Боль часовщика

Георгий Лахтер
   Из Дневника начальника уголовного розыска

   Роман Аронович Левин был потомственный часовых дел мастер.
На первый взгляд неприметная профессия давала ему возможность жить несколько лучше других. Для Левина «жить лучше» означало вкусно питаться, иметь добротную мебель, раз в три года съездить на курорт.
         Всё это он старался делать, не выделяясь из окружающей обывателя среды. К чему быть на виду? У тех, кто живет богаче, появляются завистники, а зависть, как известно, к хорошему не приводит. Люди обсуждают твой образ жизни, строят фантастические догадки, подсчитывают доход, который в их глазах день ото дня  увеличивается. Наконец, когда ты покупаешь автомобиль, тебя презрительно называют “миллионер”. 
     Убеждать народ в обратном бесполезно.
 
     Отец научил маленького Рому собирать, разбирать, ремонтировать имевшиеся в те годы марки часов. И вот уже на протяжении шестидесяти лет ничто другое, кроме маятников, шестерёнок, винтиков - в общем всего, что называется механизмом ходиков, Левина не интересовало.
     Заказов у мастера было хоть отбавляй. Работу он выполнял на редкость добросовестно. Тем не менее клиент есть клиент - то вещь уронит, то пружинку перетянет. Поэтому старик без дела не сидел.
      Доход от ремонта часов позволил ему обзавестись вещами, полезными в хозяйстве. В этом нет ничего предосудительного. Например, кухонный комбайн японского производства в быту просто незаменим. Но... опять же но... колючие взгляды соседей отбивают желание пользоваться техникой – западная аппаратура в нищем городе считается шиком. В итоге, после немалых материальных затрат, она радости не доставляет.
      Роман Аронович ходил на работу к девяти утра. Мастерская располагалась недалеко от дома, в здании районного универсама. Небольшое расстояние он предпочитал пройти на своих двоих, для разминки. Глядя на него, люди шептались: «Миллионер... Экономит даже на проезде в автобусе».
    Старик возвращался домой затемно. Кушал фрукты, смотрел телевизор, изучал устройство какой-нибудь новой модели часов. Так дед и жил, не высовываясь.

     Я встретил Левина в больнице неотложной медицинской помощи. Он лежал в шестиместной палате, перевязанный бинтами, учащенно вдыхая спёртый воздух. Больничная вентиляция не работала - денег на ремонт не выделяли уже несколько лет.
    - Роман Аронович, здравствуйте, - сказал я.
    - Здравствуйте, - едва слышно прозвучал ответ.
    - Я начальник уголовного розыска, Георгий Лахтер. Мне доктор позволил с Вами побеседовать. Как себя чувствуете?
     Больной не проявил ко мне особого интереса.
     - Сейчас лучше.
     - Вы можете рассказать, что стряслось?
     - Да... Я отдыхал на диване, слушал новости... Моя супруга уехала проведать больного внука... Вдруг меня подмяли неведомо откуда взявшиеся двое парней. Первый связал руки, второй ударил кулаком по голове и предупредил: «Не вздумай базарить, рога поломаю. Мы свалим отсюда, но вначале скажи, куда ты заныкал бабло, золото, камешки?»... Я лишь сумел прохрипеть: ценностей в доме нет.
  «Не гони туфту, выкладывай мани, - вмешался в разговор третий, - не то пожалеешь, что родился на белый свет». - Ничего не осталось, мы купили машину ответил я ... но кто-то меня перебил: «Добровольно с рыжьём бабай не расстанется. Поступим по-другому». Мужик принес из спальни утюг... включил в розетку...и раскалённый металл прилип к моей спине. А бандит  хладнокровно повторял: «Где бабки?»... Не выдержав пытку, я указал на пианино. В нём, под крышкой, хранились доллары... Деньги они рассовали по карманам, упаковали в чемоданы носильные вещи... и скрылись.
         Отпущенное на беседу время заканчивалось. В палату вошёл терапевт, демонстративно поглядывая на часы.
      Я жестом показал, мол, ухожу, и задал Роману Ароновичу ещё пару вопросов:
      - Как выглядели нападавшие, можете ли Вы их опознать?
      Старик корчился от боли, тем не менее, всхлипнул:
      - Двое были в масках, похоже, натянули на голову капроновые чулки. Третий - азиат, лет тридцати, высокий. Возможно, бандита я узнаю.
     - Вы открыли входную дверь незнакомцам. Для чего?
     - Люди уверены, что металлические засовы нас надежно охраняют... Но преступники ворвались с балкона, по-видимому, спустились с крыши по веревке. Моя квартира расположена на последнем этаже .., - не закончив мысль, больной потерял сознание.

