На родине президента

Юрий Короткевич
НА РОДИНЕ ПРЕЗИДЕНТА
Юрий Короткевич

       Сижу я как-то вечером у себя дома, в Москве, после инженерной своей работы. За окнами - вовсю перестройка. Все участвуют, как всегда, добровольно, в страшно веселом аттракционе. Наш паровоз марки "ку-кушка", который всё еще летит в коммуну, превращая 97% энергии в дым, пар и агитационный свисток, нужно срочно переделать. Без мастеров, без чертежей, без инструментов, без знания и денег. Опять - на энтузиазме. Нужно на ходу сделать из паровоза, в смысле из тех же материалов, самолет, и взлететь с рельсов к зияющим высотам капитализма!

       Так вот, сижу я и думаю: "А что мне-то делать, чем отличиться?" На Отечественную войну я не успел попасть (четыре года отроду было), в гражданскую - ещё не родился. Как бы не опоздать поучаствовать в строительстве капитализма, а то нечего правнукам будет рассказывать! Внукам ничего не надо говорить - они слиняли жить в Америку.

       Вдруг телефонный звонок. Звонит мой родственник по линии единственной сестры, её муж, Евгений Михалыч. Он на целый год старше меня и славится в семье пристрастиями к самым необходимым для жизни идеям, как-то: существуют ли НЛО (неопознанные летающие объекты), верна ли идея хронологических сдвигов во всемирной истории? Правда, не как специалист, а так.
 И говорит он мне такие слова: есть, дескать, у него, хорошая знакомая, бывшая проектантка по гражданскому строительству. Теперь же она владелица ООО (для тех, кто подзабыл, - это общество с очень ограниченной ответственностью). Сейчас у неё проблема. Ей удалось купить партию вахтовых микроавтобусов. Делаются они в Ставрополе, ну там, где сделали нашего первого президента. Вспомнили? Ну, его, Михаила Сергеевича Горбачева, отца перестройки и любимца всех капиталистов мира.

       Для незнающих поясню. Вахтовый микроавтобус той поры получался так: добывался по бартеру бортовой грузовичок-полуторка Ульяновского автозавода. В Ставрополе с него снимали  деревянный кузов. Можно его выбросить, а можно сделать собачью будку, благо, доски - очень хорошие. Потом изготавливался железный ящик с боковой и задней дверями, окнами и 12 сидениями, и всё это крепилось на шасси "УАЗa". А так как грузовичок высокой проходимости, с обогревом и гораздо дешевле "Хаммера", то ему просто цены не было в то время! При социализме он мыслился как средство перевозки работяг на место работы вахтовым методом по бездорожью, т.е. по всей стране. Теперь вы все понимаете.

       Проблема у хозяйки была лишь в третьем водителе, вернее, в его отсутствии. Двое уже были - это профессионалы-шоферюги, работавшие на подругу Евгения Михайловича. И вот предлагает мне Женя обычный бизнес: в три дня слетать из Москвы в Ставрополь, принять с коллегами по бизнесу три объекта ограниченной ответственности и доставить их под окна подруги в Москву. На всё это выделяются авансом деньги на самолет, на еду и на бензин, а в качестве гонорара обещано по 100,000 деревянных рублей на рыло. Напомню, что доллар тогда в Москве продавался свободно на каждом углу и за него просили всего 1000 рублей. Это теперь, живя в Америке, я знаю, что очень средняя зарплата американца во Флориде равна около 25 тыс. долларов в год. То есть 100 долларов здесь зарабатывают примерно за день (об этом написано в нашем американском учебнике английского языка для НАЧИНАЮЩИХ).

       А теперь прикиньте, что такое 100 долларов в России в те темные времена! Было о чем подумать. И я взял тайм-аут. Софа, моя боевая подруга, с которой мы всё решаем вместе уже много лет, возразила: - "Ты что! Это же опасно! За какие-то 100 долларов хочешь покинуть меня? Давай, поедем вместе!"

       Ну, привет! Бабе в 60 лет гонять за 1000 миль (не километров) черт знает на какой машине, это, конечно, круто! Сговорились на том, чтобы я нашел хорошего напарника... Спутника жизни трудно найти, а где быстро взять хорошего напарника? Проблема-с.

       И я стал искать. На моей работе в НИИ был хороший знакомый, моего возраста, тоже автолюбитель и тезка.
  " Юр, - говорю - ты хочешь погулять за деньги?"

  " Конечно, - отвечает - только куда, за сколько и что делать?"

