Памяти поэта-изгоя

Геннадий Москвин
"На всякого врача, выдающего себя за психолога, найдется идиот, выдающий себя за врача".

(M.Geny)


(утонченно - прищуренный взгляд на открытие памятника Осипу Мандельштаму в Москве)

      В пятницу, 28 ноября 2008 года, в Москве будет открыт памятник Осипу Мандельштаму.  Монумент установят в скверике на пересечении улицы Забелина со Старосадским переулком. В доме 10 по Старосадскому жил брат поэта Александр, и у него Осип Эмильевич останавливался, когда бывал в Москве.

       Авторы памятника - скульпторы Дмитрий Шаховской и Елена Мунц, а также архитектор Александр Бродский. По их замыслу в сквере установят четыре черных гранитных куба, на гранях которого будут высечены строки из стихов поэта.

Но давайте разберемся, любил ли Осип Мандельштам столицу, которая, сердешная (кто старое помянет, тому глаз долой), в ответ на откровенное презрение поэта к ней, ставит, ему же, памятник. Судите сами:   

"Все чуждо мне в столице непотребной:
Ее сухая черствая земля,
И буйный торг на Сухаревке хлебной,
И страшный вид разбойного Кремля.

Она, дремучая, всем миром правит.
Мильонами скрипучих арб она
Качнулась в путь — и пол-вселенной давит
Ее базаров бабья ширина.

Ее церквей благоуханных соты —
Как дикий мед, заброшенный в леса,
И птичьих стай густые перелеты
Угрюмые волнуют небеса.

Она в торговле хитрая лисица,
А перед князем — жалкая раба.
Удельной речки мутная водица
Течет, как встарь, в сухие желоба."

(Осип Мандельштам)

        Уж не эти ли строки из стихов поэта будут высечены на гранях черного гранитного куба?   Памятник будет увенчан бронзовой головой поэта. Эх, явно поскупились московские власти и заинтересованные спонсоры! Такое придумать могла только золотая голова!

         В России уже есть два памятника Осипу Мандельштаму. Один находится во Владивостоке, в парке городского университета. Первоначально он стоял недалеко от бывшего пересыльного лагеря "Вторая речка", где поэт умер в декабре 1938 года. Невольно радуешься за пересыльного поэта. Продвигается по службе! Второй памятник, выполненный по проекту скульптора Лазаря Гадаева, открыт в сентябре 2008 года в Воронеже. На очереди Гнилые Выселки ?

         Как и в Москве, поэт там тоже не жил, но не исключено, что там обитала не замеченная НКВД в интимных связях с поэтом М. некая мадам Н., у которой проездом в пересыльные лагеря любил останавливаться великий поэт. Монумент можно установить в скверике на пересечении Большой дороги им. Иосифа Кобзона с Кривоколенным переулком им. Аллы Пугачевой, где в хате без удобств жила таинственная незнакомка.

         В современном русском языке слово «изгой» не имеет точного терминологического значения и, вероятно, означает человека, произошедшего "из гоев" и поэтому лишённого каких-либо прав и свобод в ряду себе подобных, преследуемого или игнорируемого «чужака». О вкусах и нравах не спорят. Но есть ли памятники великим изгойским поэтам А. Пушкину или, скажем, С.Есенину в упомянутых выше населенных пунктах, прославившихся тем, что там проездом отметился Осип Эмильевич, российские деятели культуры во главе с доблестным профессором-орденоносцем Михаилом Швыдким скромно умалчивают.

          Поэтому истинным ценителям высокой поэзии советского Реннесанса (фр. "Renaissance") эпохи Культурно-Нравственной Узурпации (рус."Деградации") невольно приходит в голову утонченно-прищуренная мысль: а не пора московским властям подумать о проекте реконструкции Певческого поля и создании там Мемориала (рус. "Память") Белой Вороне, как символу всенародной любви к творчеству поэтов-песенников Ильи Резника и Ларисы Рубальской? Косить под русскую культуру так косить! Как под тот каблук у незабвенного поэта:

"Холодок щекочет темя,
И нельзя признаться вдруг,-
И меня срезает время,
Как скосило твой каблук.

Видно, даром не проходит
Шевеленье этих губ,
И вершина колобродит,
Обреченная на сруб..."