Роберт Грейвс. Сумасшествие Геракла

Николай Ефанов
       

       Минойцы, покорённые Гераклом, прославляли его как первого среди героев. Они даровали ему в награду Мегару или Мегеру, старшую дочь царя Креона, и был он назван отцом города. На младшей дочери царя женился Ификл. Некоторые утверждают, что Геракл имел от Мегары двоих сыновей, впрочем, называют и троих и четверых и даже восьмерых. Всех их называли алкаидами.
       

       Вначале Геракл покорил Пирайма царя Эубеи и союзника минойцев в соперничестве с Фивами. Страх и ужас распространился по всей Греции: тело Пирайма было разорвано на части двумя жеребцами и было сброшено в реку.
Когда на этом месте кони приходят на водопой, то слышится эхо похожее на ржание.
       

       Гера, разгневанная деяниями Геракла, наложила на него проклятие. Набросился на своего любимого побратима Иоласа, старшего сына Ификла, которому, однако, удалось скрыться; затем приняв своих шестерых детей за врагов, убил их, а тела бросил в огонь, вместе с телами двух других детей Ификла. Фиванцы, в честь этих восьми жертв, провели всю ночь при свете факелов, а на другой день устроили погребальные игры, а тела укрыли ветвями белого мирта. Все они оплакивали смерть сыновей Геракла, которых постигла такая жестокая участь. Один из них правил в Арголиде и жил во дворце Эвристея, а Геракл сам надел на его плечи свою львиную шкуру. Другой должен был стать правителем Фив, и в его руку он вложил булаву, которую получил в дар от самого Дедала. Третьему сыну была обещана Ойхалиа, которую Геракл потом разорил: всё из-за несостоявшегося союза между Афинами, Спартой и Фивами. Геракл настолько любил своих детей, что никто не усматривал его вины в их гибели: вину за их гибели возлагали на пришлых людей, быть может из Ликоса или, как говорил Сократ, из Агиеса.
       

       Растерявшийся Геракл несколько дней не покидал своих покоев, всячески избегая любых встреч с людьми, до тех пор, пока царь Теспос не провёл обряд очищения. Только тогда он отправился в Дельфы, чтобы узнать, что же ему теперь предстоит. Пифия обратилась к нему именно как к Гераклу, а не Палаймону, посоветовала ему поселиться в Тирсе, служить Эвристею в течение двенадцати лет и выполнять любое его поручение, а в награду за это ему суждено бессмертие. Геракл был раздосадован, поскольку не хотел служить у человека, в его представление более низкого происхождения, чем он, но, однако, смирился и исполнил волю своего отца Зевса. Много друзей пришло, чтобы его утешить, и когда он немного успокоился, отдал себя во власть Эвристея.
       

       Кое-кто утверждает, что Геракл лишился рассудка после того как вернулся из Тартара, и тогда убил своих детей и Мегару, что Пифия предрекла ему тотчас: «С этих пор не будешь известен как Палаймон, получишь вечную славу среди людей и будешь наречён - Гераклом». Есть утверждения и о том, что будто бы Геракл был любовником Эвристея, а свои двенадцать подвигов совершил, чтобы его ублажить.
       

       Существует предание, что когда Геракл собрался на выполнение своих подвигов Гермес пожертвовал ему меч, а Аполлон лук и стрелы необычайно острые и с оперением из перьев орла, Гефест же выковал золотой панцирь, а Афина подарила щит. Возможно, панцирь подарила Афина, а Гефест бронзовые поножи и шлем. Афина и Гефест всегда присутствовали на ратном пути Геракла и даровали ему радость побед и охраняли в сражениях. Даром от Посейдона была колесница запряжённая конями. Зевс же подарил ему не ломающийся щит (диск). На нём с помощью эмали, слоновой кости, янтаря, золота и ляпис-лазури были изображены различные сцены, а поверх них двенадцать голов змеиных, которые развивались над щитом, когда он вступал в бой, наводя ужас на неприятеля. Геракл очень гордился подаренным оружием и берёг его, в своих обыкновенных подвигах он использовал дубину, лук и стрелы. Даже не думал, что может сражаться с окованной бронзой палицей, которую передал ему Гефест и сам себе вытёсывал такую же из дикой оливы. Первую такую он сделал себе на Геликоне, следующую в Немее,потом где-то на берегу Саренского моря. На такую палицу он опирался Тройсене во время посещения Гермеса. Она пустила корни и стала самым обыкновенным деревом.
       
       Брат Геракла Иолас помогал ему в его подвигах, сопровождал его и носил за ним его щит.
       

1. В классической Греции сумасшествие непременно вело к тому, что дети предавались в жертву. Очевидно, представление греков было следующим, что такая жертва искупительная и ребенок, принесённый в жертву, защищает святого царя, если он сожжён заживо. Царь же проводил двадцать четыре часа во время обряда лежа в гробу, после чего он вставал и снова обретал всю полноту власти.


2. Смерть Пирайхмоса, разорванного парой коней, ни нечто исключительное. Титул Палаймон, данный Гераклу, приравнивает его к Меликертису из Коринфа, который был известен под этим именем, Меликертис это Мелкарт глава города, тирский Геракл. Восемь Алкаидов были, наверное, членами ансамбля исполнявшего танец с мечами, подобно как в английском фольклоре восемь человек исполняют танец в честь Рождения Бога. Танец оканчивался жертвоприношением. Мирт был деревом тринадцатого месяца в двадцать восемь дней и символизировал уход; дикая олива - дерево первого месяца, символизировало начало. Восемь сыновей Электриона действительно совершали подобный обрядовый танец в Микенах.


3. Гомосексуальные связи Геракла Гиласем, Иоласом и Эврестеем так же, как описание его затей с оружием принадлежат к военным обычаям фиванцев. В первоначальном мифе Геракл влюбляется в дочь Эвристея, а не в него. Двенадцать работ, как это предполагал Сервий, связаны с двенадцатью знаками Зодиака. Хотя ни Гомер, ни Гесиод, не утверждают, что их было двенадцать, да и сам порядок работ не соотносится с этими знаками. Подобно тому, как в кельтский бог Судьбы прославлялся в ирландской саге «Об Амергине», пеласгасийский Геракл проходит свой путь за тринадцать месяцев. В мифах ирландских и валлийских последовательность знаков была следующей: Олений Бык, Потоп, Ветер, Роза, Ястреб, Цветок, Костёр, Копьё, Лосось, Гора, Кабан, Наездник Морской Змей. В то время как свершения Гильгамеша в вавилонском эпосе связаны со знаками Зодиака, тирский Геракл имеет с ними только несколько соответствий. Несмотря на утверждения Гомера и Гесиода сцены, представленные на древних щитах, ещё далёких от подлинных произведений искусства, выполненных в виде пиктограмм, окружённых спиральными линиями по контуру каждого щита, проясняющими происхождение и ранг своего хозяина.


4. Двенадцать Олимпийцев обсыпали Геракла дарами во время его божественного супружества, и все их принесла ему его жрица и почитательница - Афина, Аоге, Иола или носящая иные имена. Вручила их ему сама или через своих помощниц, Геракл же принимал их как определённый магический обряд перед совершением работ.