       Естественный вопрос.

  " Ну, ты совсем офигел, - сказал он мне, получив информацию. - Да там же нас подстрелят, как зайцев. Это же направление Москва-Ростов, а там далее в Грузию. За новыми машинами "братва" охотится. Да и отгулов у меня нет."

  " Подумаешь, - говорю, - новая машина. Ведь не "Мерседес" же. Да и поедем мы в обратном направлении, бандиты в кустах не успеют среагировать."

       И все же получил от него отказ. Пришлось искать среди тех, кто был под рукой. У Софы в лаборатории работал в то время молодой парень-лаборант Миша, только что из армии и на голову выше меня, но не умеющий водить. Мы его знали уже лет пять. Он согласился участвовать в авантюре, так как на основной работе в НИИ тогда никто зарплату не получал и ничего не делал...

       Итак, мы с Мишей летим из подмосковного Быково в город Ставрополь. Из багажа у нас только две пустые 20-литровые канистры, плохо отмытые от бензина, но в те святые времена никого это не волновало.Это было время, когда бензин на заправках появлялся только иногда, и для надежности лучше было бы его иметь с собой, хотя бы на полдороги.

       В Ставрополе сразу же после устройства в гостиницу мы поехали на завод. Там встретились с нашей шофернёй и узнали, что директор, ведающий отпуском левых машин, сейчас на похоронах, да и вообще торопиться некуда, наши машины ещё и не готовы. На следующий день, с самого утра, мы заняли дежурство в приемной, а я из инженерного любопытства пошел посмотреть производство. Форд со своим конвейером видимо еще не посетил этот завод. Сборка шла "бригадным" методом: это когда работяги на пустое место приносят разные детали кузова, вручную подгоняют крылья, двери, окна, а потом все это устанавливают на шасси.

       Появился директор и обещал, что часам к трем пополудни мы получим своё добро. И правда, полчетвертого трактор по очереди вытащил за ворота завода три наших внедорожника. Мы начали торопливо их осматривать - ночь ведь скоро! Первое дело - завести. Одна из машин, впоследствии "моя", не заводилась. Обнаружили, что бензобак просто забыли соединить с бензонасосом!

       Надо сказать, что на грузовиках, несмотря на свой 35-летний автомобильный стаж, я никогда раньше не ездил, и только перед выездом с завода сделал пробный круг, чтобы немного привыкнуть. А чтобы "Уазик" легче двигался, мы разъединили передний и задний мосты, вынув из ступиц передних колес муфты. Я робко попросил своих коллег не очень гнать, пока не освоюсь. Заправили полные баки и канистры и часов в 5 вечера выехали в сторону Ростова. У первой же деревни ребята забежали в сельский магазин, без очереди (ведь тогда за всем были очереди) отоварились и рванули от нас. У них, у опытных, были свои планы: потом я узнал , что по пути в Москву они использовали машины для извоза. Да и вообще, когда это гегемон упустит возможность утереть сопли интеллигентам! Больше мы их и не видели.


       Зато на остановке мы с Мишей были "приятно" удивлены: в спешке нам забыли дать ключи от дверей, а их в машине четыре. Ключ от зажигания, по законам социализма, отличается от дверного.

    Через час езды закипел радиатор. Опять же в спешке я забыл проверить наличие в нем воды. Хватило ума сразу не открывать пробку, а то бы и не было продолжения рассказа... Но где взять воду и в чем ее носить? Слава Богу, вдоль дорог в России в канавах она везде есть. Миша бутылкой из луж насобирал нужное количество.

       Уже начало смеркаться. Пора было думать о ночлеге. В связи с "ключевой" проблемой решили спать в машине. Недалеко от заправки, на взгорке, мы стали устраиваться на ночлег. От волнения первых часов езды я только сейчас огляделся по сторонам. Стояла ранняя осень, мягкие холмы освещались закатным солнцем, внизу петляла речушка. Тихо, как в раю...
   Как будто здесь сидел Левитан и рисовал картину "Над вечным покоем". В Подмосковье не встретишь такого простора, да и небо в Москве - с рогожку. Чуть было не кинулись в сентименты, но почувствовали прохладу. Вернее, стало просто холодно, а в нашем вахтовом транспортном средстве, конечно же, не был подключен электрообогрев. А жить-то надо.
       Решили по очереди сидеть на капоте мотора и не выключать его. Почти как на печке в деревне. Благо, мотор со своим капотом - внутри водительской кабины между сидениями. Внутренний обогрев кабины тоже не работал, т.к. рычаги управления заслонками закрасили еще в Ульяновске намертво, никакими силами не сдвинуть. Но ведь на этот аттракцион нас никто не гнал, телесериал "Последний герой" с подготовленными трудностями еще не был выдуман, да и что это за трудности? Так, мелочовка. Спасибо, не стреляют.

