Роберт Грейвс. Второе деяние Геракла - Гидра Лерне

Николай Ефанов
   
    Вторым поручением Эвристея Гераклу было убийство Лернейской Гидры, плода порождённого Тифоном и Ехидной, а выходила её Гера для наказания Геракла.


    Лерна находилась высоко над уровнем моря в нескольких милях от города Аргос. На запад от неё  поднималась гора Понтинос со святой рощей платанов спускавшихся к самому морю. В той роще, с одной стороны окружённой рекой Понтинос, на которой Данай устроил святилище Афине, с другой, за рекой Амимон, находились владения Деметры, Диониса Избавителя и Просимы, одной из воспитанниц Геры.


    На берегу до сих пор стоит каменный знак Афродиты, сооружённый Данаидами. Каждый год в Лерне совершаются тайные обряды в честь Диониса, который именно в этом месте вошёл в Тартар, недалеко находится ограждённое место, где Гадес и Персефона тоже вошли в Тартар во время совершения мистерии Деметры Лернейской.
   

    Эту местность когда-то устрашала Гидра. Её нора находилась под платаном, где из земли брала своё начало река Амимон; она также царила на бесконечных болотах, которые хотел осушить цезарь Нерон: и ни один неосторожный путник нашёл свою смерть в этих пределах. Гидра имела необыкновенную внешность: похожа была на пса, из головы которого выступали восемь или девять змей и один из них был бессмертным. Так или иначе, но была настолько ядовита, что убивала даже своим дыханием.
   

    Афина размышляла над способом, каким бы можно было убить Гидру, а когда Геракл добрался до Лерны на телеге, которой управлял Иолас, показала ему нору этой гадины. Выслушав  совет Афины, Геракл попытался выманить Гидру из её норы, посылая в неё горящие стрелы, после чего вытащил её, но она обвила его ноги и силилась повалить на землю. Напрасно он бил своей палицей по голове Гидры: если он разбивал одну, то на её месте вырастало две или даже три.
   

    Страшный рак выполз из болота на помощь Гидре и впился в ногу Геракла. Тот, яростным ударом разбил его панцирь и зовя на помощь Иоласа. Тот поджёг рощу с одного конца, чтобы остановить появление новых голов Гидры и начал прижигать те места, из которых они вырастали: тем самым остановил её растекающуюся кровь.
   

    Тем временем Геракл своим мечом отрубил бессмертную голову (некоторые её части были из золота) и закопал её под огромным камнем, что на дороге в Элайос. После чего обмакнул свои стрелы в её ядовитую желчь, и раны, даже малейшие, нанесённые такими стрелами всегда были смертельными.
   

    Гера наградила рака за его самоотверженность в сражении и поместила его между знаками зодиака. Эвристей же высказывал свои претензии, что подвиг был совершён не одним Гераклом, а главную роль в нём сыграл Иолас.




1. Гидра Лернейская была загадкой для классической мифологии. Павсаний считал, что это могла быть ядовитая водная змея, но уже Писандр первым назвал её « многоголовой и страшнейшей», чем вызвал определённый скепсис к своим суждениям. Следуя эфемерному Сервиусу («Об Энеиде» Вергилия), Гидра была источником подземных рек, которые вырвались на поверхность и затопили поля; когда удавалось заткнуть один из истоков, вода вырывалась из иных, и  именно для этого Геракл разжёг огонь, чтобы осушить территорию, а потом перекрыл все источники.


2. В самой правдивой версии мифа о Геракле, как о претенденте на трон, он поочерёдно боролся с быком, львом, кабаном или скорпионом, после чего мчался к озеру, чтобы завладеть золотом, принадлежавшим его обитателям.  Ясон выполнял подобное задание с помощью Медеи, призывая на помощь Афину, как бывшую возлюбленную Геракла. Хотя Гидра напоминает собой морскую змею, которую убил Персей золотым мечом или серпом в виде месяца. Всё же змея эта, скорее всего, была пресноводная, как в валлийских и ирландских мифах, похожа на змей Гомеровых из мифа о Лакодамоне - выходящая из вод. Пасть напоминающая собачью несомненное повторение морской Скулии, а семи головное чудовище запечатлено на одной из цилиндрических печатей найденных в Вавилоне, где это чудовище убивает Гильгамеш. Астрологи, скорее всего, добавили в повествование рака, чтобы соотнести двенадцать трудов Геракла с двенадцатью знаками Зодиака. Он должен был бы занимать место перед Львом Немейским.


3. Этот обрядовый миф соединён с мифом о Данаидах, древних жрицах воды в Лерне. Число голов Гидры не канонично, так коллегия жриц состояла из пятидесяти голов, как священная каракатица, воплощённая в Фетиду, которая ещё раньше имела пятьдесят служительниц, а сама имела  восемь торсов змеиных заканчивавшихся головами  и ещё одну голову на туловище, то есть всего вместе - девять голов в честь богини луны: сто голов наталкивают на мысль о количестве воинов, которые из Лерны нападали на Аргос: десять тысяч подчёркивает именно мифологичность сюжета, подчёркивая сомнения Еврипида. На греческих монетах Гидра обычно изображается с семью головами; своеобразное изображение семи притоков реки Амимон.


4. Уничтожение Гераклом Гидры вполне правдоподобное историческое воспоминание, восстанавливающее лернейские обряды плодородия. Но с новыми временами появлялись новые жрицы в священной роще платанов - платан, как и каракатица, приводит нас к временам древнего Крита, когда Ахейцы, а может быть Дорийцы, сожгли священную рощу. Нельзя отрицать, что изначально Деметра составляла с Гекатой триаду, как старуха Просимна, - «та, к которой обращаются в гимнах», - и Персефона, как девушка; но Семелы Диониса изгнали Персефону. На побережье, несколько позднее, возник культ Афродиты- Фетиды.