаги влияния в политике и говорения истины о том, что происходит за парламентскими и другими дверями, НТВ нашло себя в другом. Его коньком стали передачи, снятые по самым невероятным и отобранным со всей России-матушки с огромным усердием сюжетам. Иногда создаётся впечатление, что отбирали материал по принципу «чтоб зубы у зрителя стучали», а не по какому-то ещё.
Прежде, чем перейти к неоднозначной передаче НТВ «Ты не поверишь», стоит вспомнить скандальную попытку канала запустить в эфир в самый что ни на есть прайм-тайм передачку «Сука-любовь», которую вёл трансвестит, повергая зрителя в откровения инвалидов, людей павших и вообще обсасывая очень солёные темы. Передача не задержалась.
НТВ попробовало выстрелить передачей про невероятное рядом, где долго и упорно снимало людей, живущих в лесу в холодильнике, утверждающих, что это их корабль, и скоро они прилетят к себе домой на планету Кук, женщин, обтягивающих стены малометражной квартиры фольгой, чтоб не достали смертоносные лучи, посылаемые соседями… Всё это было бы очень любопытно, если бы материал не подавался с точки зрения : «мы говорим это, потому что это правда, это сенсация»! подобное отношение к зрителю вряд ли можно назвать уважительным и добрым.
Вот тот самый налёт сенсационности и остался в «Ты не поверишь». Присутствие в качестве ведущего карлика-Шкета уже с самого начала как-то смущает. Людям свойственно странно относиться к людям, с физическими недостатками. Именно поэтому передача в общем носит какой-то горьковато-солоноватый привкус эгсбиционизма и сенсационности.
Сам Шкет – парень весёлый, живой, озорной и делу не мешает. По сути, невидимые для глаза зрителей начальников НТВ выставляют его лишь как прикрытие, подавая с его помощью тот же самый кричащий, как одежда стриптизёрши, наряд сенсационности. Только вот сенсационность бывает разная. Сенсация – это когда за допинг сняли с состязаний знаменитого спортсмена. Сенсация, когда ведущий политик обвинил другого в нечестности. Но сенсация бывает и низкой, мелкой и пошлой, грязной и нелепой. Это как раз то, к чему пришло НТВ. Оно не сумело отстоять своё право вещать на темы большой политики, и  ныне пропагандирует сенсационность на уровне трусов.
Кстати, те или иные трусы часто появляются в сюжетах программы, особенно если героем становится непонятный во всех отношениях Сергей Зверев. Вот у него нет ни комплексов, ни секретов. Даже о своих стрингах со стразами. Передача глазами Шкета этим очень довольна.
Мексиканский сериал из отношений главного тенора России Баскова и его черноокой красавицы жены в передаче развивается с игривой аккуратностью. Обсасывание малейших моментов звёздного развода как раз и стало той самой сенсацией, которая хочешь-не хочешь приковывает малотребовательного зрителя к экрану телевизора.
Ещё одну сенсацию искать долго не пришлось. На сей раз разводились Батурин и Рудковская. Создатели передачи взялись за дело и раздули из стандартной семейной склоки трагедию народного масштаба. Все эти кадры с карабкающейся через чужие заборы несчастной матери Рудковской к своим детям не одной российской матери растревожили душу. А если учесть то, что очень часто подобные передачи прибегают к нарочитым постановкам, то мы имеем на лицо обычный обман как всегда излишне наивного зрителя. Это уже игра на чувствах, дешёвая и жестокая.
Передача изобилует репортажами из недр шоу-бизнеса, показывая его во всех блёстках, стразах и перьях. Если учесть то, что работник шоу-бизнеса, тоже человек и работает тяжело, создание для публики такого гламурного образа выглядит весьма нетактично.
Например, рассказ о Лизе Боярской не дал ничего нового, кроме как то, что на щеке обаятельной женщины есть маленький шрам. Тактично ли говорить об этом? Уместно ли, в то время, как актриса блистает в ролях именитых режиссёров?
Репортаж о том, как и сколько пьёт наш шоу-бизнес, вероятно, должен был воодушевить и успокоить влюблённую в алкоголь часть населения великой страны. Звёзды с рюмками, звёзды со стаканами – сенсация за сенсацией, наигранная на инстинктах и примитивизме.
Раскрутка романа Лены Кулецкой и Плющенко с Рудковской превратились в лирические темы для романа какой-нибудь популярной массовой писательницы. Если задуматься, подробности обсмаковываются так тщательно, что иногда создается впечатление, будто главные герои съёмок заплатили немалые деньги ради того, чтобы покрасоваться переел аудиторией некогда самого правдивого телеканала России. А это уже не сенсации, а постановочный сценарий, играть на новизне которого по меньшей мере нечестно.
Для чего делается любая передача? В первую очередь она доносит до зрителя некий смысл и заставляет задуматься. Это как хорошая книга, только потребляемая другим анализатором. Чему научит и чем заполнит и без того припудренные кашицей из льющихся со всех дырок сенсаций зрителя эта помесь реальной информации с ненужными подробностями и кричащими заявлениями?
Отметить стоит даже и то, что сама программа решена в модном, но чрезвычайно неудобном для восприятия мозга человека клиповом монтаже. Не успел ты выхватить одну фразу, как откуда-то вылетает новая, не связанная с первой, камера прыгает, носится, скользит, переворачивается, а на фоне всего этого полёта эквилибристической мысли напористо и почти гневно вещает голос ведущего, словно пытающегося растолковать урок географии ученикам с ДЦП.
Не стоит ругать передачу целиком: кое-где она допускает добрые и даже приятные моменты. Но для того, чтобы их дождаться, необходимо продраться сквозь пахнущий приторным сиропом хворост псевдоскандалов, высосанных из носика чайника сенсаций и клиповой мишуры. После просмотра такого шедевра в голове неизменно остаётся ощущение мусора, выбить который хочется просмотром чего-то очень занудного, но спокойного и не сенсационного, например творения Аки Каурисмяки.