       К утру немного пригрелись и даже выспались. Миша - очень семейный и аккуратный мальчик, всю дорогу вел записи в свой дневник, отмечал города и километраж. Он впервые участвовал в такой авантюре. Вообще, мне с ним повезло. Я - "дамский мастер", у меня дочь и две внучки. Так что у меня на три дня оказался как бы сын. Мы с ним вели мужские разговоры, я делился моим житейским опытом. Наша идиллия изредка прерывалась разными глупостями. Иногда я, заболтавшись, не успевал вовремя переключить скорость на подъеме. С переключением скорости была такая же морока, как и с печкой. То ли масла в коробке скоростей не было, то ли что, но рычаг переключался только двумя руками. Один раз, еще не привыкнув к габаритам машины, я с трудом разминулся на дощатом мосту со встречным велосипедистом. Но в принципе к этой дерьмовой машине, как и ко всему , я начал привыкать. Как и сам социализм, этот внедорожник был задуман очень хорошо, но сделан он был как бы не для себя, а для врага.

       Кстати, действительно раза два навстречу нам ехали плотные группы дорогих машин немецкого производства. Это наши люди мстили немцам. Немцы во время войны гнали на запад из оккупированных районов наших людей в Германию, а теперь наши люди гнали из Германии в Россию ворованные машины.

       На таком сравнительно долгом пути не могло не быть встреч с "дорогими " людьми. В центре какого то маленького городка, под одним единственным светофором, "мент угрюмо свой пост охранял". Это был первый и последний контакт с властями, несмотря на то, что на нашей машине не было никаких номеров. Сопроводительных бумаг, кстати, тоже было немного.

       Дяденька милиционер попросил нас остановиться. Мы гостеприимно открыли все двери. Показав на Мишу, он спросил:
- Это кто?

- Друг

Он с сомнением посмотрел на меня и спросил:

- Почему не баба?


       Ну, очень у нас любопытная утренняя власть! Последний его вопрос был полон надежды:
- Водка у вас есть?


       У нас она была+ Мы расстались друзьями, т.к. водка в этом городишке была самым главным товаром. Он толком даже не посмотрел наши заводские бумажки и мои права. Доверие - основа капитализма. Я ему, как родному, рассказал всю правду, что машину гоню хозяину, а тот ее  потом перепродаст.

       Ну, вот и Москва! Мы гордо переезжаем Каменный мост возле Кремля. Нам надо на Басманную, туда, где знаменитый Басманный суд, самый справедливый в мире.

       Последний раз, оставив незакрытой нашу боевую колесницу на улице, а скромного Мишу в коридоре, я пошел за расплатой. После устного отчета обменял ключ зажигания на 100 тысяч полновесных деревянных рублей. Налог, пусть меня простят фининспекторы, я не платил. Небрежно побросав 10 пачек в непрозрачный пластиковый мешок, почти как Остап Бендер, я вышел в коридор и расплатился с Мишей. Он не ожидал такого быстрого эффекта. Я посоветовал ему обменять рубли на "капусту" в ближайшем обменном пункте.

       Конечно, сумма смешная, как и вся история. Просто иногда хочется позаниматься непривычным делом без ущерба для здоровья. Если оглянуться по сторонам, большинство тоже не занимается своим делом. Комбайнер находит в себе силы руководить громадным государством, просто так, из любопытства.

       Бывший руководитель строительных отрядов в одночасье превращается в банкира и нефтепромышленника, просто так, от нечего делать. Математик из зав. лабораторий становиться "серым кардиналом" (начитался в детстве "Трех мушкетеров").

- Ну и что? - спросите вы. - Тебе что, завидно?

- Не-а, - отвечу я. - Если для их здоровья это полезно, то - пожалуйста!

       Ну-ка, погромче, не слышу! У вас пропали деньги в Менатепе? Сыну разбили нос в метро, пытались исправить его форму? А может, он просто погиб на Кавказе?

       То-то и оно. Пусть все занимаются, чем хотят, но только чтобы польза была всем. Ну всё, договорились. Блажь, конечно, никогда этого у людей не водилось, чтобы всем было хорошо.