Подарок на всю жизнь

Ольга Альмяшева
Петух пропел свою «побудку» прямо под моим окном, и снова тишина. Солнце уже радостно светит в окна, а вставать не хочется. Но минут через пять меня окончательно согнала с кровати мысль о младшем сыне: он домой-то пришел? Я вставала ночью часа в три, его еще не было.
Накинув халат, прошлепала до его комнаты – сопит, как ни в чем не бывало, на своей кровати. И будет так сопеть, пока не растолкаешь. Эх, дочки-сыночки…
Тихо, чтобы не будить всех раньше времени, открыла дверь и вышла на крыльцо. Навстречу, радостно крутя хвостом, рванула с цепи Бонька – «двортерьерша», которая когда-то маленьким дохлым щенком приблудилась к нашему двору, да так и осталась.
- Иди на место, - больше для порядка поворчала я, погладив ее. – Сейчас Эльдарка проснется, намучает еще тебя, успеешь.
Эльдар – это внук, от роду трех лет, который боится петухов и гусей, но с собакой творит все, что ему заблагорассудится: чуть ли не завязывает ей узлом уши, залазит на нее верхом – Бонька только рада.
Всюду по двору видны следы вчерашних игр внуков: вот машинка у крыльца под ногами, «загруженная» песком, рядом и совок, чем загружали… Чуть дальше, на скамейке, кукла в расстегнутом платье… Так, бедная, и ночевала на улице.
Я, улыбаясь, собираю игрушки. Снова ловлю себя на мысли, что детей своих за это ругала, а на внучат не злюсь, максимум, что могу – это спрятать игрушки, чтобы они поискали их немного…
Подойдя к бане, увидела на дровах мельхиоровые подстаканники.
- Ну сколько раз говорить дочерям, что бы не давали их детям играть! – в который раз возмущаюсь я.
Они не понимают, что это не просто подстаканники – это память… Боже, сколько же лет им? Сейчас мне сорок шесть, а появились они на мое шестнадцатилетие… Не может быть! Тридцать лет!!! А кажется, что было все вчера…
Сразу вспомнилось, как просила у мамы разрешения пригласить на день рождения весь класс. Как потом надо было оббегать друзей, так как не то, что сотовых, домашних телефонов у подавляющего большинства не было. Как потом готовили и накрывали на стол, ждали гостей.
На день рождения пришли, конечно, не все одноклассники, потому что было 17 августа, и многие еще не приехали из отпусков. Я сама только вернулась в Каган из вот этой самой деревни, куда меня сослали с двумя сестренками и двоюродным братишкой на все лето после первого серьезного землетрясения.
Но собралось нас достаточно.
Празднование дней рождений подразумевает, конечно, получение подарков. Сколько себя помню, всегда любила подарки дарить, а вот получать получалось хуже, старалась поскорее закончить с ритуалом вручения.
Поэтому, встречая друзей, я, наверное, делала глупое лицо, быстро чмокала их после коротких поздравлений и с облегчением провожала к столу.
В тот день рождения Вова Буйлов и Азим Файзуллаев пришли с немаленькой коробкой. Взглянув на нее, я испугалась…
Как обычно, Вовка отмалчивался, улыбаясь из-под крутого лба своими глубоко посаженными глазами, а Азимка, слегка наклонясь, ко мне и жестикулируя рукой, как бы рубя ребром ладони воздух, изрек примерно следующее:
- Дорогая Олечка! От имени и по поручению.. Разреши нам поздравить тебя с шестнадцатилетием! Пожелать тебе успехов в учебе, здоровья!
Для успехов в учебе предназначалась настольная лампа, которая и вправду очень уютно устроилась на моем столе. Многие годы я любила сидеть за столом под мягким светом от ее желтого абажура, естественно, вспоминая мальчишек.
А для здоровья – набор, состоящий из мельхиоровых подстаканников, подноса и тонких стеклянных стаканов. Стаканы, конечно, побились с годами, но поднос всегда находился под рукой, так как я выкладывала на него торт «Наполеон», который я часто пекла для своих домочадцев.
Подходили все группками по несколько человек, так что периодически мне все-таки приходилось испытывать «экзекуцию» поздравления.
Пришли Вова Тюрин с Леней Тимуровым
- Олечка, смотри, он рычит, -  Вова, краснея как обычно, протянул ко мне огромного плюшевого льва, жутко тряся его.
