Роберт Грейвс. Дочери Теспиоса. Эргинос

Николай Ефанов
       Дочери Теспиоса
       
       
       На восемнадцатом году жизни Геракл оставил пастушью жизнь и отправился на охоту на льва из Китарона, который сеял опустошение в стадах Амфитриона и его афинского соседа Эрехтейда, царя Теспиоса, которого также звали Тестиосом. Лев этот имел ещё одно укрытие на горе Геликон, у подножия которой лежал город Теспе. Геликон всегда была местом игрищ любовных и всяческих радостей, на её вершине было святилище муз, а у подножия статуя Эроса, её покровителя.
       

       Пятьдесят дочерей царя Теспиоса и его жены Мегамеды, дочери Арнеуса, были самыми весёлыми девушками во всей Теспии. Отец их боялся, что не сумеют найти себе подобающих мужей, решил, что каждая будет иметь ребёнка от Геракла, который в это время был занят выслеживанием льва. И пятьдесят ночей подряд Геракл должен был ночевать в Теспии.
       

       «Можешь взять к себе на ложе мою старшую дочь Прокрис», - так приветствовал гостя Теспиос. Но каждую следующую ночь иная дочь посещала Геракла, таким образом, он переспал со всеми, за исключением одной, которая не хотела попасть в его объятья, и осталась до смерти невинной и жрицей его храма в Теспии: до сегодняшнего дня требуется невинность, чтобы стать жрицей в Теспии. С её сёстрами зачал пятьдесят одного сына: самая старшая Прокрис родила близнецов, Антилеона и Гиппеуса, а также самая младшая родила двойню.




1. Пятьдесят дочерей Теспиоса похожи на пятьдесят Данаид, Паллантид и нереид, равно как и пятьдесят девиц, с которыми переспал кельтский бог Бран (Форонес) в течение одной ночи: вероятно, что коллегия жриц богини Луны, для которых раз в год во время эротической оргии возле каменного фаллоса, называемого Эросом, имел вид святого царя одетого в шкуру льва. Число их соответствовало числу лунаций проходящих между олимпийскими периодами. Имя «Теспиос» не что иное, как маскулинизация thea Hestia - богини Гестии, или - Теспиос «божество звучащее».


2. Гигинус («Фабулы») вспомнил лишь о двенадцати Теспидах, быть может, потому, что таким было число латинских весталок служивших на Палладиуме. Кажется, подобные оргии они совершали на окраинах Римской империи, в Албанских горах.


3. Самая старшая и самая младшая из дочерей Теспиоса родили Гераклу близнецов, то есть святого царя и его заступника. Мифология в этом месте спотыкается, потому что утверждение о том, что Геракл полюбил самую младшую дочь царя, есть подтверждение его наследования царской власти. Классическая легенда о Геракле несколько патриархальна, поскольку у него не было дочерей. Жрица-девственница в Теспии, походит на Пифию служащую Аполлону в Дельфах: она становится его любовницей только потому, что не может иметь смертного мужа.


4. Павсаний, которого этот миф не удовлетворял, пишет, что Геракл не мог совершить ничего против воли своего господина, так же, как не мог воздвигнуть себе святилище, как будто он был богом: всё же происходило в начале его жизнедеятельности. Для него и не существует идентичности между царём Теспов и отцом Теспиад.


5. Геракл сделал себе палку из дикой оливы, дерева с которого начинается отсчёт месяцев года и служившего для изгнания злых духов.



       Эргинос


       За несколько лет перед этим, во времена праздника Посейдона в Онхесте, одно происшествие обеспокоило фиванцев: возница Менойкеса бросил камень, который нанёс смертельную рану минойскому царю Клименосу. Умирающего Клименоса отнесли в Орхоменос, где, испуская дух, он наказал своим сыновьям непременно отомстить за него. Самый старший, Эргинос, мать которого была беотийской княжной по имени Будея или Бузуга, навербовал войско, которое направилось против фиванцев и разбило их на голову. Чтобы избавиться от этой напасти фиванцы обязались платить Эргинусу дань в размере ста штук разного скота в течение двадцати лет, в наказание за смерть Клименоса.


       Геракл, возвращаясь с Геликона, встретил минойских посланцев, которые ехали за данью фиванцев. Спросил их, с какой целью они держат путь, они тотчас с гордостью ответили, что ещё раз прибыли, чтобы напомнить фиванцам о милосердии Эргиноса, который отказался от отрезания носов, ушей и рук всем мужчинам города. «Действительно ли Эргинос требовал такую дань?» - спросил разгневанный Геракл. После чего покалечил посланцев Эргиноса, также как они ему рассказали, и отослал их в Орхоменос с ушами, носами и руками сочащимися кровью, привязанными верёвкой вокруг шеи.