       Я вернулся в отдел, предварительно осмотрев квартиру Левиных.
   Часовщик оказался прав: разбойники привязали аркан к стропилам крыши, спустились по нему на балкон, затем, проникли в основное помещение.   
      В РОВД меня встретил начальник. Он выслушал детали разговора с потерпевшим и  озабоченно произнёс:
    - Раскрыть это преступление будет сложно. Поэтому даю тебе на помощь десять милиционеров. Найти душегубов нужно во что бы то ни стало. В такие минуты проверяется наше профессиональное мастерство.
     - Оперативная группа уже работает, - ответил я, - в неё включены опытные сотрудники. А группу милиционеров возглавит Шаймиев Искандер. Под его руководством будет проверена барахолка и места сбора проституток, наркоманов, картежников. Там допускается расчёт вещами. Опознать краденое нам помогут сыновья Романа Ароновича.

     Прошло несколько дней, и я вновь навестил Левина.
     В палате по-очередно дежурили его дети, снохи, жена. Сегодня в продавленном кресле сидел Исаак - сын Романа Ароновича. Однако парень ухаживал не за отцом, а кормил бульоном другого человека, у которого была загипсована грудь, рука, ноги.
    Стараясь приободрить Левина, я воскликнул:
    - Кажись, дело идёт на поправку! Выглядите молодцом.
    Больной едва слышно пролепетал:
    - Выглядите молодцом относится к Исааку? Обо мне можно лишь сказать... дед выжил чудом... Удивляюсь как выдержало сердце... Теперь лечить травмы придется до конца дней... Их бандиты приблизили.
    - Когда врач обещает снять повязки? - спросил я.
     - Через неделю. Но раны заживут не скоро... Дряблая кожа затягивается медленно.
     - Мы делаем всё возможное, чтобы подонков найти. Однако мне нужны дополнительные сведения: как нападавшие обращались друг к другу, разговаривали по-русски чисто или с акцентом, быть может, имели на руках татуировки. Вы не припомнили что-нибудь новое?
     Левин заметно оживился.
    - Я, конечно, помогу вам раскрыть преступление. Но сейчас меня интересует, почему злодеи избрали жертвой старого часовщика, почему? Потому что он всегда одет в приличный костюм, потому что не употребляет спиртное, ведёт замкнутый образ жизни, предпочитая варганить маятники? Не все же могут работать на фабрике, заводе, сельскохозяйственных комплексах. Кому-то жизнь доверила ремонтировать часы. Причём ремонтировать хорошо. А для этого необходимо повышать свою квалификацию... Я принимаю на реставрацию антикварные модели: карманные, настольные, напольные, и без лени заново изучаю их внутреннее строение... Схема любого механизма навсегда оседает у меня в памяти. Поэтому клиенты мастерской норовят иметь дело лишь со мной. Только в этом году к нам обратились десятки человек с просьбой отремонтировать уникальные часы. В основном, вывезенные из Германии советскими офицерами... Едва глянув на корпус, мастера беспомощно разводят руки - запасных деталей нет. Я смонтировал станок, и на нём выпиливаю, сверлю, шлифую крошечные элементы, придаю стеклу требуемый овал или выпуклость. Умение разобрать часы и заставить их работать, конечно же, приносит определенный доход... Но моя «популярность» коллегам не нравится, они мне открыто завидуют.
      Было заметно, что Левин устал. Тем не менее, он продолжил:
     - Неужели такая же горькая судьба уготована моим наследникам? Исаак  первоклассный умелец и, естественно, живёт несколько лучше других. Он ездит на “Жигули”. Стоит ли на него коситься и презрительно называть «миллионер»? Мыслящая голова, золотые руки - вот всё, что у него есть. Я привил детям любовь к своему ремеслу, её они передают дальше - внукам. Через сто, двести, триста лет ходики «умрут», а искусство часовщика будет вековать.
     Длинная тирада утомила Романа Ароновича. Однако дед выговорился, похоже,  впервые за много лет.
     Я чувствовал себя неловко, не зная, как реагировать на столь эмоциональный монолог. Нет, лежащий на кровати истерзанный старик ничего не требовал, хотя был не прочь услышать от меня ответ на свой безмолвный вопрос: кто защитит его детей от посягательства криминала.
      - Вы затронули сложную проблему, - сказал я. - Изолировав десяток преступников, благодать не наведешь. Узбекистан нуждается в глубоко продуманной программе оздоровления общества. Эта компетенция не моя. Что касается уголовного розыска, то мои сотрудники, а их в отделе всего шестнадцать, работают днем и ночью, не считаясь с личным временем. Предотвратить совершение преступления - вот первостепенная цель опера. Скажу прямо: в районе с населением двести пятьдесят тысяч человек выполнить такую задачу не всегда удается... Вернее, чаще не удается.
    Левин меня понял как должно. Превозмогая боль, он удовлетворённо кивнул:
    - Спасибо за откровение. 