При этом игрушка издала звуки, похожие на рычание льва.
- Да от тебя, Вовка, кто хочешь запищит, - заметил кто-то справедливо.
Вовка занимался борьбой, принимал участие в соревнованиях и даже занимал призовые места. К тому же рост его был что-то ближе к двум метрам и косая сажень в плечах.
При всем этом, как все большие люди, он был очень спокойным, неразговорчивым, всегда краснел, когда был вынужден что-то рассказывать.
Но в тот вечер он удивил меня, произнеся свой тост. Вовка, снова краснея, поднял фужер (с соком кажется) произнес:
- Дорогая Оля! Поздравляю тебя с днем рождения! Желаю тебе успехов в учебе! Ты – звезда нашего класса, оставайся такой же всегда.
Не зная, куда девать глаза, я, наверное, тоже покраснела. Скажи это кто-то другой из мальчишек, я бы расхохоталась. Но раз сказал это Вовка, то… он шутить не любитель, значит от всего сердца.
Много было тостов в тот день, но этот я запомнила на всю жизнь.
Однажды, уже в десятом классе, на уроке математики, получив оплеуху от Виктора Тимофеевича (Тимоша имел привычку кидаться мелом и раздавать затрещины, но – беззлобно), Вовка поднялся из-за парты точно так же, как лев в мультике «Ну, погоди!» поднимался из машинки, и изрек, обращаясь к учителю:
- Может, выйдем?!
Я от неожиданности, воскликнула:
- Вовка!
- Олечка, а чего он дерется?! – как обиженный ребенок (только очень большой) повернулся он ко мне.
А в тот день, 17 августа 1976 года, мы веселились беззаботно, отчаянно. Маме пришлось несколько раз поджаривать нам картошку «фри», которая всем очень понравилась; очень долго сидеть с соседками на улице, чтобы не стеснять нас, а потом, ко всему прочему отстирывать белую скатерть, которую залили (кажется, Олим) томатным соком.
Кто-то вспомнил, что сегодня танцы, и мы всей гурьбой отправились в железнодорожный парк, из которого далеко по округе была слышна инструментальная музыка в исполнении ансамбля всем известного в нашем небольшом городке Калача…
Долгие годы и этот лев, и лампа, и подстаканники с подносом напоминали мне о моих дорогих одноклассниках. После школы и Вовка Буйлов, и Азимка Файзуллаев, и Вовка Тюрин уехали из родного города, и до сих пор я не знаю о них ничего…
Буйлова с Азимом я видела в последний раз в 1979 году. В самую жару (июль-месяц!) я торопилась к отцу в больницу и столкнулась с ними в Бухаре на Каганском вокзале. Вовка хмыкнул и промолчал, а Азимка со всей своей непосредственностью, кивнул на мой живот (я через месяц должна была уже стать мамой), развел руками и выдал:
- Ой, Олечка, а эт чего такое?
- Я замуж вышла! Лялька у меня будет, Азимка!
Вечером того же дня или на следующий день они зашли ко мне в гости. Пили чай, смеялись, рассказывали про себя и про одноклассников.
Вовка перед уходом решился:
- Можно вопрос задать тебе?
- Конечно! Чего это ты?
- Нууу… у тебя муж под столом не сидит? – все ж таки выдавил Вовка.
Я расхохоталась. Действительно, чего от меня ожидать было, если я все школьные годы гоняла мальчишек?
- Нет, Вова, не угадал. Скажи спасибо, что сама там не сижу. Он у меня большой, почти два метра ростом, так что шутки с ним, наверное, плохи. – отшутилась я.
И все… Сколько потом не встречались с одноклассниками, про двух Вовок и Азимку никто ничего так и не знал…
- Бабууууль… - раздался с крыльца голосок внука.
- Ты чего, Эльдарчик?
- Бабууууль, а поспал, а ты нету, - укорил трехлетний ребенок.
- Я иду, золотой, - собирала я подстаканники, думая, куда же их спрятать подальше
       



*****



Р.S. Совсем недавно, благодаря Интернету, нашелся Вова Тюрин. Живет в Эстонии. Очень удивил, рассказав, что писал и сам пел песни, даже дал ссылку на свой сайт. Я, конечно же, скачала его песни и теперь часто их слушаю, хотя и не люблю тяжелую музыку. Но это же – Вовка!
Через несколько дней нашей переписки он прислал такую фразу: «Связался я с вами! Жил спокойно, а сейчас каждую минуту в Интернет лезу – письма от вас жду!»
Это же здорово!