       Когда Эргинос ожидал от фиванского царя, что тот выдаст того, кто совершил это преступление, сам Креон был готов к тому, что минойцы полностью разграбят Фивы, а сам он не может рассчитывать на помощь ни кого из своих соседей. Геракл, однако, созвал своих молодых друзей и призвал их защитить свободу. Обошёл все храмы, собирая все щиты, шлемы, нагрудники, поножи, мечи и копья, висевшие на их стенах: бывшую добычу в прошлых сражениях. Афина была удивлена такой отвагой и покровительствовала ему и его друзьям. Таким образом, Геракл вооружил всех фиванцев годных для ношения оружия, научил их владению им и принял над ними командование. Пророчица обещала ему удачу и победу, если самая знатная особа в Фивах сама лишит себя жизни. Все взгляды обратились к Антипойносому, потомку Посеянных Людей, только тот не хотел добровольно расставаться с жизнью. Но дочери его, Андроклея и Алкис сделали это за него с радостью, и с тех пор покоятся со славой в храме Артемиды.


       Минойцы напали на Фивы, но Геракл устроил засаду в перелеске и убил Эргиноса и многих его воинов. После чего преследовал убегавших до самого Орхомена, где сломал ворота, ограбил дворец и потребовал от минойцев выплатить дань Фивам в двойном размере. Геракл перекрыл два построенных в древние времена туннеля, по которым воды реки Кефисос отводились к морю и залил ими житные поля на Копайской равнине. Решил жаждой уморить минойцев, вытеснить их в горы, где и окончательно победить. В конце концов, пожалев людей, открыл туннели. Святилище Геракла Связывающего Коня в Фивах - напоминание об этом событии: Геракл ночью пробрался в лагерь фиванцев и украл коня вместе с упряжью, привязав того к дереву, после чего вырезал спящих людей. Однако случилось и несчастье в той битве погиб его отчим Амфитрион.


       По возвращении в Фивы Геракл посвятил алтарь Зевсу Избавителю, статую каменного льва Славной Артемиде и два каменных изображения Афины Собирающей Оружие. Поэтому боги не наказали Геракла за изуродованных посланцев Эргиноса, фиванцы же осмелели и стали называть его Гераклом Отсекающим Носы.


       По иной версии Эргинос спасся после поражения минойцев и был одним из Аргонавтов, которые привезли из Колхиды Золотое Руно. Многие годы посвятил накоплению достатка, стал человеком чрезвычайно богатым и умер в глубокой старости, бездетным. Пророчица же сказала ему, чтобы починил старую соху, полюбил молодую жену, которая родила ему Трофониуса и Агамедеса, славных архитекторов, а также Азеуса.


1. Геракл так жестоко поступил с минойскими послами (а послы считались особами священными, даже, несмотря на их нахальство), что, скорее всего он представлял вторгнувшихся в Грецию дорийцев, около 1050 года до Р.Х., которые не знали законов цивилизации.


2. По Страбону, землетрясения, часто перекрывали или снова открывали естественные туннели, по которым текли воды Кефисоса. В конце концов, вся равнина Копайская превратилась в болото, несмотря на два огромных туннеля выкопанных минойцами в эпоху бронзы: Пеласги, которые предшествовали минойцам, пользовались естественными туннелями для осушения этих болот. Впрочем, Джеймс Фрейзер был того мнения, что эти туннели были сознательно разрушены фиванцами, которые в 368 году до Р.Х. захватили Орхоменос, пленили всех мужчин и женщин и продали их в рабство (Павсаний). Совсем недавно равнина была осушена британцами.


3. Когда Фивам грозило несчастье, общество было глубоко патриархальным, именно поэтому только Андроклея и Алкис добровольно совершили самоубийство. Имена их походят на имена дочерей Эрехтеуса, принесённых в жертву таким же образом, и были титулами Деметры и Персефоны, которые требовали жертв мужских. Выглядит это так, будто две жрицы «понесли кару» вместо священного царя, названного потом Антипойносом, который последовал примеру Менойкеса. Из-за этого Сфинкс спрыгнул со скалы и разбился на куски.


4. Прозвище Геракла «Связывающий Коня» можно отнести к захвату им диких кобыл Диомеда и ко всему, что связано с этим подвигом.


5. Афина, Собирающая Оружие была вовсе не та Афина, которая раздавала оружие своим сыновьям. В мифах кельтских и германских раздача оружия - привилегия матриархальная, происходящая во время проведения свадебных обрядов.