     Я поехал на центральную барахолку города. Здесь по воскресным дням собирались тысячи человек, торговавших подержанными вещами. Люди раскладывали тряпки прямо на земле, а сами сидели рядом, на принесённых из дома табуретках, скамейке, перевернутом ведре.
    На рынке продавались декоративные птицы и рыбки, стоптанная обувь и посуда, радиоаппаратура и книги. Сегодня на этом кишащем пятаке работали милиционеры. Они понимали, что в такой неразберихе отыскать конкретный зкспонат почти нереально, тем не менее попытку решили всё же сделать.
     В здании администрации меня ожидал капитан Алиев. Загадочно улыбнувшись, он сказал:
      - Сын Левина опознал вещи. Их продает бабка, видимо, скупщица шмотья. За ней мы намерены пасти до закрытия рынка.
     - Почему так долго?- удивлённо спросил я.
      Капитан рассудил элементарно:
      - Товар она вывалила из неподъёмных сумок. Принести одной столько барахла ей не под силу. Значит, помощник или подъедет, или он таится где-то рядом.   
    Я ему напомнил:
   - Любая рубашка, брюки, туфли являются вещественным доказательством. Гляди, чтобы они не «испарились». 

    Теперь поволноваться пришлось мне. Скупщики ношенной одежды бывают двух категорий: первые - сидят на барахолке годами, имея постоянное место. В мире криминала их называют «барыга». Эти люди непосредственно контактируют с вором, сдающим шмотки.
   Вторая категория всю неделю колесит по городу с мешком за плечами. Скупщик приобретает вещи у соседей, друзей или путем подворного обхода. В воскреснье он садится на рыночной площади, и бойко предлагает прохожим свой товар.
   Какую группу «обслуживает» старуха, торгующая костюмами Левина? Если первую, то разговаривать с ней будет нелегко. Барыги стараются запутать ментов, они не дают  свидетельские показания, опасаясь возмездия со стороны поставщика краденого.
   Мои размышления прервал топот в коридоре.
  Алиев втолкнул сопротивлявшегося мужчину в кабинет:
  - Заходи.
  Следом вошла бабуля и с порога захлюпала:
  -Мы не виноваты, гражданин начальник. Почему на рынке царит беспредел? Хватают всех без разбора. Мужу руки скрутили. Пойду жаловаться прокурору.
     Не обращая внимания на шум, я оперу сказал:
    - Вези обоих в РОВД.

   К допросу скупщиков подключился мой шеф. Он ежедневно заслушивал ход расследования преступления, интересовался здоровьем Левина, вручил медикам коробку дефицитных лекарств.
   Полковник обобщил трехчасовой разговор:
  - Супруги Рашид и Айша Каграмановы готовы нам помочь. Им вещи оставил некий Мустафа. Он обещал за деньгами прийти завтра. Но вор мог ввести Рашида в заблуждение: изменит время или нагрянет раньше. Сегодня же дом Каграмановых возьми под наблюдение, если надо, организуй засаду.
    Я не исключал вариант, что Мустафа придёт не один. Поэтому сколотил группу в составе четырёх оперативников и дал ребятам команду:
    - Всем вооружиться.
   Алиев, занимавшийся восточными единоборствами, пошутил:
  - Мой кулак работает быстрее пистолета, а удар ноги пробивает кирпичную стенку. Обойдусь без оружия.
   - Брюс Ли нашёлся, - хохотнул я. – Разбойники тоже сильны, будь предельно внимателен.

