Кинофильм Филадельфия - художественные цели

Наталия Май
       Кинофильм «Филадельфия» - художественные цели
       и способы их достижения

Может ли так называемый «обыватель» преодолеть свои предрассудки и повернуться лицом к тем, к кому привык относиться с предубеждением и неприязнью? Вот одна из сюжетных тем фильма, наиважнейшая. Достичь ее можно традиционными методами – нужен очень обаятельный «изгой общества», чтобы тоже достаточно обаятельный и привлекательный «мещанин» проникся его переживаниями настолько, чтобы воспринять их как свои собственные. Так дело о защите прав уволенного гомосексуалиста, больного СПИДом, становится для адвоката Джо Миллера (героя Дензела Вашингтона) не просто ступенью в карьере, а делом чести.
Сама по себе эта цель – благородна. Ведь все обстоятельства – против героя Тома Хэнкса, адвоката Эндрю Беккета. С точки зрения консервативно настроенного члена общества – образ жизни человека нетрадиционной ориентации, то, что заразился он при случайном контакте в гей-клубе, изменив своему постоянному партнеру, который был ему очень предан, - это такая сумма слагаемых, при которой вердикт вполне предсказуем. Что же позволяет герою Тома Хэнкса растопить сердца даже самых непримиримых противников романтизации и героизации подобных членов общества?
Эндрю Беккет – интеллектуал, блестящий специалист. Актер очень тонко сыграл свою роль. Но этого мало! Он, чтобы не впасть в отчаяние, все силы свои направил на умственную деятельность – желание доказать несправедливость увольнения с фирмы. И успеха в зале суда начинающий адвокат Джо Миллер достигает с помощью более опытного коллеги, Беккета. Для американских зрителей поведение Беккета – пример мужества и стойкости в борьбе за свои законные права, для героя Дензела Вашингтона – образец того, как можно преодолеть страх и в самой безнадежной ситуации продолжать жить и радоваться жизни. И именно уважение к Беккету перерастает в дружескую привязанность, вызывая катарсис в душе героя и «растопив лед» по отношению к «таким людям» вообще. Опять-таки – благородно.
Сомнения Джо Миллера – это сомнения многих людей, вполне естественные и справедливые. Ведь вся история медицины доказывает, что сведения о болезнях, данные о том, как и почему можно заразиться тем или иным опасным недугом, меняются. Чума, болезнь, унесшая огромное число человеческих жизней, проказа были предметом споров ученых – кто может заразиться, как, спустя какое время болезнь дает знать о себе и т.п. То, что говорят о вирусе иммунодефицита человека сейчас, может не быть истиной в последней инстанции, а опровергнут лет через пять-десять-пятнадцать. Кто знает?..
С простой обывательской (да и даже строго научной) точки зрения – можно ли винить людей за их страх? За нежелание контактировать с ВИЧ-инфицированными? В каждом конкретном случае есть свои нюансы. Но то, что фирма, в которой работал Эндрю Беккет, не виновата в его болезни – это факт. Должна ли она нести убытки? Клиенты – разные люди, их реакция на то, что один из ведущих специалистов – Беккет, непредсказуема. Да, законное право Беккета о своем состоянии коллегам не сообщать, право на тайну священно, формально закон нарушили именно они, уволив его якобы за служебную халатность, скрыв истинную причину. Но есть ведь такая вещь, как слухи, а они способны уничтожить репутацию солидного консервативного заведения, коим являлась адвокатская фирма. Какой был у них выход? Не знаю…
Они боролись не против Беккета, а ЗА себя. Так же, как это делал он. И более справедливым, как кажется мне, было бы расставить акценты иначе. Герой, при том, что наделен многими располагающими к нему достоинствами, явно не ангел, он достаточно эгоистичен. Мог бы и сам подумать об увольнении под тем или иным предлогом, чтобы не «подставлять» коллег. Какими бы предубежденными «мещанами» и узколобыми консерваторами они ни были. Ведь можно быть выше самоутверждения и сведения счетов с какими угодно людьми? А так это выглядит, на мой взгляд россиянина.
Ведь Беккет не одинок – его окружают любящие родственники и партнер, который простил ему все.
Но Америка есть Америка, торжество Конституции возобладало. Главное – это закон, а для всех он един. И адвокат, Джо Миллер, добился успеха и выиграл дело. Возможно, создан еще один прецедент под названием «дело Беккета», а что будет с фирмой, которая много лет зарабатывала себе репутацию, – это осталось за кадром.
Для меломанов великое утешение – «Streets of Рhiladelphia» Брюс Спрингстин.