    Я не мог уснуть до рассвета. Мысли вертелись вокруг преступлений, совершенных в последние дни. Какие из них имеют перспективу на раскрытие?... Два убийства, разбойное нападение, угон... По кражам изъяты вещественные доказательства, один грабитель опознан ... Найден распиленный кузов...
   В пять утра отяжелевшие веки слиплись. Но сон разогнал телефонный звонок.
    Я поднял трубку и нехотя ответил:
    - Слушаю.
    - Георгий, ребята поймали Мустафу, - затараторил дежурный по отделу, - но… но…
   - Что «но» , - предчувствуя беду, крикнул я.
    - Алиев ранен. Ножевое, в грудь.
   - Его жизни грозит опасность?
    Офицер, видимо, не знал подробностей происшествия.
    - Думаю, опасности нет. Иначе его ребята не стали бы везти в Ташкент, за городом  тоже есть больница.
   - Буду на месте через двадцать минут, - сказал я, - авто сюда не высылай, тормозну такси.

    В приемном покое больницы дремала медсестра.
    Я негромко изрёк: 
   - Где мои опера?
   - Кто, какие опера?- испуганно воскликнула женщина. Но спохватившись, протянула, - а - а, раненого оперируют, остальные наверху.
    Милиционеры и задержанный сидели в холле второго этажа.
   Один из инспекторов мне доложил:
  - Мустафа ударил Алиева ножом. Рана, вроде бы, не глубокая.
  - Поезжайте на базу, - велел я. - Мустафа интересует наше руководство. Так что с минуты на минуту в отдел нагрянут высокопоставленные коллеги, будут его допрашивать.

    Хирург закончил операцию в девять утра.
   Едва он приоткрыл дверь, я бросил мужчине вопрос:
   -Рана опасная?
     Доктор устало выдохнул:
   - Парень молодой, крепкий, вовремя повернулся боком. Правда, чуть задето легкое. Алиев пробудет в стационаре недельки две.

      В отделе я сразу же услышал ласкающую слух новость: Мустафа рассказал о  нападении на Левина, едва увидел вместительные чемоданы с одеждой.   
     - Его подельники установлены, - спросил я Шаймиева, бессменного заместителя  начальника угрозыска..
     - Опергруппа уже выехала на их задержание, - майор разбросал на столе фотографии, - впрочем, одного искать нет надобности. Глянь сюда, это физиономия  Шестернёва Павла, он состоит на учёте как тунеядец. Сейчас лежит... в палате с Левиным. Дед его не узнал. Той ночью лицо бандита скрывала маска.
    - Так сын Романа Ароновича кормил бульоном... Шестернёва! - воскликнул я.
    - Да. Павел и часовщик попали в стационар одновременно. Лиходей, совершив разбой,  уходил по пожарной лестнице дома, но под тяжестью увесистого чемодана грохнул вниз. Травмированного дружка подельники оттащили к своим знакомым, которые вызвали скорую помощь.
     - Ну и ну, такое мне ещё не встречалось! Бандит и его жертва лечатся рядом, а начальник угрозыска выясняет у последнего приметы нападавших. Столь интересной фабулы не увидишь даже в детективном фильме.
   Искандер усмехнулся:
   - Детективы пишут люди, никогда не работавшие операми. Авторы не представляют весь процесс раскрытия, например, убийства.
  В мой кабинет вошёл начальник.
    - Выяснили, кто дал банде наколку на хату Ароновича, -спросил он.
     Шаймиев открыл записную книжку.
   - Выяснили. Мустафа вернулся из заключения три месяца назад. В колонии налётчик  подружился с наркоманом, Карауловым Арсеном, который и шепнул адрес Левина. Разумеется, за грамульку опия.
   
    Мой рабочий день закончился. Сегодня он был не столь продолжительным - всего четырнадцать часов. Я спустился в вестибюль и взялся за ручку двери с надписью «Выход».
    Но в это время дежурный офицер протянул мне листок с адресом: дом 16, улица  Кавалерийская, совершено убийство.